г. Москва |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А40-71641/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.09.2021.
Полный текст постановления изготовлен 27.09.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Лазаревой И.В.
судей Красновой С.В. и Филиной Е.Ю.
при участии в заседании:
от Департамента городского имущества города Москвы - Бессчетнов Е.Е., по доверенности от 11.12.2020 N 33-Д-1288/20
от Правительства Москвы - Бессчетнов Е.Е., по доверенности от 11.09.2020 N 4-47-1340/20
от ООО "Производственная фирма "Лена" - Джангиров Н.Р., по доверенности от 25.05.2019
от третьих лиц - не явились, извещены
рассмотрев в судебном заседании 20.09.2021 кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы (истцов) на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по делу N А40-71641/2020
по иску Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
к Обществу с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "Лена"
о признании спорных объектов самовольной постройкой
третьи лица: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комитет государственного строительного надзора города Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, Публичное акционерное общество "Сбербанк России",
УСТАНОВИЛ:
Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы (далее - Правительство, Департамент, вместе - истцы) обратились в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "Лена" (далее - ООО "Производственная фирма "Лена", общество, ответчик) о признании здания площадью 1 941,2 кв.м с кадастровым номером 77:09:0002014:1154, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Краснополянская, д. 14, самовольной постройкой, обязании ответчика в месячный срок с момента вступления в законную силу решения, суда снести здание площадью 1 941,2 кв.м с кадастровым номером 77:09:0002014:1154, расположенное по адресу:
г. Москва, ул. Краснополянская, д. 14, предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно части 3 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы осуществить мероприятия по сносу самовольной постройки, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с дальнейшим возложением на ответчика расходов, признании права собственности ответчика на здание площадью 1 941,2 кв.м с кадастровым номером 77:09:0002014:1154, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Краснополянская, д. 14, отсутствующим, обязании ответчика в месячный срок освободить земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Краснополянская, д. 14, от здания площадью 1 941,2 кв.м с кадастровым номером 77:09:0002014:1154, предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно части 3 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы осуществить мероприятия по сносу объекта с дальнейшим возложением на ответчика расходов (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комитет государственного строительного надзора города Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, Публичное акционерное общество "Сбербанк России" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Правительство и Департамент обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просят отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование кассационной жалобы заявители ссылаются на нарушение судами норм процессуального и материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам и указывают, что спорные объекты возведены без получения необходимых разрешений и согласований; при возведении спорных объектов не соблюдались установленные градостроительным законодательством требования, обязательные для строительства объекта недвижимости; судами необоснованно применен срок исковой давности.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
До рассмотрения кассационной жалобы от ответчика поступил отзыв с доказательствами заблаговременного направления копии лицам, участвующим в деле.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истцов поддержал доводы своей кассационной жалобы, представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам отзыва на нее.
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства третьи лица явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей этих лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив в порядке статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, судебная коллегия суда кассационной инстанции пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов движимости города Москвы в ходе обследования земельного участка с кадастровым номером 77:09:0002014:200 площадью 10 996 кв.м, расположенного по адресу:
г. Москва, ул. Краснополянская, д. 14, выявлен объект недвижимости, обладающий признаками самовольного строительства и размещенный без разрешительной документации.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ответчик является собственником двухэтажное кирпичное здание площадью 1 941,2 кв. м 2004 года постройки с кадастровым номером 77:09:0002014:1154 и адресным, ориентиром:
ул. Краснополянская, д. 14. (запись в ЕГРН от 13.05.2005 N 77-77-09/001/2005-731).
Земельный участок предоставлен в аренду ответчику по договору аренды от 30.06.2003 N М-09-0241.89 для целей производства детских игрушек с использованием труда инвалидов сроком действия до 30.06.2018 без права возведения каких-либо капитальных строений и сооружений (статус договора - действующий).
Ссылаясь на то, что объекты созданы на земельном участке, не отведенном для целей строительства/реконструкции в порядке, установленном законом и иными нормативными актами, обладает признаками самовольного строительства, истцы обратились с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что самовольной постройкой является здание, возведенное на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта либо возведенное без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (пункт 1).
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет (пункт 2).
В пункте 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации содержится законодательное допущение сохранения самовольной постройки, за исключением случаев, когда такая постройка нарушает права и охраняемые законом интересы третьих лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) разъяснил, что собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки. С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом (пункт 22). Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и (или) акта ввода объекта в эксплуатации. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и (или) отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 26).
При рассмотрении дела по существу судом первой инстанции определением от 09.10.2020 назначена судебная строительно-техническая экспертиза. Согласно заключению эксперта от 16.12.2020 N 20201117-ССЭ, здание площадью 1 941,2 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Краснополянская, д. 14 является объектом капитального строительства; соответствует строительным и градостроительным, пожарным нормам и правилам; существенных отступлений от требований градостроительных и строительных норм и правил не допущено; здание не создает угрозу жизни или здоровью граждан.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований и возражений на них, в том числе заключение эксперта, полученное при проведении судебной строительно-технической экспертизы, и, правильно применив нормы статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что соответствие построенного здания проектной документации, на реализацию которой было получено разрешение на строительство, подтверждается актом приемки законченного строительством объекта от 21.12.2004, утвержденным распоряжением Префекта САО г. Москвы от 30.12.2004 N 10984, которые не оспорены в установленном порядке, суды пришли к выводу о том, что спорное здание не обладает признаками самовольной постройки.
Ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции заявлено о применении срока исковой давности, которое было отклонено судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не согласился с указанным выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 22 Постановления N 10/22, исковая давность не распространяется на требования о сносе самовольной постройки (в том числе реконструированной), когда такая постройка создает угрозу жизни и здоровью граждан. Также исковая давность не распространяется на требование о сносе самовольной постройки, созданной на земельном участке без согласия истца, если истец владеет этим земельным участком (пункты 6 и 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации").
Судом апелляционной инстанции принято во внимание, что о создании спорного здания Правительство Москвы в лице Префектуры САО узнало в декабре 2004 года, а Департамент городского имущества города Москвы в октябре 2006 года, поскольку Правительство Москвы знало о ведении строительства на земельном участке, предоставленном в аренду обществу и вводе его в эксплуатацию, учитывая, что Префектура является территориальным органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы, в связи с чем трехлетний срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованиям истцов о признании спорного здания самовольной постройкой и его сносе к моменту обращения истцов в Арбитражный суд города Москвы истек.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. При этом заявитель фактически выражает несогласие с произведенной судом оценкой доказательств и просит еще раз пересмотреть данное дело по существу и переоценить имеющиеся в деле доказательства. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по делу N А40-71641/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
И.В. Лазарева |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из разъяснений, данных в пункте 22 Постановления N 10/22, исковая давность не распространяется на требования о сносе самовольной постройки (в том числе реконструированной), когда такая постройка создает угрозу жизни и здоровью граждан. Также исковая давность не распространяется на требование о сносе самовольной постройки, созданной на земельном участке без согласия истца, если истец владеет этим земельным участком (пункты 6 и 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации").
Судом апелляционной инстанции принято во внимание, что о создании спорного здания Правительство Москвы в лице Префектуры САО узнало в декабре 2004 года, а Департамент городского имущества города Москвы в октябре 2006 года, поскольку Правительство Москвы знало о ведении строительства на земельном участке, предоставленном в аренду обществу и вводе его в эксплуатацию, учитывая, что Префектура является территориальным органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы, в связи с чем трехлетний срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованиям истцов о признании спорного здания самовольной постройкой и его сносе к моменту обращения истцов в Арбитражный суд города Москвы истек."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 сентября 2021 г. N Ф05-23786/21 по делу N А40-71641/2020