• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 октября 2021 г. N Ф05-24794/21 по делу N А40-239902/2020

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно письму от производителя оргтехники "Samsung Electronics" при использовании картриджей в принтерах "Самсунг" сервисный центр примет принтер на диагностику и выяснит причину неисправности. Если причина неисправности гарантийная и не связана с картриджем, то ремонт будет бесплатным.

Кроме того, согласно инструкции на принтеры производства HP в разделе "Политика HP" установлено следующее: "Компания Hewlett-Packard не рекомендует использовать печатающие картриджи (новые, повторно заправленные или восстановленные), изготовленные другими фирмами. Компания HP, не являясь изготовителем такой продукции, не имеет возможности обеспечить и контролировать их качество. Гарантия на принтер не распространяется на обслуживание или ремонт, потребовавшиеся в результате использования печатающего картриджа других производителей".

Таким образом, суды обоснованно отметили, что в оспариваемом ненормативном правовом акте данной инструкцией на картриджи HP не указывается на несовместимость картриджей производства других производителей, а лишь указано, что компания HP, не являясь изготовителем такой продукции, не имеет возможности обеспечить и контролировать их качество, а также на то, что гарантия на принтер не распространяется на обслуживание или ремонт, потребовавшиеся в результате использования печатающего картриджа других производителей.

Ввиду изложенного суды обоснованно заключили, что из данных документов следует, что большинство производителей указывают на то, что в течение срока гарантии применение расходных материалов, не рекомендованных производителем, влечет отказ в гарантийном ремонте, что однако же не означает запрета производителей на использование аналогичных запасных частей, вопреки утверждению заказчика об обратном.

Кроме того, использованная в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе формулировка "при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование" означает необходимость закупки и использования только тех запасных частей и того производства, на которые прямо указано в соответствующей документации. В то же время, рекомендации производителя по использованию именно оригинальных запасных частей и расходных материалов не свидетельствуют о недопустимости закупки аналогичных товаров.

Более того, суды констатировали, что согласно пункту 4.9 технического задания аукционной документации в случае выхода из строя оргтехники заказчика по причине некачественных расходных материалов, поставщик несет материальную ответственность и осуществляет ремонт за свой счет техники или производит возмещение ее стоимости с учетом естественного износа.

При таких данных суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили, что заказчик изначально отнес все риски возникновения любых поломок принадлежащего ему оборудования на исполнителя по государственному контракту, в связи с чем участники закупки, подавая заявки на участие в закупочных процедурах, конклюдентно (пункт 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации) соглашаются со всеми требованиями этой документации, в том числе с необходимостью использования таких товаров, которые не приведут к выходу из строя оборудования заказчика.

На основании изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что никаких правовых и фактических оснований к ограничению количества участников закупочной процедуры путем установления требований об использовании только оригинальных расходных материалов у заказчика не имелось, а при осуществлении закупки в рассматриваемом случае заказчик был обязан использовать указание на возможность поставки эквивалентной продукции, как того требуют положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, вопреки его утверждению об обратном.

Кроме того, суды правомерно отметили, что предоставленное учреждению право по самостоятельному формированию своей закупочной документации, исходя из собственных потребностей и необходимости их удовлетворения (статьи 33 и 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок), не является безусловным и безграничным, поскольку такое право заказчика оканчивается тогда, когда вместо выбора наилучшего контрагента по объективным показателям оно используется для целей искусственного сокращения количества участников закупки с тем, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту либо избежать заключения договора с неугодным заказчику лицом, в этом случае действия государственного заказчика приобретают характер злоупотребления правом, не подлежащего судебной защите в силу пункта 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, учитывая отсутствие правовых и фактических оснований для установления заказчиком в своей закупочной документации спорных требований, а также отсутствие объективного обоснования к их установлению, суды пришли к правомерному выводу о нарушении учреждением требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и обоснованно признали выводы антимонопольного органа, изложенные в оспариваемом ненормативном правовом акте, законными и соответствующими представленным в материалы дела доказательствам."

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 октября 2021 г. N Ф05-24794/21 по делу N А40-239902/2020