город Москва |
|
17 сентября 2021 г. |
Дело N А40-252859/20-148-1228 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу ФГУП "Росморпорт" в лице Дальневосточного бассейнового филиала
на решение Арбитражного суда города Москвы от 02 марта 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2021 г.,
по делу N А40-252859/20-148-1228
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" в лице Дальневосточного бассейнового филиала
к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 0904/1214Пл-Пр/001-0920 от 08 декабря 2020 г.,
УСТАНОВИЛ: на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор, административный орган) от 21 сентября 2020 г. N 1214 (приказ от 09 октября 2020 г. N 1323 "О внесении изменений в приказ Росприроднадзора от 21 сентября 2020 г. N 1214 "О проведении плановой выездной проверки ФГУП "Росморпорт") в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" в лице Дальневосточного бассейнового филиала (далее - ФГУП "Росморпорт" в лице Дальневосточного бассейнового филиала, предприятие) - причал N 2 морского порта Владивосток - Дальневосточный бассейновый филиал ФГУП "Росморпорт", МН-0127-001027-П, категория риска - высокая, категория объекта - II, проведена плановая выездная проверка с целью выполнения плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Росприроднадзора на 2020 год, утвержденного приказом Росприроднадзора от 30 октября 2019 г. N 676.
В ходе проведения проверки должностными лицами Росприроднадзора было установлено, что пользование водным объектом - бухта Золотой Рог Дальневосточного бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт" осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод от 20 декабря 2018 г. N 00-20.04-00.003-М-РСБК-Т-2018-03003/00.
Срок водопользования установлен до 19 декабря 2023 г.
Очистные сооружения введены в эксплуатацию в IV квартале 2018 года.
Дальневосточным филиалом ФГУП "Росморпорт" разработана и согласована с АБВУ программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, а также программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной бухтой Золотой Рог пролива Босфор Восточный залива Петра Великого Японского моря.
Программой предусмотрен отбор проб сточных и природных вод в двух точках. Точка N 1 (место выпуска сточных вод) и точка N 2 (контрольный свор на расстоянии 250 м от выпуска).
Согласно пункту 13 Условий использования водного объекта или его части, предусмотренных решением о предоставлении водного объекта в пользование от 20 декабря 2018 г. N 00-20.04.00.003-М-РСБК-Т-2018-03003/00, использование части бухты Золотой Рог может производиться водопользователем при содержании в исправном состоянии эксплуатируемых очистных сооружений.
Программой производственного экологического контроля объекта негативного воздействия на окружающую среду - Причал N 2 морского порта Владивосток МН-0127-001027-П и пункта 9.2.4 Плана-графика проведения проверок работы очистных сооружений отбор проб сточной воды до очистки проводится 2 раза в год.
Аналогичная периодичность ведения технологического контроля за эффективностью работы очистных сооружений установлена Планом мероприятий по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания на 2019 - 2024 года.
В соответствии с представленными протоколами лабораторных исследований пробы сточных вод на входе и на выходе очистных сооружений исследовались в 2019 году 2 раза (протоколы результатов анализа природных и сточных вод ФГБУ "ЦЛАТИ по ДФО" - ЦЛАТИ по Приморскому краю от 10 июня 2019 г. N 209-В и от 13 сентября 2019 г. N 440).
В соответствии с указанными протоколами эффективность очистки по взвешенным веществам составляет 62%.
Согласно отчету о выполнении Плана мероприятий по охране водного объекта (б. Золотой Рог) и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания Дальневосточного бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт" за 2 квартал 2019 г. эффективность очистки сточных вод в среднем составила 40%.
- в 2020 году - 2 раза (протоколы результатов анализа ОСП "Приморгеология" АО "Дальневосточное ПГО" Центральная лаборатория от 15 июня 2020 г. N 638, N 639 и от 21 сентября 2020 г. N 1081, N 1082), согласно которым эффективность работы очистных сооружений составила: по взвешенным веществам - не более 40% (25,7% и 36%, соответственно); по нефтепродуктам - не более 83%) (33% и 82%, соответственно).
Недостаточную эффективность работы очистных сооружений подтверждают результаты исследований проб сточных вод, отобранных на выходе из очистных сооружений в рамках производственного экологического контроля, в частности: протоколом результатов анализа ОСП "Приморгеология" АО "Дальневосточное ПГО" Центральная лаборатория от 09 июля 2020 г. N 772 зафиксировано превышение рассчитанных нормативов: по взвешенным веществам - в 2,5 раза, по нефтепродуктам - в 2,2 раза.
Протоколом результатов анализа ОСП "Приморгеология" АО "Дальневосточное ПГО" Центральная лаборатория от 16 октября 2020 г. N 1273 зафиксировано превышение рассчитанных нормативов: по взвешенным веществам - в 1,4 раз.
Таким образом, ФГУП "Росморпорт" в нарушение статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации и подпункта 13 пункта 2.3 Условий использования водного объекта или его части, предусмотренных решением о предоставлении водного объекта в пользование от 20 декабря 2018 г. N 00-20.04.00.003-М-РСБК-Т-2018-03003/00, не обеспечивает содержание в исправном состоянии эксплуатируемых очистительных сооружений.
По результатам проверки составлен акт проверки от 28 октября 2020 г. N 0904-1214Пл-А/006-0920, в котором зафиксированы выявленные нарушения и выдано предписание от 28 октября 2020 г. N 0904-1214Пл-А/006-0920 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
На основании полученных данных 01 декабря 2021 г. в отношении ФГУП "Росморпорт" был составлен протокол об административном правонарушении N 0904-1214Пл-Пр/006-0920.
Постановлением Росприроднадзора по делу об административном правонарушении N 0904-1214Пл-Пс/006-0920 от 08 декабря 2020 г. ФГУП "Росморпорт" привлечено к административной ответственности на основании статьи 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ФГУП "Росморпорт" в лице Дальневосточного бассейнового филиала обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Росприроднадзору о его отмене.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02 марта 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ФГУП "Росморпорт" в лице Дальневосточного бассейнового филиала просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, выразившегося в водопользовании с нарушением условий пользования водным объектом или его частью, поскольку из оспариваемого постановления невозможно сделать вывод, какие конкретно условия были нарушены и каким образом. Приведены также доводы о том, что предприятие дважды привлечено к ответственности за совершение одного и того же нарушения, в том числе постановлением от 03 февраля 2021 г. N 0904-1214Пл-Пс/021-0922. Указано также на нарушение административным органом требований части 1 статьи 29.5 КоАП РФ и рассмотрении дела об административном правонарушении не по месту его совершения в г. Владивостоке.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются с соблюдением требований водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также на момент возникновения спорных отношений исполнялись в соответствии с Правилами охраны поверхностных водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2016 г. N 79 (далее - Правила N 79) (пункты 1 и 2 Правил N 79).
В силу подпункта "е" пункта 3 Правил N 79 мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются лицом, использующим водный объект (водопользователем), которому предоставлено право пользования водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Требованиями раздела 2 РД 31.35.10-86 "Правила технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий" установлено, что территория, портовые сооружения и акватория предприятия, а также атмосфера в районе предприятия должны содержаться в санитарном состоянии, отвечающем требованиям по охране окружающей среды.
Пунктом 3 части 2 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что операторы морских терминалов, иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта, капитаны судов, другие лица, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, обязаны обеспечивать меры по предотвращению загрязнения территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами.
Согласно подпункту 2 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
Действия, связанные с самовольным занятием водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.6 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ФГУП "Росморпорт" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.6 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Судами установлено, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 13 решением о предоставлении водного объекта в пользование от 20 декабря 2018 г. N 00-20.04.00.003-М-РСБК-Т-2018-03003/00 предприятие должно вести регулярные наблюдения за водным объектом и его водоохраной зоной по программе, согласованной с отделом водных ресурсов Амурского БВУ по Приморскому краю.
При этом вода в бухте Золотой Рог в месте сброса сточных вод и в контрольном створе в результате их воздействия на водный объект должна отвечать требованиям, указанным в подпункте 12 пункта 13 решения.
ФГУП "Росморпорт" данные требования не выполняются, не обеспечивается содержание в исправном состоянии эксплуатируемых очистных сооружений.
Вина ФГУП "Росморпорт" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции статьи 7.6 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении предприятия вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Приведенный в кассационной жалобе довод о том, что предприятие дважды привлечено к ответственности за совершение одного и того же нарушения, в том числе постановлением от 03 февраля 2021 г. N 0904-1214Пл-Пс/021-0922, подлежит отклонению, поскольку указанным постановлением предприятие привлечено к ответственности по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ.
Ссылка ФГУП "Росморпорт" на нарушение административным органом требований части 1 статьи 29.5 КоАП РФ и рассмотрении дела об административном правонарушении не по месту его совершения в г. Владивостоке подлежит отклонению, поскольку часть 2 данной статьи содержит исключение из общего правила определения территориальной подведомственности, согласно которой дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02 марта 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2021 г. по делу N А40-252859/20-148-1228 оставить без изменения, кассационную жалобу ФГУП "Росморпорт" в лице Дальневосточного бассейнового филиала - без удовлетворения.
Судья |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
...
Приведенный в кассационной жалобе довод о том, что предприятие дважды привлечено к ответственности за совершение одного и того же нарушения, в том числе постановлением от 03 февраля 2021 г. N 0904-1214Пл-Пс/021-0922, подлежит отклонению, поскольку указанным постановлением предприятие привлечено к ответственности по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ.
Ссылка ФГУП "Росморпорт" на нарушение административным органом требований части 1 статьи 29.5 КоАП РФ и рассмотрении дела об административном правонарушении не по месту его совершения в г. Владивостоке подлежит отклонению, поскольку часть 2 данной статьи содержит исключение из общего правила определения территориальной подведомственности, согласно которой дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 сентября 2021 г. N Ф05-19616/21 по делу N А40-252859/2020