город Москва |
|
01 ноября 2021 г. |
Дело N А41-84307/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Хрусталев С.В., доверенность от 14.07.2020;
от заинтересованного лица: Гуляева К.О., доверенность от 11.01.2021;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 26 октября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Минмособлимущества на решение от 06 мая 2021 года Арбитражного суда Московской области, на постановление от 28 июля 2021 года Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-84307/20
по заявлению ИП Кондрашева Ю.Е.
об оспаривании решения
к Минмособлимуществу,
третьи лица: Администрация городского округа Мытищи, ФКУ "Центравтомагистраль",
УСТАНОВИЛ:
ИП Кондрашев Ю.Е. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Минмособлимуществу (далее - министерство) о признании незаконным решения от 10.02.2021 об отказе в предоставлении государственной услуги об изменении целевого назначения земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6; об обязании в течение 10 дней с момента вступления в законную силу судебного акта принять решения об изменении целевого назначения земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6, установив целевое назначение "земли транспорта" (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация городского округа Мытищи и ФКУ "Центравтомагистраль".
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 мая 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2021 года решение суда первой инстанции отменено в части обязания Минмособлимущества в течение 10 дней с момента вступления в законную силу судебного акта принять решения об изменении целевого назначения земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6, установив целевое назначение "земли транспорта" (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), в удовлетворении заявленных требований в указанной части отказано, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Минмособлимущество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены постановления апелляционного суда в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, предприниматель является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6, категории "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства".
На земельных участках расположены объекты: хозпостройка 1996 года постройки, площадью 75,6 кв.м, с кадастровым номером 50:12:00000000:56581; хозпостройка 2012 года постройки, площадью 324 кв.м, с кадастровым номером 50:12:0030302:81; хозпостройка 2012 года постройки, площадью 345 кв.м, с кадастровым номером 50:12:0030302:82.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6, как пояснял предприниматель, примыкают к автодороге А-104 "Москва - Дмитров - Дубна" в районе д. Сухарево и автодороге "Сухарево - Марфино - Подольниха".
Распоряжением Росавтодора от 14.10.2013 N 1601-р "Об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-104 "Москва - Дмитров - Дубна" на участке км 23+500 - км 46+300 (Мытищинский район, Московская область)" (далее - Распоряжение N 1601-р) земельные участки отнесены к придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-104 "Москва - Дмитров - Дубна".
В период с 14.08.2019 по 31.08.2019 на территории городского округа Мытищи проведены публичные слушания, на которые, в том числе, вынесен вопрос об исключении из зоны сельскохозяйственного производства земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6. Согласно результатам публичных слушаний решено исключить указанные участки из зоны сельскохозяйственного производства и включить их в зону транспортной инфраструктуры с целью последующего размещения на них объектов придорожного сервиса.
07.09.2020 предприниматель направил в министерство ходатайство о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6 из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности" для целей - ведение предпринимательской деятельности.
Решениями от 10.02.2021 министерство отказало в предоставлении услуги "Подготовка Правительству Московской области предложений по переводу земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую категорию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области".
В отказах министерство указало на несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельных участков, предлагаемых к переводу, утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории (статья 4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"; далее - Федеральный закон N 172-ФЗ). По сведениям Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области (ИСОГД МО) земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6 в соответствии с внесением изменений в Генеральный план городского округа Мытищи, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Мытищи от 19.12.2019 N 4/1, относятся к функциональной зоне СХ-3 "Зона сельскохозяйственного производства".
Не согласившись с решениями министерства, предприниматель обратился в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Суд апелляционной инстанции констатировал, что предприниматель ссылался на то, что земельные участки, находящиеся в придорожных полосах автомобильных дорог, не могут входить в категорию "земли сельскохозяйственного назначения" и использоваться для сельскохозяйственного производства, а подлежат переводу в иную категорию земель.
Удовлетворяя заявленные требования предпринимателя в части признания незаконным решения министерства, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые решения, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения, действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 172-ФЗ, перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:
1) с консервацией земель;
2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;
4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;
5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги; придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.
Частями 1 и 3 статьи 26 Федерального закона N 257-ФЗ предусмотрено, что для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы. Решение об установлении придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения или об изменении таких придорожных полос принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
В силу части 10 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в целях размещения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, утверждаются схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов.
В соответствии с частями 2 и 7 статьи 23 ГрК РФ, подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана осуществляется, в том числе, с учетом утвержденных документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территориях поселения, городского округа объектов федерального значения, объектов регионального значения.
Частями 1 и 2 статьи 36 ГрК РФ предусмотрено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования.
Судами установлено, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6 имеют категорию "земли сельскохозяйственного назначения", принадлежат заявителю на праве собственности.
На участках расположены нежилые здания (хозпостройки), состоящие на кадастровом учете, также принадлежащие на праве собственности заявителю.
Согласно пояснениям ФКУ "Центравтомагистраль", часть земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6 расположена в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-104 "Москва - Дмитров - Дубна".
Распоряжением N 1601-р на участке км 23 + 500 - км 46 + 300 (Мытищинский район, Московская область) в границах придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения установлен особый режим использования земельных участков.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 384-р утверждена схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения.
Суды установили, что в содержащейся в разделе N 1 Сведений о видах, наименованиях, назначении планируемых для размещения объектов федерального значения, их основные характеристики и местоположение (1-й этап - до 2025 года), подраздел N 2 Автомобильные дороги, пункт 7 "Автомобильная дорога А-104 Москва - Дмитров - Дубна со строительством обхода г. Дмитрова (Дмитровский район, г. Долгопрудный, Дубна, Лобня, Мытищинский, Талдомский районы), реконструкция участков автомобильной дороги: км 23 + 500 - км 65 + 100 протяженностью 41,6 км, категория II".
Таким образом, суды обоснованно заключили, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6 входят в зону реконструкции участков автомобильной дороги А-104.
Кроме того, суды установили, что в районе км 38 + 700 (справа) автомобильной дороги общего пользования федерального назначения (ФАД) А-104 "Москва - Дмитров - Дубна" на земельных участках с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6 эксплуатируются объекты дорожного сервиса в границах придорожной полосы федеральной автомобильной дороги.
Мособлархитектура в своем письме от 11.12.2020 подтвердила, что земельный участок с кадастровым номером 50:12:0030302:5 согласно сведениям ИСОГД частично расположен в зоне планируемой реконструкции автомобильной дороги федерального значения А-104 "Москва - Дмитров - Дубна", предусмотренная Схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 384-р.
Согласно письму Росавтодора от 26.01.2021, в соответствии с распоряжением от 17.08.2016 N 1682-р "Об утверждении документации по планировке территории объекта "Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-104 Москва - Дмитров - Дубна на участках км 23+500 - км 24+200, км 26+1080 - км 29+600, Московская область", земельный участок с кадастровым номером 50:12:0030302:5 расположен в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-104 Москва - Дмитров - Дубна (зона с особыми условиями использования территории), установленной Распоряжением N 1601-р.
Суды установили, что согласно протоколу N 11-2013 заседания комиссии при Администрации сельского поселения Федоскинское по вопросам градостроительства от 04.07.2013 решено отложить вопрос об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6 с "для ведения сельскохозяйственного производства" до предоставления проекта реконструкции участка автодороги А-104 "Москва - Дмитров - Дубна".
Согласно заключению от 11.02.2014 N 1423 Комиссии при Администрации сельского поселения Федоскинское по вопросам градостроительства, земельный участок с кадастровым номером 50:12:0030302:6 по генеральному плану сельского поселения Федоскинское предусмотрен под автодорогу общего пользования, а в соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 10.06.2011 N 548/21 "Об одобрении проекта Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области", участок частично расположен в границах зоны планируемого размещения (реконструкции) автомобильной дороги федерального значения А-104 "Москва - Дмитров - Дубна".
Из письма главы сельского поселения Федоскинское Мытищинского района от 01.04.2015 N 487 следует, что согласно генеральному плану сельского поселения Федоскинское, утвержденному решением Совета депутатов сельского поселения Федоскинское от 24.11.2011 N 27/1, текстовому и графическому описанию местоположения границ и перечню координат характерных точек деревни Сухарево, утвержденных решением Совета депутатов сельского поселения Федоскинское от 27.06.2013 N 48/13, земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6 расположены в границах населенного пункта д. Сухарево.
Судами установлено, что согласно заключению Администрации городского округа Мытищи от 04.09.2019 о результатах публичных слушаний, проведенных по проекту внесения изменений в генеральный план городского округа Мытищи, утвержденный решением Совета депутатов городского округа Мытищи от 28.12.2017 N 36/1, предложено земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6 исключить из зоны сельскохозяйственного производства и включить их в зону транспортной инфраструктуры с целью последующего размещения на них объектов придорожного сервиса.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для сохранения в отношении спорных земельных участков категории "земли сельскохозяйственного назначения" и вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
Суды указали, что ходатайства о назначении судебной экспертизы со стороны министерства материалы дела не содержит.
В связи с этим суды, руководствуясь статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно удовлетворили заявленные предпринимателем требования в части признания незаконным решения министерства от 10.02.2021 об отказе в предоставлении государственной услуги об изменении целевого назначения земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6.
Между тем, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что, удовлетворяя заявление предпринимателя в части обязания министерства в течение 10 дней с момента вступления в законную силу судебного акта принять решения об изменении целевого назначения земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6, установив целевое назначение "земли транспорта" (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 4 статьи 2 Закона Московской области от 27.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов по переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую.
Подпунктом 9 статьи 13 Закона Московской области от 02.11.2005 N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области" (далее - Закон N 230/2005-ОЗ) предусмотрено, что полномочия по принятию решений об отнесении земель к категориям, переводе их из одной категории в другую в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отнесены к компетенции Правительства Московской области.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 Закона N 230/2005-03, Правительство Московской области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Московской области, наделенным общей компетенцией и осуществляет на всей территории Московской области исполнительно-распорядительную деятельность в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Московской области.
В соответствии с пунктом 9 статьи 13 Закона N 230/2005-03, к полномочиям Правительства Московской области, в том числе относится принятие решения об отнесении земель к категориям, переводе их из одной категории в другую в случаях и в порядке установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Суд апелляционной инстанции правомерно заключил, что министерство не является уполномоченным лицом по принятию решения об изменении целевого назначения земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6, в связи с чем решение суда первой инстанции не исполнимо.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования по принятию решения об изменении целевого назначения земельных участков предъявлены к ненадлежащему ответчику и входят в компетенцию Правительства Московской области.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции обоснованно заключил, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об удовлетворении требований предпринимателя в полном объеме.
Апелляционный суд пришел к правомерному выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части обязания министерства в течение 10 дней с момента вступления в законную силу судебного акта принять решения об изменении целевого назначения земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6, установив целевое назначение "земли транспорта" (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), и об отказе предпринимателю в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Таким образом, доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятого по настоящему делу постановления апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2021 года по делу N А41-84307/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Минмособлимущества - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Мособлархитектура в своем письме от 11.12.2020 подтвердила, что земельный участок с кадастровым номером 50:12:0030302:5 согласно сведениям ИСОГД частично расположен в зоне планируемой реконструкции автомобильной дороги федерального значения А-104 "Москва - Дмитров - Дубна", предусмотренная Схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 384-р.
Согласно письму Росавтодора от 26.01.2021, в соответствии с распоряжением от 17.08.2016 N 1682-р "Об утверждении документации по планировке территории объекта "Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-104 Москва - Дмитров - Дубна на участках км 23+500 - км 24+200, км 26+1080 - км 29+600, Московская область", земельный участок с кадастровым номером 50:12:0030302:5 расположен в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-104 Москва - Дмитров - Дубна (зона с особыми условиями использования территории), установленной Распоряжением N 1601-р."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 ноября 2021 г. N Ф05-26815/21 по делу N А41-84307/2020
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-26815/2021
01.11.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-26815/2021
28.07.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-12330/2021
06.05.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-84307/20