г. Москва |
|
18 ноября 2021 г. |
Дело N А40-27291/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Каргилл" - Арса Л.М., представитель по доверенности от 21 декабря 2020 года;
от заинтересованного лица: Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям - Шин Н.Г., представитель по доверенности от 15 декабря 2021 года;
рассмотрев 11 ноября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каргилл"
на решение от 26 мая 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 02 августа 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-27291/21,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каргилл"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Каргилл" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям (далее - управление), выразившегося в непринятии решения об отмене карантинного фитосанитарного режима, карантинной фитосанитарной зоны по карантинным объектам: повилика; амброзия полыннолистная; амброзия трехраздельная на территории земельных участков, расположенных по адресу: Тульская область, р-н Ефремовский, г. Ефремов, с кадастровыми номерами: 71:00:000000:112788; 71:27:020402:2062; 71:27:020402:2056; 71:27:020402:2063 (далее - карантинные объекты), принадлежащих ООО "Каргилл", подтвержденного письмом Управления Россельхознадзора от 12 ноября 2020 года N 21/7113; об обязании принять решение об отмене карантинного фитосанитарного режима, карантинной фитосанитарной зоны по указанным карантинным объектам.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 мая 2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 августа 2021 года, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с выводами судов, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель управления возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказами Управления Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям от 11 сентября 2018 года N 704 и от 13 сентября 2018 года N 719 в отношении земельного участка с кадастровым номером 71:00:000000:112468 был установлен карантинный фитосанитарный режим и наложена карантинная фитосанитарная зона в связи с выявлением вредных организмов - повилики полевой (Cuscuta campestris), амброзии полыннолистной (Ambrosia artemisii folia), амброзии трохраздельной (Ambrosiatrifida L.).
По результатам проведенного в период с 21 августа 2020 года по 25 сентября 2020 года карантинного фитосанитарного обследования территории ООО "Каргилл" управлением на территории земельных участков с кадастровыми номерами: 71:00:000000:112788; 71:27:020402:2062; 71:27:020402:2056; 71:27:020402:2063 (возникших в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 71:00:000000:112468) карантинных вредных организмов не обнаружено.
Ввиду не обнаружения карантинных вредных организмов общество обратилось в управление с заявлением об отмене карантинного фитосанитарного режима, карантинной фитосанитарной зоны по карантинным объектам на территории вышеперечисленных земельных участков.
Письмом от 12 ноября 2020 года N 21/7113 управление отказало в отмене карантинного фитосанитарного режима.
Полагая, что управление, не отменяя карантинный режим, незаконно бездействует, заявитель обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды указали следующее.
В силу части 10 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ "О карантине растений" (далее - Федеральный закон "О карантине растений") решение об отмене карантинного фитосанитарного режима на основании критериев ликвидации популяции карантинного объекта и критериев отмены карантинного фитосанитарного режима, которые установлены программой локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта и подтверждаются данными, полученными в ходе карантинного фитосанитарного обследования, принимается после ликвидации популяции карантинного объекта.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 20 Федерального закона "О карантине растений" программа локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта должна содержать, в том числе, критерии ликвидации популяции карантинного объекта и критерии отмены карантинного фитосанитарного режима.
Суды указали, что приложением к Приказам N 704 и N 719 являются программа локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта амброзии трехраздельной (далее - программа локализации амброзии трехраздельной) и программа локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта повилики.
Согласно указанным программам критерием ликвидации популяции карантинного объекта - амброзии трехраздельной и повилики и основанием для упразднения карантинной фитосанитарной зоны и отмены карантинного фитосанитарного режима является отсутствие амброзии трехраздельной, повилики подтвержденное данными контрольных обследований в карантинной фитосанитарной зоне в течение трех лет подряд.
Так, согласно Программе локализации амброзии трехраздельной план проведения проверок подкарантинных объектов, расположенных в границах карантинной фитосанитарной зоны, предусматривает проведение проверок: 20 августа 2019 года; 20 августа 2020 года, 20 августа 2021 года. В свою очередь Программа локализации повилики предусматривает проведение проверок: 19 июля 2019 года; 19 июля 2020 года, 19 июля 2021 года.
Таким образом, установив, что на момент обращения заявителя в управление с требованием об отмене карантинного фитосанитарного режима Программы локализации выполнены в полном объеме не были (не проведены фитосанитарные обследования 2021 года), суды, руководствуясь положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества, поскольку в действиях управления отсутствует незаконное бездействие.
Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права.
Изложенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с Программами локализации и подлежат отклонению.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17 февраля 2015 года N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Данные доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов, правомерно отклонены, как необоснованные.
Иные доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 мая 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 августа 2021 года по делу N А40-27291/21 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 10 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ "О карантине растений" (далее - Федеральный закон "О карантине растений") решение об отмене карантинного фитосанитарного режима на основании критериев ликвидации популяции карантинного объекта и критериев отмены карантинного фитосанитарного режима, которые установлены программой локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта и подтверждаются данными, полученными в ходе карантинного фитосанитарного обследования, принимается после ликвидации популяции карантинного объекта.
...
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17 февраля 2015 года N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 ноября 2021 г. N Ф05-27983/21 по делу N А40-27291/2021