город Москва |
|
18 ноября 2021 г. |
Дело N А40-161202/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Беловой А.Р.,
судей Красновой С.В., Лазаревой И.В.,
при участии в заседании:
от Департамента городского имущества города Москвы: не явился, извещен
от Управления Росреестра по Москве: не явилось, извещено
от третьих лиц: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы "Детская художественная школа "Бабенская Игрушка", Администрация Подольского муниципального района Московской области,
при рассмотрении 17 ноября 2021 года в судебном заседании кассационной жалобы Управления Росреестра по Москве
на решение от 08 апреля 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 26 июля 2021 года
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы "Детская художественная школа "Бабенская Игрушка", Администрация Подольского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 30.06.2020 N 77/20-59311.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 апреля 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2021 года решение Арбитражного суда города Москвы от 08 апреля 2021 года оставлено без изменения.
Законность вынесенных по делу судебных актов проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Управления, которое просит вышеуказанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Управление указывает на правомерность отказа в осуществлении государственного кадастрового учета объекта, поскольку приложения, включенные в состав технического плана не соответствуют положениям Приказа от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований, к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы Управления к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства Управление, Департамент, третьи лица явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела и принятии судебных актов, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Департамент обратился в Управление с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет с одновременной регистрацией права собственности города Москвы на объект недвижимости по адресу: г. Москва пос. Михайлово-Ярцевское, п. Шишкин лес, д. 42.
Уведомлением от 30.06.2020 N 77/20-59311 Управлением сообщено об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении объекта, ссылаясь на отсутствие в полном объеме документов, необходимых для осуществления регистрационных действий.
Посчитав оспариваемый отказ необоснованным и нарушающим права и законные интересы Департамента, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Возражая, Управление указывает на то, что заявленный к государственной регистрации объект находится на земельном участке неразграниченной собственности, между тем, документы подтверждающие правомерность использования земельного участка неразграниченной собственности для создания заявленного спорного объекта Департаментом в Управление не представлены. Кроме того, в нарушение пункта 20 Требований к техническому плану, установленных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (Требования) в составе представленного Департаментом технического плана отсутствуют документы, необходимые для его подготовки.
Согласно части 1 статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Так, согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 1 статьи 20 Закона о регистрации предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в государственной регистрации.
В силу части 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеназванными нормами, исходя из того, что в соответствии с распоряжениями Правительства Москвы от 17.04.2012 N 167-РП "О принятии государственных учреждений Московской области и муниципальных образований Московской области", от 16.05.2012 N 237-РП "О принятии муниципальных учреждений муниципального образования "Подольский муниципальный район" Московской области и от 25.12.2013 N 763-РП "О принятии муниципальных учреждений поселений Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы", актом приема-передачи передаются муниципальные бюджетные учреждения как имущественные комплексы, в том числе Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская художественная школа "Бабенская игрушка", установив, что с целью проведения указанных учетно-регистрационных действий Департаментом было представлено в Управление Росреестра по Москве соответствующее заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности недвижимого имущества с приложением технического плана здания, подготовленного на основании: технического паспорта, изготовленного органом технической инвентаризации до 01.01.2013: договора безвозмездного пользования от 15.04.2008 N 144: договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от 01.06.2010 N 19, признав доказанным факт, что Департаментом при обращении в Управление были предоставлены все документы, достаточные для проведения регистрационных действий, пришли к выводу, что Управление неправомерно отказало в регистрации права собственности на заявленный к регистрации объект недвижимости, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Оснований не согласиться с выводами судов кассационная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Из текста решения суда первой инстанции усматривается, что все представленные в материалы дела доказательства были исследованы и оценены в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, что по ним судом были сделаны соответствующие выводы. При том, что оценка какого-либо доказательства, сделанная судом не в пользу стороны, представившей это доказательства, не свидетельствует об отсутствии как таковой оценки доказательства со стороны суда.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, основаны на ошибочном толковании закона, не подтверждены надлежащими доказательствами, повторяют доводы, приводимые Управлением при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым дана соответствующая оценка, и по существу доводы Управления основаны на несогласии с данной судом оценкой установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательства, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопрос оценки доказательств в силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является компетенцией суда, рассматривающего спор по существу.
Несогласие Управления с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не является основанием для отмены судебного акта судом кассационной инстанции.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, предусмотренных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08 апреля 2021 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2021 года по делу N А40-161202/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Р. Белова |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеназванными нормами, исходя из того, что в соответствии с распоряжениями Правительства Москвы от 17.04.2012 N 167-РП "О принятии государственных учреждений Московской области и муниципальных образований Московской области", от 16.05.2012 N 237-РП "О принятии муниципальных учреждений муниципального образования "Подольский муниципальный район" Московской области и от 25.12.2013 N 763-РП "О принятии муниципальных учреждений поселений Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы", актом приема-передачи передаются муниципальные бюджетные учреждения как имущественные комплексы, в том числе Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская художественная школа "Бабенская игрушка", установив, что с целью проведения указанных учетно-регистрационных действий Департаментом было представлено в Управление Росреестра по Москве соответствующее заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности недвижимого имущества с приложением технического плана здания, подготовленного на основании: технического паспорта, изготовленного органом технической инвентаризации до 01.01.2013: договора безвозмездного пользования от 15.04.2008 N 144: договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от 01.06.2010 N 19, признав доказанным факт, что Департаментом при обращении в Управление были предоставлены все документы, достаточные для проведения регистрационных действий, пришли к выводу, что Управление неправомерно отказало в регистрации права собственности на заявленный к регистрации объект недвижимости, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 ноября 2021 г. N Ф05-27968/21 по делу N А40-161202/2020