город Москва |
|
29 ноября 2021 г. |
Дело N А41-30921/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Агроинвест": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации городского округа Серпухов Московской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 24 ноября 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Серпухов Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 29 июня 2021 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2021 г.,
по делу N А41-30921/21
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агроинвест"
к Администрации городского округа Серпухов Московской области, Комитету по управлению имуществом городского округа Серпухов Московской области
о признании незаконными решений,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области; Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области; Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Агроинвест" (далее - ООО "Агроинвест", общество, заявитель) на основании договора аренды земельного участка от 22 декабря 2000 г. N 4/409 (дополнительное соглашение от 23 июля 2020 г.), заключенного с Администрацией городского округа Серпухов Московской области, является арендатором земельного участка площадью 8 139 851 кв.м с кадастровым номером 50:32:0070101:883, расположенного по адресу: Московская обл., Серпуховский район, с.о. Балковский, д. Балково, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного производства.
На основании постановления Администрации Серпуховского муниципального района Московской области от 11 июля 2017 г. N 1662 "Об утверждении схемы расположения земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070101:883" (далее - Постановление N 1662) образовано 28 земельных участков, которые имеют пересечения с земельным участком с кадастровым номером 50:32:0070101:883.
В целях исполнения Постановления N 1662 и устранения противоречий в сведениях государственного кадастрового учета, повышения эффективности использования земель, ООО "Агроинвест" обратилось в Администрацию Серпуховского муниципального района Московской области с заявлением о расторжении договора аренды от 22 декабря 2000 г. N 4/409 и предоставлении в аренду без проведения аукциона земельных участков, образованных в результате раздела, в том числе с кадастровыми номерами 50:32:0070117:513; 50:32:0070118:1333, 50:32:0070118:1334, 50:32:0070118:1337, 50:32:0070118:1338, 50:32:0070118:1340.
По результатам рассмотрения указанного заявления Администрацией Серпуховского муниципального района Московской области были приняты решения об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов" от 19 января 2021 г. N Р001-6182931602- 41616886, от 20 января 2021 г. N Р001- 6182931602-41617868, N Р001-6182931602- 41619003, N Р001-6182931602-41843967, от 21 января 2021 г. N Р001-6182931602- 41617294, от 29 января 2021 г. N Р001-6182931602-42083609, в которых указано, в том числе на необходимость одновременного принятия решения о расторжении договора аренды от 22 декабря 2000 г. N 4/409 и о предоставлении в аренду всех образованных земельных участков; земельные участки с кадастровыми номерами 50:32:0070117:513; 50:32:0070118:1333, 50:32:0070118:1334, 50:32:0070118:1337 частично расположены в береговой полосе (ручей приток р. Каменка, оз. Поганое, р. Неглядейка); на земельном участке с кадастровым номером 50:32:0070118:1338 расположен пруд без названия; земельный участок с кадастровым номером 50:32:0070118:1340 частично расположен в санитарно-защитной зоне ТКО Жерновка, санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов.
Считая свои права нарушенными, ООО "Агроинвест" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Серпухов Московской области и Комитету по управлению имуществом городского округа Серпухов Московской области о признании незаконными решений от 19 января 2021 г. N Р001-6182931602- 41616886, от 20 января 2021 г. N Р001- 6182931602-41617868, N Р001-6182931602- 41619003, N Р001-6182931602-41843967, от 21 января 2021 г. N Р001-6182931602- 41617294, от 29 января 2021 г. N Р001-6182931602-42083609 и обязании Комитет по управлению имуществом городского округа Серпухов Московской области заключить договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 50:32:0070117:513, 50:32:0070118:1333, 50:32:0070118:1334, 50:32:0070118:1337, 50:32:0070118:1338, 50:32:0070118:1340 (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 июня 2021 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2021 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация городского округа Серпухов Московской области просит об отмене принятых по настоящему делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно пункту 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Из подпункта 5 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктами 6 и 8 настоящего пункта, пунктом 5 статьи 46 настоящего Кодекса
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Пунктом 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Из пункта 6 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.
Порядок предоставления земельного участка в аренду собственнику объекта недвижимости, расположенного на этом участке, установлен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, и предполагает подачу в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка и заключение договора аренды земельного участка.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду собственнику объекта недвижимости, расположенного на этом участке, перечислены в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые отказы не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают законные права и интересы общества, поскольку ООО "Агроинвест" является арендатором исходного земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070101:883, в результате раздела которого сформированы и поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 50:32:0070117:513, 50:32:0070118:1333, 50:32:0070118:1334, 50:32:0070118:1337, 50:32:0070118:1338, 50:32:0070118:1340, и, следовательно, общество имеет право на заключение договоров аренды образованных земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов) как арендатор земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070101:883, из которого образованы спорные земельные участки.
Отклоняя доводы Администрации Серпуховского муниципального района Московской области, изложенные в оспариваемых отказах, в том числе о том, что расположение испрашиваемого земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка, суды со ссылкой на положения пункта 8 статьи 27, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса российской Федерации и части 6, 8 статьи 6, часть 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации указали на то, что действующим законодательством установлен запрет на приватизацию участков общего пользования, который не может быть распространен на отношения по предоставлению в аренду земельного участка.
Расположение части земельного участка в санитарно-защитной зоне ТКО, санитарнозащитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов также не влечет ограничений в оборотоспособности земельного участка, данные обременения влекут исключительно ограничения в использовании земельного участка.
Судами также указано на то, что наличие охранной зоны ТКО и береговой полосы не препятствует заключению договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 50:32:0070117:513, 50:32:0070118:1333, 50:32:0070118:1334, 50:32:0070118:1337, 50:32:0070118:1338, 50:32:0070118:1340.
Относительно доводов администрации о необходимости одновременного принятия решения о расторжении договора аренды от 22 декабря 2000 г. N 4/409 и о предоставлении в аренду всех образованных земельных участков, суды указали на отсутствие в материалах дела доказательств, препятствующих для расторжения договора аренды одновременно с принятием решения о предоставлении вновь образованных земельных участков.
Ссылки администрации о согласовании отказов с Министерством, что подтверждается сводным заключением Министерства имущественных отношений Московской области по согласованию строительных проектов отрицательных решений, в связи с чем администрация не могла согласовать предоставление услуги в рамках своих полномочий, также были отклонены судами, поскольку решения, принимаемые на заседаниях Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области, отражают только позицию органов исполнительной власти Московской области по тому или иному вопросу и носят рекомендательный характер для органа государственной власти или органа местного самоуправления, к полномочиям которого относится принятие того или иного решения по тем вопросам, которые обсуждались на заседании комиссии.
Таким образом, решения данной комиссии носят рекомендательный характер, они не могут подменять собой процедуру предоставления земельных участков, предусмотренную нормами федерального законодательства.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению принятых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 июня 2021 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2021 г. по делу N А41-30921/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Серпухов Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые отказы не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают законные права и интересы общества, поскольку ООО "Агроинвест" является арендатором исходного земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070101:883, в результате раздела которого сформированы и поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 50:32:0070117:513, 50:32:0070118:1333, 50:32:0070118:1334, 50:32:0070118:1337, 50:32:0070118:1338, 50:32:0070118:1340, и, следовательно, общество имеет право на заключение договоров аренды образованных земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов) как арендатор земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070101:883, из которого образованы спорные земельные участки.
Отклоняя доводы Администрации Серпуховского муниципального района Московской области, изложенные в оспариваемых отказах, в том числе о том, что расположение испрашиваемого земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка, суды со ссылкой на положения пункта 8 статьи 27, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса российской Федерации и части 6, 8 статьи 6, часть 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации указали на то, что действующим законодательством установлен запрет на приватизацию участков общего пользования, который не может быть распространен на отношения по предоставлению в аренду земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 ноября 2021 г. N Ф05-29014/21 по делу N А41-30921/2021