город Москва |
|
20 сентября 2021 г. |
Дело N А40-145215/20-92-1049 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "Народный банк" в лице председателя Турбина С.В.: не явился, извещен;
от истца (заявителя) мажоритарного акционера АО "Народный банк" Кузнецова С.В.: не явился, извещен;
от ответчика (заинтересованного лица) Банка России: Исаева Д.Б. (дов. N ДВР20-011/262 от 03.09.2020 г.), Цицариной К.В. (дов. N ДВР20-011/290 от 10.09.2020 г.);
рассмотрев 14 сентября 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО "Народный банк" в лице председателя Турбина С.В.
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24 декабря 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2021 г.
по делу N А40-145215/20-92-1049
по заявлению акционерного общества "Народный банк" в лице председателя Турбина Сергея Владимировича, мажоритарного акционера АО "Народный банк" Кузнецова Станислава Владимировича
к Центральному Банку Российской Федерации
о признании незаконным предписания от 21 июля 2020 г. N 36-12-4-1/7677ДСП,
УСТАНОВИЛ: Центральным Банком Российской Федерации (далее - Банк России) по результатам рассмотрения отчетности кредитной организации - акционерного общества "Народный банк" (далее - АО "Народный банк", общество) по формам 0409157 "Сведения о крупных кредиторах (вкладчиках) кредитной организации" (далее - отчетность по форме 157) и 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации" (далее - отчетность по форме 101) за период с 01 апреля 2020 г. по 01 июня 2020 г. выявлены случаи отражения банком недостоверных данных в представленной им отчетности по форме 157 по состоянию на 01 апреля 2020 г., 01 мая 2020 г. и 01 июня 2020 г.
Так, Банком в нарушение пункта 1 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409157, изложенного в Приложении 1 к Указанию Банка России от 08 октября 2018 г. N 4927-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (далее - Указание N 4927-У), информация о наиболее крупных для кредитной организации обязательствах перед вкладчиками (группой связанных вкладчиков) Чашкиным Владимиром Нифантьевичем (далее - Чашкин В.Н.) и Чашкиной Людмилой Дмитриевной (далее - Чашкина Л.Д.), учтенных на балансовом счете 42303 "Депозиты на срок от 31 до 90 дней" не отражена в отчетности по форме 0409157 на 01 апреля 2020 г., 01 мая 2020 г. и 01 июня 2020 г.
Согласно данным отчетности по форме 0409157 минимальный размер обязательств Банка перед кредиторами (вкладчиками) по состоянию на 01 апреля 2020 г. составил 4 641 тыс. руб., на 01 мая 2020 г. - 4 856 тыс. руб., на 01 июня 2020 г. - 4 960 тыс. руб.
При этом совокупный объем средств денежных средств, привлеченных от Чашкина В.Н. и Чашкиной Л.Д., на балансовом счете 42303 кредитной организацией на 01 апреля 2020 г. составляла 20,0 млн. руб. (Чашкин В.Н.); на 01 мая 2020 г. - 23,0 млн. руб. (Чашкин В.Н. и Чашкина Л.Д.); на 01 июня 2020 г. 30,0 млн. руб. (Чашкин В.Н. и Чашкина Л.Д.).
Замена отчетности по форме 0409157 по состоянию на 01 апреля 2020 г., 01 мая 2020 г. и на 01 июня 2020 г. с корректными данными в Банк России не представлена.
Информация о выявленных нарушениях была доведена до сведения АО "Народный банк" письмом Банка России от 15 июля 2020 г. N 36-12-4-ЗП/3334ДСП.
21 июля 2020 г. Банком России вынесено предписание N 36-12-4-1/7677ДСП (далее - предписание), в соответствии с которым АО "Народный банк" предписано в течение 10 рабочих дней с даты получения настоящего предписания устранить нарушение пункта 1 Порядка составления и предоставления отчетности по форме 0409157, установленного Приложением 1 к Указанию Банка России N 4927-У, представив отчетность по форме 0409157 с корректными данными на 01 апреля 2020 г., 01 мая 2020 г., 01 июня 2020 г.
Считая указанное предписание незаконным, АО "Народный банк" в лице председателя Турбина Сергея Владимировича (далее - Турбин С.В.), мажоритарного акционера АО "Народный банк" Кузнецова Станислава Владимировича (далее - Кузнецов С.В.) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Банку России о признании его незаконным.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 декабря 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО "Народный банк" в лице председателя Турбина С.В. просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Судом кассационной инстанции было удовлетворено ходатайство представителя председателя АО "Народный банк" Турбина С.В. о проведении судебного заседания с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме "онлайн-заседания", однако представитель к системе онлайн-заседания не подключился, о невозможности подключения не сообщил, в связи с чем суд перешел к рассмотрению кассационной жалобы в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, с учетом того, что средства связи суда воспроизводили видео- и аудиосигнал надлежащим образом, технические неполадки отсутствовали.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Банка России с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Банка России, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 56 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" (далее - Закон о Банке России) Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов.
Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов (часть 2 статьи 56 Закона о Банке России).
Согласно пункту 1 Порядка составления и представления отчетности по форме 157 "Сведения о крупных кредиторах (вкладчиках) кредитной организации" (Приложение 1 к Указанию Банка России от 08 октября 2018 г. N 4927-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (далее - Указание N 4927-У) в отчетности по форме 157 кредитной организацией указываются данные по кредиторам (вкладчикам), группам связанных кредиторов (вкладчиков), совокупная сумма обязательств кредитной организации перед которыми составляет 10 и более процентов от совокупной величины всех обязательств кредитной организации.
В случае если у кредитной организации количество кредиторов (вкладчиков), групп связанных кредиторов (вкладчиков), совокупная сумма обязательств кредитной организации перед которыми составляет 10 и более процентов от совокупной величины всех обязательств кредитной организации, составляет менее 10 кредиторов (вкладчиков) либо отсутствуют кредиторы (вкладчики), отвечающие указанным условиям, в отчетность включается информация о других наиболее крупных для данной кредитной организации обязательствах перед кредиторами (вкладчиками), группами связанных кредиторов (вкладчиков) по мере убывания величины обязательств в количестве до 10.
В соответствии с пунктом 4 Указания Банка России от 16 июля 2012 г. N 2851-У "О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации" (далее - Указание N 2851-У) при составлении и представлении форм отчетности кредитными организациями должны быть обеспечены своевременность, полнота и достоверность ее представления. В этих целях Банк должен соблюдать ряд правил, определенных данным нормативным актом, в том числе: в формах отчетности должны приводиться все предусмотренные в них показатели (пункт 4.2); значения показателей отчетности, представляемые кредитными организациями в Банк России, должны быть сформированы на основании первичных учетных документов, составленных в соответствии с нормативными актами Банка России (пункт 4.4).
Пунктом 5 Указания N 2851-У установлено, что в случае выявления фактов представления кредитной организацией недостоверной отчетности, содержащей неверные значения показателей вследствие нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и (или) составления форм отчетности, в том числе недостоверную информацию о ее финансовом состоянии и имущественном положении, кредитная организация, допустившая искажение значений показателей отчетности, обязана осуществить их исправление.
Исправление значений показателей отчетности производится посредством повторного представления отчетности, содержащей исправленные значения показателей, и осуществляется в отчетном периоде, в котором были выявлены факты недостоверности представленной отчетности, в течение следующего рабочего дня после выявления факта недостоверности представленной отчетности.
Согласно пункту 9 Указания N 2851-У, в случае непредставления отчетности, нарушения сроков представления, а также представления неполных или недостоверных значений показателей Банк России вправе применять к кредитным организациям меры, предусмотренные статьей 74 Закона о Банке России.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует законодательству о банковской деятельности, принято в рамках предоставленных полномочий, и не нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что общество в нарушение порядка, определенного пунктом 5 Указания N 2851-У, в установленный срок не произвел замену отчетности по форме 157 на отчетность с корректными данными и не представил ее в Банк России.
При этом банком на основании письма Банка России от 15 июля 2020 г. N 36-12-4-ЗП/3334ДСП осуществлена замена недостоверной отчетности и была повторно представлена в Банк России 22 июля 2020 г., что подтверждает факт нарушения банком сроков исправления значений показателей отчетности и ее повторного представления в Банк России в соответствии с требованиями Указания N 2851-У.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии совокупности условий, предусмотренной статей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемого предписания незаконным.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению принятых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 декабря 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2021 г. по делу N А40-145215/20-92-1049 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Народный банк" в лице председателя Турбина С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 9 Указания N 2851-У, в случае непредставления отчетности, нарушения сроков представления, а также представления неполных или недостоверных значений показателей Банк России вправе применять к кредитным организациям меры, предусмотренные статьей 74 Закона о Банке России.
...
Судами установлено, что общество в нарушение порядка, определенного пунктом 5 Указания N 2851-У, в установленный срок не произвел замену отчетности по форме 157 на отчетность с корректными данными и не представил ее в Банк России.
При этом банком на основании письма Банка России от 15 июля 2020 г. N 36-12-4-ЗП/3334ДСП осуществлена замена недостоверной отчетности и была повторно представлена в Банк России 22 июля 2020 г., что подтверждает факт нарушения банком сроков исправления значений показателей отчетности и ее повторного представления в Банк России в соответствии с требованиями Указания N 2851-У."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 сентября 2021 г. N Ф05-20061/21 по делу N А40-145215/2020