г. Москва |
|
29 ноября 2021 г. |
Дело N А41-63021/2020 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе судьи Нечаева С.В.,
рассмотрев в порядке части 2 статьи 288.2 АПК РФ
без вызова сторон
кассационную жалобу Администрации г.о. Солнечногорск
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 08 июля 2021 года,
принятое в порядке упрощенного производства
по иску Фонда капитального ремонта
к Администрации г.о. Солнечногорск
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен Фондом капитального ремонта к Администрации г.о. Солнечногорск о взыскании субсидии на выполнение Краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2017 - 2019 годы, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 14.03.2017 N 157/8 в размере 187 110 руб. 47 коп., расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 613 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.04.2021, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2021, принятым в порядке упрощенного производства, решение отменено, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ответчик обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просит обжалуемое постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ, пункту 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", арбитражным судом кассационные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, и без осуществления протоколирования.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288.2 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, а также выводов, содержащихся в обжалуемом постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, разделом III Краткосрочного плана реализации предусмотрено финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа Солнечногорск Московской области, за счет средств местного бюджета в сумме 187 110 руб. 47 коп.
Работы по капитальному ремонту выполнены и приняты Фондом на основании актов о приемке выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ и затрат по договорам подряда.
Вместе с тем администрацией соответствующие выплаты не осуществлены, в связи с чем фонд обратился с настоящим исковым заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 5 Порядка, утвержденного постановлением Администрации городского поселения Солнечногорск от 13.09.2017 N 349, субсидия предоставляется при условии представления в Администрацию обращения в письменной форме.
В соответствии с пунктом 6 утвержденного Порядка основанием для предоставления субсидии является соглашение, заключенное между Администрацией и Фондом.
Из толкования положений данного Порядка следует, что получение субсидии возможно лишь на основании соглашения, заключенного с администрацией.
Поскольку в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства заключения фондом с администрацией соглашения на получение субсидии или отказа фонду в заключение такого соглашения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у истца права на получение субсидий.
При этом суд первой инстанции отклонил доводы истца о том, что письмом от 15.05.2019 Фонд направил в адрес ответчика соглашение о предоставлении субсидии, так как ни самого письма, ни доказательств его направления истцом в материалы дела не представлено. В то же время ответчик в отзыве на исковое заявление отрицает, что Фонд обращался к Администрации для заключения соглашения о предоставлении субсидии.
Апелляционный суд не согласился с указанными выводами суда первой инстанции.
Как установлено апелляционным судом, согласно постановлению Правительства Московской области от 30.07.2013 N 559/24 "О Фонде капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" (далее - Фонд или региональный оператор) Фонд является некоммерческой организацией, созданной с целью своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Московской области и наделен функциями регионального оператора.
К функциям регионального оператора относятся, в том числе, осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, и финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета (пункт 4 часть 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).
В соответствии с частью 1 статьи 182 ЖК РФ и частью 1 статьи 18 Закона Московской области N 66/2013-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" (далее - Закон) региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах (расположенных на территории Московской области), формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета Московской области) и (или) местного бюджета (бюджета муниципального образования, на территории которого расположен данный многоквартирный дом), за счет иных не запрещенных законом средств.
Финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, не подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в пункте 1 части 2 статьи 168 ЖК РФ, может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, созданным в соответствии с ЖК РФ, управляющим организациям, региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (часть 1 статьи 191 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 статьи 78 БК РФ), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе, из местного бюджета.
В соответствии с положениями Закона и региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014 - 2049 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1188/58, полномочия по подготовке, утверждению, реализации краткосрочных планов реализации региональной программы, внесению изменений в краткосрочные планы, а также функции информационного обмена в рамках реализации краткосрочных планов возложены на органы местного самоуправления.
Постановлением Правительства МО от 14.03.2017 N 157/8 (ред. от 20.04.2020) "Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2017 - 2019 годы" утвержден прилагаемый краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2017 - 2019 годы.
Разделом III Краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2017 - 2019 годы", утвержденного постановлением Правительства Московской области от 14.03.2017 года N 157/8, предусмотрено финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа Солнечногорск Московской области, за счет средств местного бюджета в сумме 187 110,47 руб.
В настоящее время работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, указанных в разделе III Краткосрочного плана реализации, завершены и приняты Фондом на основании актов о приемке выполненных работ и справок стоимости выполненных работ и затрат по договорам подряда от 12.08.2016 N 1372-К и от 24.07.2017 N 1411-К.
Вопреки выводам суда первой инстанции, в комплекте документов, приложенных к исковому заявлению от 16.09.2020 N исх-15181/18, направленных через систему "Мой арбитр" 29.09.2020, имеется письмо Фонда от 15.05.2019 N исх-6794/11 (п. 13 приложения искового заявления), подписанное электронно-цифровой подписью, что подтверждается пометкой "МСЭД" на письме (то есть письмо направлено посредством Межведомственной системы электронного документооборота).
К данному письму приложено соглашение о предоставлении субсидии на выполнение Плана реализации региональной программы МО "Об утверждении Краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории МО, на 2017 - 2019 годы" (согласно Реестра многоквартирных домов, указанного в приложении к данному соглашению).
Факт получения данного письма подтверждается ответом Администрации от 16.05.2019 N ОВХ-3499/2019 (л.д. 25).
Однако, Администрация соглашение с фондом не заключила.
Кроме того, из возражений ответчика на иск б/н б/д (л.д. 5 - 8), следует, что Администрация не оспаривала факт направления указанного письма Фондом. Администрация указала только, что не заключила соглашение с Фондом.
Вывод суда первой инстанции о том, что получение субсидии возможно лишь на основании соглашения, заключенного с Администрацией, является ошибочным.
Правовым основанием для предоставления Администрацией субсидии в размере 187 110,47 рублей является постановление Правительства Московской области от 14.03.2017 года N 157/8 "Об утверждении Краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2017 - 2019 годы".
Порядок предоставления субсидии был утвержден Администрацией во исполнение указанного постановления Правительства Московской области. Таким образом, утверждая Порядок, Администрация выразила согласие на субсидирование спорных объектов.
Указанные обстоятельства приводились истцом в отзыве на возражения ответчика (л.д. 73 - 74), однако судом первой инстанции оценка приведенным доводам не дана.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств выплаты Фонду субсидии на выполнение Краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2017 - 2019 годы, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 14.03.2017 N 157/8 в размере 187 110 руб. 47 коп., апелляционный суд пришел к законному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом округа и отклонены, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права и по существу направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Судом апелляционной инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены имеющиеся в деле доказательства, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого в кассационном порядке судебного акта не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2021 года по делу N А41-63021/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, настоящее постановление является окончательным и обжалованию не подлежит.
Судья |
С.В. Нечаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, не подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в пункте 1 части 2 статьи 168 ЖК РФ, может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, созданным в соответствии с ЖК РФ, управляющим организациям, региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (часть 1 статьи 191 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 статьи 78 БК РФ), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе, из местного бюджета."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 ноября 2021 г. N Ф05-27335/21 по делу N А41-63021/2020