г. Москва |
|
22 октября 2021 г. |
Дело N А40-239649/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.10.2021.
Полный текст постановления изготовлен 22.10.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Лазаревой И.В.
судей Беловой А.Р. и Филиной Е.Ю.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Виздом" - не явился, извещен
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Мацота Н.Э., по доверенности от 11.01.2021 N Д-12/2021
от Афанасьевой Е.Е. - не явился, извещен
от Мараховской Т.А. - не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании 18.10.2021 кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованного лица) на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.04.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2021 по делу N А40-239649/2020
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Виздом"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
третьи лица: Афанасьева Е.Е., Мараховская Т.А.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Виздом" (далее - ООО "Виздом", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным уведомления об отказе в государственной регистрации от 05.11.2020 N КУВД-001/2020-8828572; N КУВД-001/2020-8828573;
N КУВД-001/2020-8828574, N КУВД-001/2020-9165998; N КУВД-001/2020-9165999; N КУВД-001/2020-916600.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Афанасьева Е.Е., Мараховская Т.А. (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.04.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2021, заявление удовлетворено.
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, Управление Росреестра обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворение заявления. В обоснование кассационной жалобы ссылается на нарушение судами норм процессуального и материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
До рассмотрения кассационной жалобы от ООО "Виздом", Афанасьевой Е.Е., Мараховской Т.А. поступили отзывы на кассационную жалобу, которые приобщены судебной коллегией к материалам дела.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал доводы своей кассационной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей этих лиц.
Проверив в порядке статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления по заявленным в жалобе доводам, поскольку считает, что судами при рассмотрении настоящего дела была дана правильная квалификация спорным правоотношениям сторон, применены подлежащие применению нормы материального права, установлены все имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства, не допущено таких нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 16.07.2020 от ООО "Виздом" в Управление Росреестра поступили заявления N N КУВД-001/2020-8828572; КУВД-001/2020-8828573; КУВД-001/2020-8828574, КУВД-001/2020-9165998; КУВД-001/2020-9165999; КУВД-001/2020-9166000 на государственную регистрацию переход права собственности в отношении объектов недвижимости: земельных участков, расположенных по адресу: г. Москва, п. Первомайское, д. Каменка, с кадастровым номером N 50:26:0190705:207; п. Первомайское, д. Каменка, ул. Бульварное Кольцо, с кадастровым номером N 77:18:0190705:208;
п. Первомайское, д. Каменка, с кадастровым номером N 77:18:0190705:206; жилых домов, расположенных по адресу: г. Москва, п. Первомайское, д. Каменка, ул. Лесная, д. 1, с кадастровым номером N 77:18:0190705:132; пос. Первомайское, д. Каменка, ул. Бульварное Кольцо, ТАО д. 18, с кадастровым номером 77:18:0190705:173; нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, п. Первомайское, д. Каменка, ул. Лесная, д. 1, стр. 1, с кадастровым номером N 77:18:0190705:119 на основании договора купли-продажи от 08.07.2020 N 01/2020, заключенного между Афанасьевой Е.Е. (продавец) и ООО "Виздом"; договора купли-продажи от 08.07.2020 N 02/2020, заключенный между Мараховской Т.А. и ООО "Виздом".
Из сведений системы "Публичная кадастровая карта" Управлением установлено, что в границах земельных участков с кадастровыми номерами N 50:26:0190705:207, N 77:18:0190705:208 расположено несколько объектов недвижимости.
С целью проверки указанных данных, государственным регистратором направлен соответствующий запрос (исх. N 07-5839/2020 от 27.07.2020) в Администрацию п. Первомайское г. Москвы.
Согласно поступившему ответу (вх. N 2515/2021 от 02.09.2020), Администрация поселения Первомайское Москвы сообщает, что не имеет сведений, необходимых для регистрации права на объекты недвижимого имущества и одновременно сообщает, что направить фотофиксации вышеуказанных объектов недвижимости не представляется возможным в связи с отсутствием доступа на территорию коттеджного поселка.
Управлением Росреестра были направлены запросы (исх. N 07-9018/2020 от 14.09.2020, N 07-10374/2020 от 01.10.2020) в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы (Госинспекция по недвижимости).
Согласно ответам (вх. N 3517/2020 от 30.09.2020, N 3887/2020 от 22.10.2020), Госинспекцией по недвижимости проводится обследование земельных участков с кадастровыми номерами N 50:26:0190705:207, N 77:18:0190705:208, результаты обследования будут направлены в адрес Управления дополнительно.
Дополнительные сведения из Госинспекции по недвижимости о результатах обследования земельных участков с кадастровыми номерами N 50:26:0190705:207, N 77:18:0190705:208 в Управление Росреестра не поступили.
27.07.2020 Управлением Росреестра уведомлениями N N КУВД-001/2020-8828572; КУВД-001/2020-8828573; КУВД-001/2020-8828574, КУВД-001/2020-9165998; КУВД-001/2020-9165999; КУВД-001/2020-9166000 приняты решения о приостановлении регистрационных действий, а впоследствии, 05.11.2020 уведомлениями N КУВД-001/2020-8828572; N КУВД-001/2020-8828573; N КУВД-001/2020-8828574, N КУВД-001/2020-9165998; N КУВД-001/2020-9165999; N КУВД-001/2020-916600 об отказе в государственной регистрации права, перехода права собственности в отношении объектов недвижимого имущества, в связи с не устранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации.
Полагая указанные решения регистрирующего органа незаконными и нарушающими права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункты 2 и 8 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 1 статьи 20 Закона N 218-ФЗ о регистрации предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в государственной регистрации.
В силу части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Разрешая спор, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований и возражений на них, и, правильно применив положения Закона N 218-ФЗ, установив, что договоры купли-продажи от 08.07.2020 N 02/2020 и от 08.07.2020 и акты приема-передачи объектов содержат всю необходимую информацию для идентификации их предметов, в том числе полное наименование объектов, адреса их места нахождения, кадастровые номера, согласно данным ЕГРП, каких-либо иных объектов недвижимости, кроме поименованных в договорах купли-продажи в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:26:0190705:207 и 77:18.0190705:208, не имелось и не имеется, суды пришли к выводу, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении регистрационных действий, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка с указанием в судебных актах мотивов их отклонения.
Выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии решения и постановления судами не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.04.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2021 по делу N А40-239649/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
И.В. Лазарева |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разрешая спор, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований и возражений на них, и, правильно применив положения Закона N 218-ФЗ, установив, что договоры купли-продажи от 08.07.2020 N 02/2020 и от 08.07.2020 и акты приема-передачи объектов содержат всю необходимую информацию для идентификации их предметов, в том числе полное наименование объектов, адреса их места нахождения, кадастровые номера, согласно данным ЕГРП, каких-либо иных объектов недвижимости, кроме поименованных в договорах купли-продажи в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:26:0190705:207 и 77:18.0190705:208, не имелось и не имеется, суды пришли к выводу, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении регистрационных действий, в связи с чем удовлетворили заявленные требования."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 октября 2021 г. N Ф05-26366/21 по делу N А40-239649/2020