город Москва |
|
14 сентября 2021 г. |
Дело N А40-265161/20-17-1736 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "Трест "Шахтспецстрой": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ИФНС России N 1 по г. Москве: Головешкина В.М. (дов. N 06-12 от 01.12.2020 г.);
рассмотрев 08 сентября 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России N 1 по г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22 марта 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2021 г.,
по делу N А40-265161/20-17-1736
по заявлению акционерного общества "Трест "Шахтспецстрой"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по городу Москве
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 2297 от 22 октября 2020 г.,
УСТАНОВИЛ: Инспекцией Федеральной налоговой службы N 19 по г. Москве (далее - ИФНС России N 1 по г. Москве, административный орган) в отношении акционерного общества "Трест "Шахтспецстрой" (далее - АО "Трест "Шахтспецстрой", общество, заявитель) проведена проверка соблюдения валютного законодательства, в ходе проведения которой был установлен факт незаконной валютной операции по зачислению 06 августа 2019 г., минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации на свой счет N KZ919470398990760276, открытый в банке АО DB ALFA-BANK (ALFAKZKA) (Республика Казахстан), денежных средств в иностранной валюте за выполнение работ по контракту от 27 сентября 2017 г. N 3394 (счет от 02 августа 2019 г. N 1) от нерезидента - АО "АрселорМиттал Темиртау" в сумме 156 800 000 казахских тенге, что является нарушением подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании).
Поступление денежных средств подтверждается отчетом о движении средств в банке за пределами территории Российской Федерации за 3 квартал 2019 года и банковскими документами.
На основании полученных данных 15 октября 2020 г. ИФНС России N 1 по г. Москве в отношении АО "Трест "Шахтспецстрой" составлен протокол об административном правонарушении N 770120201015-6.
Постановлением ИФНС России N 19 по г. Москве от 22 октября 2020 г. по делу об административном правонарушении N 2297 АО "Трест "Шахтспецстрой" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 19 785 612 руб.
Считая указанное постановление незаконным, АО "Трест "Шахтспецстрой" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 1 по г. Москве о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 марта 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2021 г., постановление ИФНС России N 19 по г. Москве от 22 октября 2020 г. по делу об административном правонарушении N 2297 изменено в части назначенного административного наказания, снизив размер штрафа с 19 785 612,00 руб. на штраф в размере 9 892 806 руб. В остальной части постановление оставлено без изменения
В кассационной жалобе ИФНС России N 1 по г. Москве просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, указывая на наличие в действиях общества вмененного ему состава административного правонарушения и отсутствие у судов оснований для изменения административного штрафа.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ИФНС России N 1 по г. Москве поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель АО "Трест "Шахтспецстрой" в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ИФНС России N 1 по г. Москве, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно подпункту "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании приобретение резидентом у нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа отнесены к валютным операциям.
Статьей 12 Закона о валютном регулировании установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации миную счета в уполномоченных банках.
Денежные средства, зачисление которых на счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не предусмотрено Законом о валютном регулировании, должны быть зачислены на счета резидентов в уполномоченных банках РФ.
Действия, связанные с осуществлением незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и предусматривают наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Из части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ следует, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях АО "Трест "Шахтспецстрой" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку операции по зачислению денежных средств на счет резидента, открытый в банке за пределами Российской Федерации, минуя счета уполномоченных банках в счет оплаты за выполнение работ, не входят в перечень разрешенных случаев, указанных в статье 12 Закона о валютном регулировании, а также о соблюдении административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.
При этом суды пришли к выводу о возможности изменения постановления административного органа в части размера административного штрафа, снизив его размер менее минимального размера, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, до 9 892 806 руб.
Рассматривая вопрос о наличии оснований для снижения штрафа, назначенного обществу, суды приняли во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении N 4-П от 25 февраля 2014 г., а также обстоятельства, связанные с приостановкой проектов, уменьшением количества контрагентов заявителя в связи с пандемией коронавируса, тяжелым материальным положением, угрозой невозможности уплаты налогов, угрозой банкротства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку указывают на несогласие с выводами суда, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22 марта 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2021 г. по делу N А40-265161/20-17-1736 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 1 по г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях АО "Трест "Шахтспецстрой" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку операции по зачислению денежных средств на счет резидента, открытый в банке за пределами Российской Федерации, минуя счета уполномоченных банках в счет оплаты за выполнение работ, не входят в перечень разрешенных случаев, указанных в статье 12 Закона о валютном регулировании, а также о соблюдении административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.
При этом суды пришли к выводу о возможности изменения постановления административного органа в части размера административного штрафа, снизив его размер менее минимального размера, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, до 9 892 806 руб.
Рассматривая вопрос о наличии оснований для снижения штрафа, назначенного обществу, суды приняли во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении N 4-П от 25 февраля 2014 г., а также обстоятельства, связанные с приостановкой проектов, уменьшением количества контрагентов заявителя в связи с пандемией коронавируса, тяжелым материальным положением, угрозой невозможности уплаты налогов, угрозой банкротства."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 сентября 2021 г. N Ф05-22124/21 по делу N А40-265161/2020