город Москва |
|
27 октября 2021 г. |
Дело N А41-23772/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Косюк Л.К., доверенность от 14.01.2021;
рассмотрев 20 октября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - ООО "Аметист"
на решение от 06 мая 2021 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 05 июля 2021 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-23772/21
по заявлению Раменской городской прокуратуры Московской области
о привлечении к административной ответственности
к ООО "Аметист",
УСТАНОВИЛ:
Раменская городская прокуратура Московской области (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ООО "Аметист" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 мая 2021 года заявленные требования удовлетворены, ООО "Аметист" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30.000 руб.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 июля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Аметист" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, прокуратурой на основании решения о проведении проверки от 08.01.2021 N 1 проведена проверка общества на предмет соблюдения требований действующего законодательства на территории Московской области: Раменский район, сельское поселение Чулковское.
В ходе проверки выявлено, что общество располагает лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов IV класса опасности от 24.12.2019 N 077292. Местом осуществления лицензируемых видов деятельности на территории Московской области является сельское поселение Чулковское Раменского района, на земельных участках с кадастровыми номерами 50:23:0040330:36 и 50:23:0040330:39.
Согласно материалам лицензионного дела для осуществления лицензируемых видов деятельности по обработке и утилизации отходов пищевой продукции, отходов при обработке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, отходов при проведении землеройных работ обществом заявлен договор аренды от 01.04.2019 N 01/19-А земельного участка 50:23:0040330:36, площадью 20.016 кв.м, заключенный между обществом и Архиповым С.В.
Также при проверке установлено, что общество осуществляет деятельность по обращению с отходами на земельных участках с кадастровыми номерами 50:23:0040330:67 и 50:23:0040330:44, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства путем засыпки участков строительными отходами, грунтами неизвестного происхождения.
Земельный участок с кадастровым номером 50:23:0040330:67 арендуется обществом на основании договора аренды от 04.04.2020 N 0404/20-А у Куландина В.А. для проведения работ по рекультивации.
Общество осуществляет прием отходов IV, V классов опасности для осуществления работ по накоплению, утилизации, обработке, обезвреживанию и/или размещению в рамках контракта от 25.12.2020 N 10182-А, заключенного с ГБУ "Автомобильные дороги".
В ходе обследования земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0040330:67 и 50:23:0040330:44 установлено, что на указанных земельных участках в значительном количестве навалами размещены грунты неизвестного происхождения, строительные отходы, на некоторых участках среди грунтов имеются точечные вкрапления отходов полиэтилена, древесных отходов. Высота навалов размещенных строительных отходов, грунтов неизвестного происхождения составляет примерно от 3 м до 10 м.
Проверкой также установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0040330:67 среди навалов грунтов неизвестного происхождения в значительном количестве присутствуют строительные отходы крупных фракций, которые обрабатываются обществом путем дробления с использованием специализированной техники, размещенной непосредственно на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0040330:67, рядом с дробильной установкой навалами складированы строительные отходы, прошедшие процесс обработки (дробления), отходы металлолома.
В ходе проверки 19.02.2021 специалистами аккредитованной лаборатории (запись в реестре аккредитованных лиц Росаккредитации N RA.RU.515855) ООО "Экоцентр" проведен отбор проб грунтов неизвестного происхождения, строительных отходов для определения морфологического состава, класса опасности.
Согласно результатам проведенной экспертизы отобранных проб (протокол испытаний (измерений) от 03.03.2021 N ОГ/5-21) отходы, отобранные на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0040330:67, относятся к отходам IV класса опасности и по морфологическому составу представлены следующими отходами: лом бетона при строительстве и ремонте производственных зданий и сооружений, грунт, лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий, древесные отходы от сноса и разборки зданий, отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные.
Удовлетворяя заявленные прокуратурой требования и привлекая общество к административной ответственности, суды правомерно руководствовались следующим.
Из пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) следует, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ, лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
При этом согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ, место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
Между тем из содержания статьей 2, 7, 9 и 11 Федерального N 99-ФЗ следует, что право на осуществление соответствующего вида деятельности предоставляется юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) исключительно в отношении адресов, указанных в выданной лицензии в качестве мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление N 2290), для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, заявление о предоставлении лицензии в соответствии с порядком, установленным статьей 13 Федерального закона N 99-ФЗ, в котором указывает: для работ по транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности - виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности.
Вместе с тем судами установлено, что лицензия общества на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов IV класса опасности от 24.12.2019 N 077292 не содержит в перечне работы по обращению (сбор, транспортирование, обработка, утилизация) с отходами IV класса опасности (лом бетона при строительстве и ремонте производственных зданий и сооружений, древесные отходы от сноса и разборки зданий) на территории Московской области: Раменский район, сельское поселение Чулковское, а также место осуществления лицензируемых видов деятельности - земельный участок с кадастровым номером 50:23:0040330:67.
Таким образом, суды констатировали, что при проведении проверки 19.02.2021 установлено, что в нарушение статьей 2, 1, 9 и 11 Федерального закона N 99-ФЗ и пункта 5 Постановления N 2290 обществом допущено осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Статьей 3 Федерального закона N 99-ФЗ установлено, что лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ).
Из пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ следует, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Таким образом, суды указали, что прокуратура пришла к выводу о том, что обществом совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, то есть осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). В связи с этим и.о. Раменского городского прокурора Московской области в отношении общества 17.03.2021 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Суды указали, что объективную сторону административного правонарушения, вмененного обществу, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Суды обоснованно отметили, что материалами проверки подтверждается факт осуществления обществом предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), при этом обществом не приняты достаточные меры по их недопущению.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Суды обоснованно заключили, что осуществляя лицензируемую деятельность, общество должно было знать о необходимости соблюдения предусмотренных нормативными актами обязательных для такой деятельности требований и условий, а также у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена указанная ответственность, но с целью недопущения наступления вредных последствий в случае их неисполнения, обществом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суды обоснованно отметили, что данные факты подтверждаются актом проверки от 19.02.2021 и иными материалами проверки.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Также суды установили, что на дату принятия решения по данному делу срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
При назначении наказания судом первой инстанции учтены обстоятельства и характер совершенного правонарушения, условия, способствующие его совершению, в связи с чем суд правомерно назначил наказание в минимальном размере, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, то есть в размере 30.000 руб.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 06 мая 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 июля 2021 года по делу N А41-23772/21 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Аметист" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обоснованно отметили, что данные факты подтверждаются актом проверки от 19.02.2021 и иными материалами проверки.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Также суды установили, что на дату принятия решения по данному делу срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
При назначении наказания судом первой инстанции учтены обстоятельства и характер совершенного правонарушения, условия, способствующие его совершению, в связи с чем суд правомерно назначил наказание в минимальном размере, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, то есть в размере 30.000 руб."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 октября 2021 г. N Ф05-26276/21 по делу N А41-23772/2021