город Москва |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А40-214683/20-145-1467 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Руднево": Доценко Г.Д. (дов. N 12 от 02.03.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
рассмотрев 09 ноября 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Руднево"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22 апреля 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2021 г.,
по делу N А40-214683/20-145-1467
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Руднево"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ: на основании постановления главы Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 10 октября 2008 г. N 1530 "О переоформлении права постоянного (бессрочного пользования) обществом с ограниченной ответственностью "Руднево" (далее - ООО "Руднево", общество, заявитель) земельным участком, расположенным в Наро-Фоминском муниципальном районе, сельском поселении Новофедоровское" обществу предоставлены в собственность земельные участки с кадастровыми номерами 50:26:150509:0002 (площадью 85 745 кв.м) и 50:26:150509:0004 (площадью 4 255 кв.м), расположенные по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, сельское поселение Новофедоровское, вблизи д. Руднево (далее - земельные участки), образованные в результате раздела земельного участка общей площадью 90 000 кв.м.
На основании указанного постановления 23 октября 2008 г. между Комитетом по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области (продавец) и ООО "Руднево" (покупатель) заключены договоры купли-продажи земельных участков N 4215 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:26:150509:0004) и N 4216 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:26:150509:0002).
Указанные договоры зарегистрированы в установленном законом порядке, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) от 29 января 2009 г. N 50-50-26/006/2009-171 и N 50-50-26/006/2009-167 соответственно.
Право собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:26:0150509:5 (площадью 0,9 га), расположенного по адресу: г. Москва, п. Новофедоровское, квартал 191, уч.влд. 1, 2, не зарегистрировано, обременения отсутствуют, что подтверждается сведениями ЕГРН.
В связи с тем, что при образовании земельных участков с кадастровыми номерами 50:26:0150509:4 и 50:26:0150509:2 орган исполнительной власти не прекратил сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости и ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:26:0150509:5, общество обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с соответствующим заявлением.
Письмом от 29 апреля 2016 г. N 33-5-53534/16-(0)-1 Департамент городского имущества города Москвы отказал ООО "Руднево" в предоставлении государственной услуги "Присвоение, изменение или аннулирование адреса объекта адресации" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:26:0150509:5 с указанием на то, что общество не является собственником указанного земельного участка, а также в связи с отсутствием в ЕГРН сведений в отношении данного участка.
Письмом от 29 августа 2016 г. N 215/23938 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра по Москве") отказало обществу в предоставлении информации о кадастровом учете изменения данных земельных участков и рекомендовало предоставить распоряжения, на основании которых были произведены изменения указанных объектов недвижимости.
Письмом от 20 марта 2017 г. N 211/07764 ФГБУ "ФКП Росреестра по Москве" уведомило общество о невозможности аннулирования адреса объекта адресации, поскольку "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" с 2012 года изменялись Департаментом земельных ресурсов города Москвы (в настоящее время Департамент городского имущества города Москвы).
07 июля 2020 г. общество обратилось Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистрационный номер) по вопросу снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:26:0150509:5.
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления Управлением Росреестра по Москве был подготовлен ответ, оформленный письмом от 05 августа 2020 г. N 16855/2020 "О рассмотрении обращения", в котором указало на отсутствие в регистрационном органе сведений и документов о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:26:0150509:5, в связи с чем снять с кадастрового учета вышеуказанный земельный участок не представляется возможным.
Считая свои права нарушенными, ООО "Руднево" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным бездействия, выразившегося в неснятии с кадастрового учета (аннулировании) земельного участка с кадастровым номером 50:26:0150509:5, расположенного по адресу: г. Москва, п. Новофедоровское, кв-л. 191, уч.влд. 1, 2 и обязании Управления Росреестра по Москве снять с кадастрового учета (аннулировать) земельный участок с кадастровым номером 50:26:0150509:5, расположенный по адресу: г. Москва, п.Новофедоровское, кв-л. 191, уч.влд. 1, 2 (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 апреля 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2021 г., в удовлетворении заявленных требования отказано.
В кассационной жалобе ООО "Руднево" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на наличие со стороны регистрационного органа бездействия в отношении вопроса снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:26:0150509:5. Приведены также доводы о том, что в ходе судебного заседания в суде первой инстанции (05 февраля 2021 г.) обществом было подано заявление в Управление Росреестра по Москве (через МФЦ района Обручевский) о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:26:0150509:5, однако 17 мая 2021 г. ООО "Руднево" был получен отказ в снятии с кадастрового учета указанного земельного участка N КУВД-001/2021-4119367/2, что свидетельствует об уклонении Управления Росреестра по Москве об обязанности аннулирования сведений в отношении земельного участка.
К кассационной жалобе приложена копия письма Управления Росреестра по Москве от 17 мая 2021 г. N КУВД-001/2021-4119367/2.
Поскольку статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность суда кассационной инстанции собирать и исследовать дополнительные доказательства, суд кассационной инстанции не находит оснований для приобщения указанного документа к материалам дела, в связи с чем указанный документ возвращен заявителю в судебном заседании.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Руднево" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Управления Росреестра по Москве в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ООО "Руднево", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы удовлетворение заявленных требований возможно при одновременном наличии двух условий: если оспариваемое бездействие уполномоченных органов не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
При этом под незаконным бездействием следует понимать несовершение государственным органом действий, отнесенных к его компетенции, при наличии условий, в связи с которыми возникает обязанность совершить эти действия.
В силу части 4 статьи 1 Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Статьей 10 названного закона определен порядок рассмотрения обращения.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из тех обстоятельств, что обращение общества не является заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН, предусмотренным законодательством, а представляет собой обращение в порядке Закона N 59-ФЗ, которое было рассмотрено Управлением Росреестра по Москве, и направлен ответ (письмо от 05 августа 2020 г. N 16855/2020 "О рассмотрении обращения").
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии незаконного бездействия со стороны Управления Росреестра по Москве.
Судами не установлено нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, которые могли быть восстановлены в результате признания оспариваемого бездействия незаконным.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе обществом приведены доводы о том, что в ходе судебного заседания в суде первой инстанции (05 февраля 2021 г.) обществом было подано заявление в Управление Росреестра по Москве (через МФЦ района Обручевский) о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:26:0150509:5, однако 17 мая 2021 г. ООО "Руднево" был получен отказ в снятии с кадастрового учета указанного земельного участка N КУВД-001/2021-4119367/2, что свидетельствует об уклонении Управления Росреестра по Москве об обязанности аннулирования сведений в отношении земельного участка.
Указанный довод не может являться основанием для отмены принятых по делу судебных актов, поскольку указанный отказ в осуществлении регистрационных действий в мае 2021 года не являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22 апреля 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2021 г. по делу N А40-214683/20-145-1467 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Руднево" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 4 статьи 1 Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
...
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из тех обстоятельств, что обращение общества не является заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН, предусмотренным законодательством, а представляет собой обращение в порядке Закона N 59-ФЗ, которое было рассмотрено Управлением Росреестра по Москве, и направлен ответ (письмо от 05 августа 2020 г. N 16855/2020 "О рассмотрении обращения")."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 ноября 2021 г. N Ф05-27260/21 по делу N А40-214683/2020