г. Москва |
|
20 сентября 2021 г. |
Дело N А40-195777/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Е.Ю. Филиной,
судей С.В. Красновой, И.В. Лазаревой,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Милосердов С.В., доверенность от 01.01.2021;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение от 29 января 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 07 июня 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу по заявлению ООО "Комильфо"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Комильфо" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 20.08.2020 N 77-0-1-71/3127/2019-1885/2 и обязании устранить допущенные нарушения прав и данных интересов общества.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 января 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2021 года решение Арбитражного суда города Москвы от 29 января 2021 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы опубликована на официальном интернет-сайте суда: http://www.fasmo.arbitr.ru.
Заинтересованное лицо своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судами 14 ноября 2019 года заявитель обратился в Управление с заявлением вх.N 77-0-1-71/3127/2019-1885 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений, произошедших в результате ранее выполненных перепланировок в здании с кадастровым номером 77:03:0003014:1157, общей площадью 28,2 кв.м, принадлежащем на праве собственности заявителю по адресу: г. Москва, ул. Малая Семёновская, д. 9, строение 10.
21 ноября 2019 года Управление вынесло уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, в котором указало на необходимость представления технического плана, подготовленного в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований по его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования).
С целью устранения замечаний, указанных в Уведомлении о приостановлении, 27.12.2019 заявитель представил в Управление необходимый для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости технический план совместно с заявлением о предоставлении дополнительных документов за N 77-0-1-71/3127/2019-2300.
13 января 2020 года Управлением было вынесено уведомление об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета изменений.
С целью устранения замечаний, указанных в данном уведомлении, ООО "Комильфо" 30 января 2020 года обратилось в Москомархитектуру за согласованием ремонта фасада.
Уведомлением от 25.05.2020 N 77-0-1-22/3002/2020-1850 государственный кадастровый учет был приостановлен.
16 июня 2020 года ООО "Комильфо" подало в Управление исправленный технический план, в который в том числе был включен полученный ответ от Москомархитектуры по согласованию ремонта фасадов совместно с заявлением о предоставлении дополнительных документов N 77-0-1-71/3144/2020-604.
23 июня 2020 года по итогам рассмотрения документов, представленных 16 июня 2020 года, заявитель получил от Управления уведомление об отказе в возобновлении учетных действий на том основании, что не устранены обстоятельства, послужившие причиной приостановления осуществления кадастрового учета, указанные в уведомлении от 13.01.2020 года.
13 августа 2020 года заявитель подал в Управление технический план от 05 августа 2020 года, исправленный в соответствии с замечаниями, указанными в последнем уведомлении, в который также был включен ответ Москомархитектуры относительно согласования ремонта фасадов здания (опись N MFC-0558/2020-212521-1).
15 августа 2020 года по итогам рассмотрения документов, представленных 13 августа 2020 года, заявитель получил от Управления уведомление о неустранении причин приостановлении государственного кадастрового учета.
20.08.2020 решением Управления, оформленным уведомлением об отказе государственного кадастрового учета N 77-0-1-71/3127/2019-1885/2, в государственном кадастровом учете отказано по основаниям, изложенным в уведомлении от 15.08.2020.
Полагая, что решение Управления нарушает законные права и интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела и доводы заявления суды установили, что действия регистрирующего органа противоречат законодательству в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем в данном случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решений или действий незаконными. Кроме того в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Удовлетворяя заявленные требования, суды при исследовании доказательств, учитывая установленные по делу обстоятельства, пришли к выводу, что представленные на государственную регистрацию документы в настоящем случае соответствовали требованиям действующего законодательства и содержали всю необходимую информацию для государственного кадастрового учета.
Судами установлено, что заявителем для целей государственного кадастрового учета изменений было подготовлено и подано в орган, осуществляющий государственную регистрацию и кадастровый учет, три версии технического плана, однако Управление последовательно указывало на новые нарушения, несмотря на устранение предыдущих замечаний обществом или предоставление соответствующих пояснений в заключении кадастрового инженера. При этом технический план не содержит ошибок/недочетов, которые бы сделали государственный кадастровый учет изменений невозможным технически и/или незаконным.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов не допущено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 января 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2021 года по делу N А40-195777/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Филина |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами 14 ноября 2019 года заявитель обратился в Управление с заявлением вх.N 77-0-1-71/3127/2019-1885 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений, произошедших в результате ранее выполненных перепланировок в здании с кадастровым номером 77:03:0003014:1157, общей площадью 28,2 кв.м, принадлежащем на праве собственности заявителю по адресу: г. Москва, ул. Малая Семёновская, д. 9, строение 10.
21 ноября 2019 года Управление вынесло уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, в котором указало на необходимость представления технического плана, подготовленного в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований по его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования).
...
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 сентября 2021 г. N Ф05-23066/21 по делу N А40-195777/2020