город Москва |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А41-77778/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: Хохлова Л.С., доверенность от 12.05.2021;
от третьего лица: Максимова Т.А., доверенность от 11.01.2021;
рассмотрев 07 октября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
ответчика - ООО "Красногорск-Авто"
на решение от 15 апреля 2021 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 05 июля 2021 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-77778/20
по иску Администрации городского округа Красногорск
о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок
к ООО "Красногорск-Авто",
третье лицо: МТДИ Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Красногорск Московской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "Красногорск-Авто" (далее - общество) о прекращении действия свидетельств на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок N 000018, N 000021, N 000034 и N 000043 (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МТДИ Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 июля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Красногорск-Авто" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, администрацией обществу выданы свидетельства на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок:
- 30.12.2016 выдано свидетельство N 000018 на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршруту N 827к (регистрационный номер маршрута в реестре - 3061);
- 01.03.2016 выдано свидетельство N 000019 на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршруту N 25 (регистрационный номер маршрута в реестре - 413), в связи с истечением срока действия данного свидетельства 05.02.2021 администрацией выдано новое свидетельство N 000043;
- 05.02.2016 выдано свидетельство N 000020 на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршруту N 3 (регистрационный номер маршрута в реестре - 2502), в связи с истечением срока действия данного свидетельства 06.02.2021 администрацией выдано новое свидетельство N 000034;
- 26.01.2018 выдано свидетельство N 000021 на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршруту N 833к (регистрационный номер маршрута в реестре - 3137).
Полагая, что обществом при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров допущены существенные нарушения требований действующего законодательства, влекущие прекращение действий указанных свидетельств, администрация обратилась в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ), в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ, право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
В части 1 статьи 37 Федерального закона N 220-ФЗ закреплена обязанность юридического лица, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт либо которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, направлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления, заключившие данный государственный или муниципальный контракт либо выдавшие данное свидетельство, ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок.
Форма ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок и сроки направления этих отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (часть 2 статьи 37 Федерального закона N 220-ФЗ).
Приказом Минтранса России от 16.12.2015 N 367 "Об утверждении формы ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок и установлении срока направления этих отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченный орган местного самоуправления" утверждена форма ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок и установлено, что отчет об осуществлении регулярных перевозок представляется ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Утвержденной формой указанного отчета предусмотрено указание следующих сведений:
- общее количество рейсов за отчетный период, рассчитанное исходя из установленного расписания;
- общее количество выполненных рейсов и рейсов, прерванных в результате поломки транспортных средств и завершенных транспортными средствами, направленными на их замену за отчетный период;
- сведения о невыполненных рейсах, в том числе прерванных и незавершенных в результате поломки транспортных средств.
По правилам пункта 7 части 1 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ, уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, во вне судебном порядке прекращает действие данного свидетельства, в связи с невыполнением перевозчиком по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд. Действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок прекращается с момента наступления данных обстоятельств (часть 2 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ).
Таким образом, учитывая объем и содержание подлежащей раскрытию перевозчиком информации в ежеквартальных отчетах, не предоставление отчетов создает препятствие уполномоченному органу в реализации контрольно-надзорных функций в отношении исполнения перевозчиком установленного расписания маршрута и принятию решений в рамках своих полномочий.
Во взаимной связи с вышеизложенным нормативным регулированием положения пункта 1 части 5 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ предоставляют, в том числе уполномоченному органу местного самоуправления, выдавшему свидетельство, право обращаться в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при неоднократном в течение одного года непредставлении в сроки, которые предусмотрены частью 2 статьи 37 Федерального закона N 220-ФЗ, юридическим лицом ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Суды установили, что обществом нарушено указанное условие по представлению в установленный срок в уполномоченный орган отчетов, поскольку отчеты за 1, 2, 3, 4 кварталы 2019 года и 1, 2, 3 кварталы 2020 года по маршрутам регулярных перевозок N N 3, 25, 827к, 833к не представлены в срок.
Также суды указали, что в ходе рассмотрения настоящего спора общество в качестве доказательств направления отчетов за 1, 2, 3 кварталы 2020 года представило описи вложения в ценное письмо, с отметками органа почтовой связи. Вместе с тем в качестве подтверждения оплаты услуг по отправке корреспонденции обществом представлены кассовые чеки, которые полностью выцвели и не читаемы, что не позволяет установить содержащиеся в них сведения.
Судами обоснованно не принята в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего направление отчетов за 1, 2, 3 квартал 2020 года, копия журнала исходящей корреспонденции, поскольку журнал заполняется самим перевозчиком.
Таким образом, суды указали, что достоверные доказательства представления обществом в администрацию ежеквартальных отчетов за 1, 2, 3 кварталы 2020 года в материалах дела также отсутствуют.
В то же время, как обоснованно отметили суды, именно на обществе лежит обязанность подтверждения надлежащего исполнения обязанности по представлению отчетов.
Судами обоснованно отклонены доводы общества о том, что у него отсутствовала обязанность по предоставлению отчетов, поскольку они основаны на неверном толковании указанных выше норм права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14.3 Закона Московской области от 27.12.2005 N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области", уполномоченный орган, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок автомобильным транспортом, помимо обстоятельств, указанных в части 5 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ, обращается в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок автомобильным транспортом в случае наступления, в том числе, следующего обстоятельства: неоднократного в течение года привлечения водителей транспортных средств, состоящих в трудовых отношениях с перевозчиком (соисполнителем, фрахтовщиком) и осуществляющих перевозку пассажиров по маршруту регулярных перевозок, к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 8.1 Закона Московской области от 04.05.2016 N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" (далее - Закон N 37/2016-ОЗ).
Частью 2 статьи 8.1 Закона N 37/2016-ОЗ предусмотрена административная ответственность за невыдачу пассажиру документа, подтверждающего оплату проезда в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте, и (или) непредоставление гражданину возможности безналичной оплаты проезда с использованием единой транспортной карты, банковской карты водителем или иным лицом, ответственным за выдачу документов, подтверждающих оплату проезда.
Судами установлено, что во время действия указанных свидетельств при выполнении перевозок по маршрутам водителями общества неоднократно допускались правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 8.1 Закона N 37/2016-ОЗ.
Так, на момент обращения с заявлением по части 2 статьи 8.1 Закона N 37/2016-ОЗ в отношении водителей маршрута N 827к вынесено 7 постановлений, в отношении водителей маршрута N 833к - 3 постановления.
На дату рассмотрения дела по части 2 статьи 8.1 Закона N 37/2016-ОЗ в отношении водителей маршрута N 827к вынесено 46 постановлений, в отношении водителей маршрута N 833к - 41 постановление, в отношении водителей маршрута N 3 - 7 постановлений, в отношении водителей маршрута N 25 - 33 постановления, в отношении маршрута N 3 - 1 постановление.
Кроме того, водители общества неоднократно привлекались к административной ответственности по части 4 статьи 3.6, части 1 статьи 8.5, статье 8.6 Закона N 37/2016-ОЗ.
Статьей 3.6 Закона N 37/2016-ОЗ предусмотрена ответственность за нарушение требований нормативных правовых актов Московской области, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории Московской области.
Статьей 8.5 Закона N 37/2016-ОЗ установлена ответственность за получение водителем провозной платы с пассажира в процессе движения транспортного средства.
Статьей 8.6 Закона N 37/2016-ОЗ установлена ответственность за приведение в действие механизмов для открывания дверей во время движения транспортного средства, препятствование их закрытию и (или) открытию, кроме необходимости предотвращения несчастных случаев.
Также в отношении общества имеются административные правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В соответствии с письмом Центрального МУГАДН от 02.11.2020 N 10-1/08-8614 в отношении общества выписаны постановления об административных правонарушениях на основании части 3 статьи 12.31.1 и части 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ за нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа.
Суды обоснованно отметили, что данные правонарушения сами по себе не являются основанием для прекращения действия свидетельств, но могут учитываться при решении вопроса о применении к обществу такой меры, как прекращение действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Довод общества о том, что некоторые привлеченные к ответственности водители не состоят в штате общества, обоснованно отклонен судами, поскольку данный довод может свидетельствовать лишь о том, что общество допустило к управлению маршрутными транспортными средствами водителей, которые не являются штатными сотрудниками, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 34.1 Федерального закона N 220-ФЗ.
Суды обоснованно заключили, что тяжесть и потенциально негативные последствия допущенных нарушений позволяют применить такую меру административного воздействия как прекращение действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных администрацией требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 июля 2021 года по делу N А41-77778/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Красногорск-Авто" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 8.6 Закона N 37/2016-ОЗ установлена ответственность за приведение в действие механизмов для открывания дверей во время движения транспортного средства, препятствование их закрытию и (или) открытию, кроме необходимости предотвращения несчастных случаев.
Также в отношении общества имеются административные правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В соответствии с письмом Центрального МУГАДН от 02.11.2020 N 10-1/08-8614 в отношении общества выписаны постановления об административных правонарушениях на основании части 3 статьи 12.31.1 и части 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ за нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа.
...
Довод общества о том, что некоторые привлеченные к ответственности водители не состоят в штате общества, обоснованно отклонен судами, поскольку данный довод может свидетельствовать лишь о том, что общество допустило к управлению маршрутными транспортными средствами водителей, которые не являются штатными сотрудниками, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 34.1 Федерального закона N 220-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 октября 2021 г. N Ф05-25365/21 по делу N А41-77778/2020