город Москва |
|
23 сентября 2021 г. |
Дело N А41-61527/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: Медведева О.К., доверенность от 06.11.2020;
от третьих лиц: от Мособлкомлеса: Щипова А.Д., доверенность от 28.10.2020; от ТУ Росимущества в Московской области, филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Управления Росреестра по Московской области, Ефремовой И.В.: представители не явились, извещены;
рассмотрев 16 сентября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
истца - Рослесхоза
на решение от 19 февраля 2021 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 31 мая 2021 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-61527/20
по иску Рослесхоза
об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка и о признании недействительным договора аренды земельного участка
к ООО "Терра",
третьи лица: Мособлкомлес, ТУ Росимущества в Московской области, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Управление Росреестра по Московской области, Ефремова И.В.,
УСТАНОВИЛ:
Рослесхоз обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ООО "Терра" (далее - общество) об истребовании из чужого незаконного владения в пользу Российской Федерации части земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:37, площадью 59.057 кв.м, входящей в состав земель лесного фонда (выделы 29, 36 квартала 63 Сходненского участкового лесничества, выделы 24-27, 29 квартала 63 Клинского сельского участкового лесничества (Солнечногорский район) Клинского лесничества Московской области), в координатах поворотных точек согласно просительной части иска, и о признании недействительным договора аренды земельного участка от 22.12.2017 N 1, дата регистрации - 11.01.2018, N 50:09:0070603:37-50/010/2018-15.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Мособлкомлес, ТУ Росимущества в Московской области, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Управление Росреестра по Московской области и Ефремова И.В.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 февраля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Рослесхоз обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Истец и третьи лица - ТУ Росимущества в Московской области, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Управление Росреестра по Московской области и Ефремова И.В., извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель третьего лица - Мособлкомлеса поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в рамках реализации Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" осуществляется сопоставление границ земель лесного фонда с границами земельных участков в составе земель иных категорий.
В результате исследования границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:37 с границами Клинского лесничества Московской области установлено их пересечение.
В соответствии с заключением ФГБУ "Рослесинфорг" N 24 при сопоставлении границ земельного участка с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:37 пересекаются с землями лесного фонда выделов 29, 36 квартала 63 Сходненского участкового лесничества, выделов 24-27, 29 квартала 63 Клинского сельского участкового лесничества (Солнечногорский район) Клинского лесничества Московской области, площадь пересечения - 59.057 кв.м.
Кроме того, согласно письму Россельхознадзора от 06.07.2020 N 08/3398 в 2020 году по материалам муниципального земельного контроля общество за нарушение требований земельного законодательства, выразившееся в непроведении установленных требований и обязательных мероприятий по сохранению земель и охране почв на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0070603:37, привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Ссылаясь на нарушение порядка постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:37, Рослесхоз обратился в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, правомерно руководствуясь следующим.
В силу пункта 4 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, права всех собственников защищаются равным образом.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ, государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Судами установлено, что в соответствии с выпиской из ЕГРН на объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070603:37 находится по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Кутузовское, в районе д. Середниково; площадь: 557.532 кв.м; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства; данные о правообладателе: общество; вид, номер и дата государственной регистрации права: собственность, от 29.10.2010 N 50-5009/117/2010-046, вид, номер и дата государственной регистрации ограничения прав и обременение объекта недвижимости: аренда, от 11.01.2018 N 50:09:0070603:37-50/010/2018-15.
Суды отметили, что Рослесхоз полагает, что спорные земельные участки в части пересечения с землями лесного фонда незаконно находятся в собственности ответчика.
Так, судами установлено, что согласно сведениям из ЕГРН спорный земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070603:37 сформирован и поставлен на кадастровый учет 26.01.2004, а по материалам лесоустройства расположен в границах выделов 29, 36 квартала 63 Сходненского участкового лесничества, выделов 24-27, 29 квартала 63 Клинского сельского участкового лесничества (Солнечногорский район) Клинского лесничества Московской области.
Таким образом, учитывая, что выделы 29, 36 квартала 63 Сходненского участкового лесничества, выделы 24-27, 29 квартала 63 Клинского сельского участкового лесничества (Солнечногорский район) Клинского лесничества Московской области из состава земель лесного фонда не выбывали, в иную категорию земель в установленном законом порядке не переведены, формирование и постановка на кадастровый учет в его границах вышеуказанного земельного участка произведена в нарушение действующего законодательства Российской Федерации.
Между тем, судами установлено, что право собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070603:37 зарегистрировано 29.10.2020, номер регистрации 50-5009/117/2010-046. Категория земель "земли сельскохозяйственного назначения" и вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
Из архивных данных Росреестра обществом получено описание земельных участков, согласно которому при межевании земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:37 получено согласование смежных собственников, в том числе и Солнечногорского отдела Дмитровского лесничества. Данное согласование не оспаривалось.
Суды обоснованно отметили, что представленными в материалы дела документами не подтверждается площадь и фактическое местонахождение требуемой части земельного участка общества. Так, суды установили, что согласно справке от 30.12.2020 N 3001-2953137809-41782449 площадь наложения составляет 54.671,76 кв.м, однако большая часть площади наложения не имеет привязки к лесничеству, а та площадь, которая имеет привязку к кварталам, составляет 5.428,85 кв.м, что соответствует данным на Геопортале, согласно которым площадь пересечения с землями государственного лесного фонда Сходненское составляет 5.456 кв.м.
Вместе с тем, как обоснованно заключили суды, данное обстоятельство не может являться основанием для истребования из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:37, площадью 557.532 кв.м). В соответствии со сведениями ЕГРН в кадастровом квартале 50:09:0070603 отсутствуют координаты характерных точек границ земель лесного фонда, так как границы земель лесного фонда не определены в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Разъяснениями, изложенными в разделе "Споры о правах на недвижимое имущество" совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), определены способы защиты нарушенных прав при разрешении споров о правах на недвижимое имущество.
Пунктом 52 Постановления N 10/22 разъяснено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Иск о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим законодательством.
Таким образом, иск о признании отсутствующим права относится к числу исков об оспаривании права, ввиду чего полномочиями заявлять такой иск обладает лицо, которое с учетом положений части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации докажет факт восстановления его нарушенных прав в результате удовлетворения такого иска.
Из положений статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации, к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда.
В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании части 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67-69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
Суды обоснованно заключили, что представленное в обоснование местоположения границ лесных участков заключение ФГБУ "Рослесинфорг" N 1 не содержит сведений о местоположении точек координат границ спорных лесных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 29 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122 (далее - Лесоустроительная инструкция), таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Согласно пункту 61 Лесоустроительной инструкции, каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества.
В силу статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации и пункта 35 Лесоустроительной инструкции, при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Суды обоснованно заключили, что представленное в материалы дела заключение ФГБУ "Рослесинфорг" о пересечении границ земельного участка с землями лесного фонда не может быть положено в основание решения об удовлетворении требований Рослесхоза, поскольку координаты наложения границ определены при графическом совмещении границ спорных участков с материалами лесоустройства. Между тем, указанные документы сами по себе, без проведения специальных исследований (экспертизы) по установлению границ земель лесного фонда на основании данных документов не свидетельствуют о наличии пересечения границ спорного земельного участка с землями лесного фонда.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что таксационное описание и выкопировка из планшета лесных участков не являются лесоустроительными документами, а таксационное описание относится к таксационным материалам, носящим технический характер. При проведении таксации не определяются границы лесничеств либо лесных участков, материалы таксации лесов основаниями для определения и изменения соответствующих границ не являются (пункт 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).
В силу статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Федеральным законом N 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 8 Федерального закона N 218-ФЗ).
Из части 8 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета.
При этом частью 2 статьи 6 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что картографической основой ЕГРН (далее - картографическая основа) является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Сведения о картографической основе размещаются на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
Суды констатировали, что аналогичные нормы действовали в составе Федерального закона 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Кроме того, в силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ.
Судами установлено, что информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельных участков к лесному фонду, также не содержат сведений о местоположении границ лесных участков.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ, в государственном реестре недвижимости содержится информация о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 16576/11, исходя из положений статей 5, 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) перевод земельных участков из одной категории в другую и отнесение земельных участков к определенной категории завершаются государственным кадастровым учетом изменений сведений ЕГРН. Именно данные сведения являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории.
Таким образом, как обоснованно отметили суды, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070603:37 сформирован и поставлен на кадастровый учет в 2004 году с установлением местоположения границ в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Местоположение границ земельных участков проверено органом кадастрового учета, пересечений не установлено.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что земельный участок на момент постановки на кадастровый учет имел привязку к местности, координаты характерных точек границ земельного участка в установленном порядке внесены в государственный кадастр недвижимости в момент их формирования и преобразования, кадастровые дела подтверждают наличие первичных документов, на основании которых сформирован земельный участок, спорный земельный участок в установленном законом порядке изъят из лесного фонда.
В силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ.
Суды указали, что информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельных участков к лесному фонду, не содержит сведений о местоположении границ лесных участков, иное Рослесхозом судам не представлено.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ, в государственном реестре недвижимости содержится информация о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 16576/11, исходя из положений статей 5, 14 Федерального закона N 172-ФЗ, перевод земельных участков из одной категории в другую и отнесение земельных участков к определенной категории завершаются государственным кадастровым учетом изменений ЕГРН. Именно данные сведения являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории.
Как следует из положений статей 87 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения и земли лесного фонда являются разными категориями земель. Земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться и участком другой категории.
Суды отметили, что для спорного земельного участка установлена категория земель - промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, что подтверждается представленной в материалы выпиской из ЕГРН.
Кроме того, с 11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ).
Согласно статье 7 Федерального закона N 280-ФЗ, пункту 5 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ, информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН.
Федеральным законом N 280-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон N 172-ФЗ и в Федеральный закон N 280-ФЗ.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Согласно части 6 статьи 14 ФЗ Федерального закона N 172-ФЗ, положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки: расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона N 218-ФЗ, границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
При этом избранный заявителем способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
В предмет доказывания по иску о признании права отсутствующим входят обстоятельства наличия у истца, как у владеющего собственника прав на спорное имущество и отсутствие таковых прав у ответчика, за которым также зарегистрированы права на спорное имущество.
Вместе с тем, согласно разъяснениям, данным в пункте 2 Постановления N 10/22, иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество.
Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
Таким образом, суды обоснованно отметили, что в предмет доказывания по иску об установлении границ земельного участка входят доказательства наличия у истца установленных положениями действующего законодательства и законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, оснований приобретения данного права на земельный участок, подтверждение факта возникновения у истца права собственности на земельный участок в указанной в исковом заявлении площади и именно в указанных в исковом заявлении границах.
Формулирование требований искового заявления относится к исключительным правам истца по делу, в то время как на суде лежит обязанность рассмотреть возникший спор в пределах заявленных исковых требований.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения, и факта нарушения прав истца именно ответчиком.
Суды обоснованно отметили, что исходя из предмета и оснований заявленных требований, требования Рослесхоза фактически сводятся к установлению смежных границ земельных участков, между тем, Рослесхозом в рамках настоящего дела такие требования не заявлены.
Доказательств, подтверждающих, что сохранение на кадастровом учете спорного земельного участка нарушает права и законные интересы Рослесхоза, судам не представлено. Обстоятельства нарушения процедуры постановки спорных земельных участков судами не установлены.
Кроме того, суды указали, что Рослесхоз заявил требование о признании недействительным договора аренды земельного участка от 22.12.2017 N 1, дата регистрации 11.01.2018 N 50:09:0070603:37-50/010/2018-15, указав, что в соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Суды указали, что требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суды указали, что Рослесхоз считает, что земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070603:37 незаконно предоставлен обществом в аренду Ефремовой И.В., поскольку спорный земельный участок находится в составе земель лесного фонда и является федеральной собственностью в силу закона.
Суды правомерно заключили, что поскольку спорный земельный участок образован до 01.01.2016, к спорным правоотношениям подлежит применению часть 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ, таким образом, принадлежность данного земельного участка с кадастровым номером к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН.
Учитывая изложенное, суды правомерно заключили, что земельный участок не подлежит отнесению к землям лесного фонда в силу прямого указания закона.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что заявленные требования Рослесхоза подлежат оставлению без удовлетворения.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 19 февраля 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2021 года по делу N А41-61527/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Рослесхоза - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств, подтверждающих, что сохранение на кадастровом учете спорного земельного участка нарушает права и законные интересы Рослесхоза, судам не представлено. Обстоятельства нарушения процедуры постановки спорных земельных участков судами не установлены.
Кроме того, суды указали, что Рослесхоз заявил требование о признании недействительным договора аренды земельного участка от 22.12.2017 N 1, дата регистрации 11.01.2018 N 50:09:0070603:37-50/010/2018-15, указав, что в соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
...
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Суды правомерно заключили, что поскольку спорный земельный участок образован до 01.01.2016, к спорным правоотношениям подлежит применению часть 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ, таким образом, принадлежность данного земельного участка с кадастровым номером к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 сентября 2021 г. N Ф05-22496/21 по делу N А41-61527/2020