город Москва |
|
15 сентября 2021 г. |
Дело N А40-225330/20-2-1086 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ЭРКУЛ КОСМЕТИКС": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента городского имущества города Москвы: Путенко М.В. (дов. N 33-Д-1704/20 от 29.12.2020 г.);
от третьего лица Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
рассмотрев 09 сентября 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ЭРКУЛ КОСМЕТИКС"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31 марта 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2021 г.,
по делу N А40-225330/20-2-1086
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭРКУЛ КОСМЕТИКС"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным решения,
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "ЭРКУЛ КОСМЕТИКС" (далее - ООО "ЭРКУЛ КОСМЕТИКС", общество, заявитель) является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005006:25 по адресу: г. Москва, проезд Строительный вл. 7А, стр. 14 (далее - земельный участок) с видом разрешенного использования - эксплуатация административного здания производственных и административных корпусов предприятия, категория земель - земли населенных пунктов, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
На указанном земельном участке расположено здание с кадастровым номером 77:08:0005006:1056, находящееся в собственности общества, в котором в соответствии с техническими документами, составленными на основании обследования от 18 марта 2002 г., наибольший удельный вес в структуре площадей занимают помещения с назначением "складские".
Поскольку установленный вид разрешенного использования земельного участка "эксплуатация административного здания" не предусмотрен Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 г. N 540 (далее - Классификатор), а здание используется под складские помещения, ООО "ЭРКУЛ КОСМЕТИКС" 23 июля 2020 г. обратилось в Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) с заявлением об установлении соответствия существующего вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005006:25 виду разрешенного использования, предусмотренного Классификатором.
Письмом N ДГИ-1-59443/20-1 от 14 августа 2020 г. "О рассмотрении обращения" Департамент городского имущества города Москвы сообщил ООО "ЭРКУЛ КОСМЕТИКС" об отказе в приведении вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с Классификатором, указав на необходимость обратиться за внесением изменений в Правила землепользования и застройки города Москвы в соответствии с компетенцией.
Считая свои права нарушенными, ООО "ЭРКУЛ КОСМЕТИКС" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным решения, выраженное в письме от 14 августа 2020 г. N ДГИ-1-59443/20-1, и обязании Департамент городского имущества города Москвы в месячный срок с момента вступления в законную силу решение суда установить соответствие вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005006:25 виду разрешенного использования 6.9 - "склады" в соответствии с приказом Министерства экономического развития от 01 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 марта 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ЭРКУЛ КОСМЕТИКС" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что оспариваемый отказ нарушает его права, создавая неопределенность вида разрешенного использования земельного участка.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамента с доводами кассационной жалобы не согласился, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Представители ООО "ЭРКУЛ КОСМЕТИКС" и Управления Росреестра по Москве в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Департамента, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Из статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются статьями 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Правообладатель земельного участка вправе выбирать вид разрешенного использования любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным зонированием, и, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП (далее - Правила).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение Департамента городского имущества города Москвы не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку установление иного вида разрешительного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005006:25 возможно после внесения соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки города Москвы.
При этом судами установлено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Москвы земельный участок с кадастровым номером 77:08:0005006:25 расположен в границах территориальной зоны сохраняемого землепользования (индекс - "Ф").
Согласно пункту 3.3.2 Правил во всех территориальных зонах сохраняемого землепользования (фактическое использование - индекс "Ф") в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков устанавливаются виды разрешенного использования упомянутых земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
В ЕГРН в отношении земельного участка установлен вид разрешенного использования "эксплуатации административного здания", который согласно Классификатору соответствует виду разрешенного использования 4.1 "Деловое управление".
Таким образом, основным видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005006:25 является "деловое управление" (4.1), указанное в ЕГРН.
Внесение изменений в Правила землепользования и застройки города Москвы осуществляется на основании статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 36 Градостроительного кодекса города Москвы.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07 ноября 2012 г. N 633-ПП "Об утверждении положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы" подготовка проектов внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Москвы относится к компетенции Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы рассмотрены судом кассационной инстанции, однако при установленных судом обстоятельствах они не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31 марта 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2021 г. по делу N А40-225330/20-2-1086 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ЭРКУЛ КОСМЕТИКС" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила землепользования и застройки города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП (далее - Правила).
...
Согласно пункту 3.3.2 Правил во всех территориальных зонах сохраняемого землепользования (фактическое использование - индекс "Ф") в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков устанавливаются виды разрешенного использования упомянутых земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
...
Внесение изменений в Правила землепользования и застройки города Москвы осуществляется на основании статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 36 Градостроительного кодекса города Москвы.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07 ноября 2012 г. N 633-ПП "Об утверждении положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы" подготовка проектов внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Москвы относится к компетенции Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 сентября 2021 г. N Ф05-22135/21 по делу N А40-225330/2020