город Москва |
|
21 декабря 2021 г. |
Дело N А40-7322/21-21-53 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "Красцветмет": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Центральной акцизной таможни: Акбаева М.А. (дов. N 05-01-23/28601 от 10.11.2021 г.);
от третьего лица Федеральной пробирной палаты: не явились, извещены;
от третьего лица ООО "Центр химических исследований": не явились, извещены;
от третьего лица ФГУП "Главный центр специальной связи": не явились, извещены;
рассмотрев 14 декабря 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Красцветмет"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18 мая 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2021 г.,
по делу N А40-7322/21-21-53
по заявлению открытого акционерного общества "Красноярский завод цветных металлов имени В.Н. Гулидова"
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным решения,
третьи лица: Федеральная пробирная палата; общество с ограниченной ответственностью "Центр химических исследований"; Федеральное государственное унитарное предприятие "Главный центр специальной связи",
УСТАНОВИЛ: в феврале 2020 года открытое акционерное общество "Красноярский завод цветных металлов имени В.Н. Гулидова" (далее - ОАО "Красцветмет", общество, заявитель) в лице таможенного представителя - Федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи" (далее - ФГУП "ГЦСС", таможенный представитель) на Специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни поданы декларации на товары (далее - ДТ, декларации) N 10009131/270220/0001806, N 10009131/270220/0002140, N 10009131/130320/0002894 в отношении следующих товаров (графа 31):
- отходы платины, включая металл, плакированный платиной, но исключая отходы, содержащие другие драгоценные металлы: лом и отходы драгоценных металлов с содержанием: платины (0,0442%, 0,0345%, 0,0462%, 0,0628%, 0,0859%, 0,0532%, 0,0393%, 0,0454%, 0,0527%, 0,0430% вес в хим. чист. 7675.0 г.), палладия (0,1932%, 0,1131%, 0,1308%, 0,1415%, 0,2046%, 0,2630%, 0,3660%, 0,2748%, 0,1599%, 0,1760% вес в хим. чист. 30175.0 г.), родия (0,0238%, 0,0150%, 0,0180%, 0,0242%, 0,0315%, 0,0308%, 0,0397%, 0,0314%, 0,0279%, 0,0216% вес в хим. чист. 3910.40 г.) расфасованы в мешки из полимерной ткани, итого: 24 мешка, вес нетто: 15 900 600 г.;
- отходы платины, включая металл, плакированный платиной, но исключая отходы, содержащие другие драгоценные металлы: лом и отходы драгоценных металлов с содержанием: платины (0,0369%, 0,0322%, 0,0709%, 0,0463%, 0,0581%, 0,0687%, 0,0600%, 0,0489%, 0,0374%, 0,0515%, 0,0396% вес в хим. чист. 8284.2 г.), палладия (0,1515%, 0,1818%, 0,1455%, 0,2041%, 0,2230%, 0,2289%, 0,2416%, 0,1609%, 0,1493%, 0,1961%, 0,2411% вес в хим. чист. 32238.4 г.), родия (0,0222%, 0,0212%, 0,0211%, 0,0189%, 0,0309%, 0,0298%, 0,0287%, 0,0245%, 0,0211%, 0,0268%, 0,0284% вес в хим. чист. 4133,9 г.) расфасованы в мешки из полимерной ткани, итого: 24 мешка, вес нетто: 16 749 200,0 г.;
- отходы платины, включая металл, плакированный платиной, но исключая отходы, содержащие другие драгоценные металлы: лом и отходы драгоценных металлов с содержанием: платины (0,0473%, 0,0465%, 0,0379%, 0,0420%, 0,0452%, 0,0484%, 0,0363%, 0,0574%, 0,0683%, 0,0897% вес в хим. чист. 7509,4 г.), палладия (0,2276%, 0,1818%, 0,3391%, 0,2051%, 0,2374%, 0,1898%, 0,1522%, 0,1281%, 0,2136%, 0,2009% вес в хим. чист. 30884,7 г.), родия (0,0286%, 0,0243%, 0,0346%, 0,0265%, 0,0307%, 0,0284%, 0,0242%, 0,0260%, 0,0300%, 0,0307% вес в хим. чист. 4 161,2 г.) расфасованы в мешки из полимерной ткани, итого: 22 мешка, вес нетто: 14 606 400,0 г.
При подаче деклараций обществом были представлены таможенному органу акты государственного контроля N 40-16/ГЦСС-20/223-ИМ от 18 февраля 2020 г., N 40-16/ГЦСС-20/281-ИМ от 27 февраля 2020 г., N 40-16/ГЦСС-20/367-ИМ от 13 марта 2020 г., выданные Федеральным казенным учреждением "Пробирная палата России" (в настоящее время Федеральная пробирная палата).
После регистрации ДТ N 10009131/270220/0001806, N 10009131/270220/0002140, N 10009131/130320/0002894 таможенным органом был выявлен профиль риска, предусматривающий следующие меры по минимизации рисков: проведение таможенного досмотра, отбор проб и (или) образцов товаров и назначение таможенной экспертизы товара.
Должностными лицами таможенного поста были проведены таможенные досмотры товаров, задекларированных по декларациям, по результатам которых составлены акты таможенного досмотра от 05 марта 2020 г. N 10009131/050320/000134, от 11 марта 2020 г. N 10009131/110320/000165, от 19 марта 2020 г. N 10009131/190320/000216.
По результатам проведенных таможенных досмотров установлено, что вес товаров, указанный в вышеназванных ДТ, не соответствует весу товаров, определенному при проведении таможенных досмотров.
05, 10 и 18 марта 2020 г. таможенным органом были приняты решения о назначении таможенных экспертиз N 10009131/050320/ДВ/000003, N 10009131/100320/ДВ/000004, N 10009131/180320/ДВ/000005 в отношении товаров, задекларированных по ДТ N 10009131/270220/0001806, N 10009131/270220/0002140, N 10009131/130320/0002894, проведение которых было поручено Экспертно-криминалистической службе Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (далее - ЦЭКТУ).
Для проведения таможенной экспертизы должностными лицами таможенных органов отобраны пробы и (или) образцы товаров (акты отбора проб и образцов N 10009131/050320/ДВ/000003, N 10009131/100320/ДВ/000004, N 0009131/180320/ДВ/000005).
Поскольку из поступивших в таможенный орган заключений таможенных экспертов от 03 апреля 2020 N 12411003/0007654, от 07 апреля 2020 г. N 12411003/0008135 и 12411003/0009246 отсутствовала возможность установить количественное содержание металлов платиновой группы в связи с отсутствием материально-технической базы и методик для определения количества содержания металлов платиновой групп, таможенным органом было принято и согласовано с ЦЭКТУ решение о проведении таможенных экспертиз в иной экспертной организации, а именно в ООО "Центр химических исследований".
Согласно заключению ООО "Центр химических исследований" от 30 сентября 2020 г. N 100141496120000025 (далее - заключение), товар является ломом или отходами драгоценных металлов с содержанием платины, палладия, родия, серебра и других драгоценных металлов. Содержание элементов в товаре представлено в таблицах N 11-16 заключения.
Пробы исследованного товара содержат в составе драгоценные металлы: золото, серебро, палладий, иридий, родий, рутений и осмий.
Таким образом, по результатам таможенной экспертизы было установлено, что помимо платины, родия и палладия, сведения о содержании которых заявлены в графе 31 ДТ, а также в актах государственного контроля, представленных декларантом при таможенном декларировании, ввозимый ОАО "Красцветмет" товар также содержит золото, серебро, иридий, рутений и осмий, информация о которых не заявлена в графе 31 ДТ и не содержится в актах государственного контроля.
02 октября 2020 г. в адрес декларанта направлены требования о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в графе 31 ДТ N 10009131/270220/0001806, N 10009131/270220/0002140, N 10009131/130320/0002894, а также запросы о предоставлении декларантом актов государственного контроля с указанием химического состава товаров, установленного по результатам проведенной таможенной экспертизы.
В ответ на запрос таможенного органа декларант представил акты государственного контроля, выданные ФКУ "Пробирная палата России", исходя из которых химический состав и масса драгоценных металлов не соответствуют данным, поименованным в заключении специалиста.
09 октября 2020 г. по ДТ N 10009131/130320/0002894, 12 октября 2020 г. по ДТ N 10009131/270220/0001806, 16 октября 2020 г. по ДТ N 10009131/270220/0002140 таможенным постом были приняты решения об отказе в выпуске товаров на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС в связи с непредставлением декларантом актов государственного контроля с указанием химического состава товаров, установленного по результатам экспертизы.
19 октября 2020 г. товары, предъявленные к таможенному декларированию по спорным ДТ, изъяты таможенным органом, о чем составлены протоколы об изъятии товаров и переданы на ответственное хранение складу временного хранения ФГУП "ГЦСС", о чем составлены соответствующие акты приема-передачи имущества на ответственное хранение.
16 октября 2020 ОАО "Красцветмет" в лице таможенного представителя ФГУП "ГЦСС" на Специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления поданы ДТ N 10009131/161020/0009107, N 10009131/161020/0009184, N 10009131/161020/0009115 в отношении спорных товаров с заявлением в графе 31 сведений о всех содержащихся драгоценных металлах, установленных по результатам таможенной экспертизы и заключению от 30 сентября 2020 г. N 100141496120000025.
Декларантом представлены измененные акты государственного контроля N 40-16/ГЦСС-20/867-ИМ, N 40-16/ГЦСС-20/866-ИМ, N 40-16/ГЦСС-20/865-ИМ, выданные Федеральной пробирной палатой, которые содержали сведения о наименованиях и массах в чистоте драгоценных металлов, установленных в заключении от 30 сентября 2020 г. N 100141496120000025.
Поскольку спорные товары были изъяты таможенным органом по протоколам об изъятии товаров от 19 октября 2020 г. в рамках возбужденных в отношении ФГУП "ГЦСС" дел об административных правонарушениях, Специализированным таможенным постом Центральной акцизной таможни были приняты решения об отказе в выпуске товаров, предъявленных к таможенному декларированию по ДТ N 10009131/161020/0009107, N 10009131/161020/0009184, N 10009131/161020/0009115 на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС.
Указанные решения формализованы отметкой в графе "С" ДТ N 10009131/161020/0009107, N 10009131/161020/0009184, N 10009131/161020/0009115.
Считая свои права нарушенными, ОАО "Красцветмет" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной акцизной таможне о признании незаконными решений об отказе в выпуске товаров для внутреннего потребления по таможенным декларациям N 10009131/161020/0009107, N 10009131/161020/0009184 и N 10009131/161020/0009115, выраженные в уведомлениях от 19 октября 2020 г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная пробирная палата, ООО "Центр химических исследований", ФГУП "ГЦСС".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 мая 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Красцветмет" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что оспариваемое решение не соответствует требованиям таможенного законодательства, нарушает права и законные интересы общества.
В отзыве на кассационную жалобу Центральная акцизная таможня просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу от третьих лиц не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Центральной акцизной таможни с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
От представителя Федеральной пробирной палаты поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Центральной акцизной таможни, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь статьями 2, 7, 111, 123, 125 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (далее - Положение), утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 (далее - Решение коллегии ЕЭК N 30), Порядком внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. N 289 (далее - Порядок), пришли к выводу о том, что оспариваемые решения соответствует положениям таможенного законодательства, поскольку обусловлены спецификой статуса товаров, а именно статусом "изъятых товаров" в рамках производства дел об административных правонарушениях.
Судами также дана подробная оценка доводам общества о законности/незаконности возбуждения производства по делам об административных правонарушениях в отношении таможенного представителя ФГУП "ГЦСС", а также по порядку привлечения к производству таможенной экспертизы сторонней организации.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 мая 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2021 г. по делу N А40-7322/21-21-53 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Красцветмет" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь статьями 2, 7, 111, 123, 125 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (далее - Положение), утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 (далее - Решение коллегии ЕЭК N 30), Порядком внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. N 289 (далее - Порядок), пришли к выводу о том, что оспариваемые решения соответствует положениям таможенного законодательства, поскольку обусловлены спецификой статуса товаров, а именно статусом "изъятых товаров" в рамках производства дел об административных правонарушениях."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 декабря 2021 г. N Ф05-30275/21 по делу N А40-7322/2021
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-30275/2021
31.01.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-91208/2022
21.12.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-30275/2021
20.08.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-46319/2021
18.05.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-7322/2021