город Москва |
|
27 декабря 2021 г. |
Дело N А40-237397/20-92-1621 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу ООО "Паркет"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09 апреля 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2021 г.,
по делу N А40-237397/20-92-1621
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Паркет"
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 3334-ЗУ/9055763-20 от 27 октября 2020 г.,
УСТАНОВИЛ: 28 сентября 2020 г. на основании поручения советника Государственной инспекции по контролю за использованием недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости, административный орган) от 25 сентября 2020 г. N 9055763 проведено плановое (рейдовой) обследование территории с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Никопольская, вл. 6, корп. 2.
В ходе проведения планового (рейдового) обследования должностными лицами Госинспекции по недвижимости установлено, что ранее - 02 марта 2020 г. проведенной проверкой установлено, что по сведениям информационной системы по формированию и ведению реестра единых объектов недвижимости города Москвы (далее - ИС РЕОН) земельный участок с кадастровым номером 77:05:09005:055, площадью 8 838 кв.м, предоставлен Департаментом городского имущества города Москвы в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Паркет" (далее - ООО "Паркет", общество, заявитель) по договору краткосрочной аренды от 29 августа 2006 г. N М-05-508204 для целей проведения реконструкции складского комплекса по строительством сборно-разборного сооружения без фундамента с установкой на нем холодильного оборудования емкостью 2000 тонн и эксплуатации существующего складского комплекса, со сроком аренды до 30 декабря 2007 г. (далее - договор аренды) (действует).
Ранее указанный земельный участок был предоставлен закрытому акционерному обществу "Паркет" (далее - ЗАО "Паркет") на основании договора краткосрочной аренды N М-05-503935 на период с 29 ноября 2000 г. по 28 июня 2005 г. для целей эксплуатации существующего складского комплекса (не действует).
После указанный земельный участок был предоставлен ЗАО "Паркет" по договору краткосрочной аренды N М-05-506966 на период с 28 июня 2005 г. по 29 августа 2006 г. для целей эксплуатации существующего складского комплекса (не действует).
09 января 2007 г. ЗАО "Паркет" прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме преобразования, правопреемником которого стало ООО "Паркет".
Права и обязанности в полном объеме перешли к ООО "Паркет".
На земельном участке расположен комплекс зданий и сооружений, в том числе объект, имеющий адресный ориентир: г. Москва, ул. Никопольская, д. 6, корп. 2, стр. 17.
По сведениям Государственного бюджетного учреждения города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации (далее - ГБУ МосгорБТИ) на дату последнего обследования по состоянию на 19 декабря 2001 г. на земельном участке расположено двухэтажное нежилое здание 2001 года постройки, имеющее адресный ориентир: ул. Никопольская, д. 6. корп. 2, стр. 17, согласно экспликации к поэтажному плану БТИ площадь здания составляет 191.4 кв.м.
Согласно актуальному поэтажному плану ГБУ МосгорБТИ здание находится в красных линиях, на экспликации к поэтажному плану имеется отметка о том, что 19 декабря 2001 г. разрешение на возведение объекта не предъявлено.
По сведениям, размещенным на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (публичная кадастровая карта), здание поставлено на учет с кадастровым номером 77:05:0009005:1160, здание является двухэтажным, 2001 года постройки, общей площадью 191,4 кв.м, права собственности на указанное здание не оформлены.
Согласно сведениям базы данных Информационно-аналитическая система управления градостроительной деятельностью (далее - ИАС УГД) разрешение на капитальное строительство, реконструкцию капитального объекта и вводе капитального объекта в эксплуатацию отсутствует.
Разрешение на строительство (реконструкцию) и ввод объекта в эксплуатацию Комитетом государственного строительного надзора города Москвы (далее - Мосгосстройнадзор) не выдавались, застройщик с заявлениями не обращался, исходно-разрешительную документацию не представлял (письмо Мосгосстройнадзора от 02 августа 2019 г. N ГИН-ОИВ-26151/19).
На момент возведения указанного здания земельный участок был оформлен по договору аренды N М-05-503935, в соответствии с которым участок не предоставлялся для целей строительства.
Согласно приложению N 2а к указанному договору, на плане земельного участка здание по адресу: ул. Никопольская, д. 6, корп. 2, стр. 17 отсутствовало.
На плане земельного участка 1996 года, подготовленного Москомархитектурой, здание по адресу: ул. Никопольская, д. 6, корп. 2, стр. 17 также отсутствовало.
На приложении N 1 к Архитектурно-планировочному заключению по обследованию территории (характеристика зданий и строений), среди зданий и сооружений, расположенных на земельном участке, здание по адресу: ул. Никопольская, д. 6, корп. 2, стр. 17, отсутствует. Согласно плану земельного участка, подготовленному БТИ по состоянию на 05 декабря 2001 г., разрешение на возведение здания: ул. Никопольская, д. 6, корп. 2, стр. 17, не предъявлено. Здание обрисовано в красных линиях.
В приложении N 2а к договору аренды N М-05-508204 на плане земельного участка здание с адресными ориентирами: ул. Никопольская, д. 6. корп. 2, стр. 17 отображено.
Следовательно, возведение здания по адресу: ул. Никопольская, д. 6, корп. 2. стр. 17 произошло вследствие строительных работ, произведенных на земельном участке, не предоставленном (не отведенном) для целей строительства (реконструкции) и при отсутствии разрешения на строительство/реконструкцию.
Площадь здания по адресу: ул. Никопольская, д. 6. корп. 2, стр. 17, обладающая признаками самовольного строительства, составляет 191.4 кв.м, вид разрешенного использования земельного участка: для размещения промышленных объектов (земельные участки, предназначенные для размещения производственных строений, сооружений материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9).
Таким образом, выявлен факт использования земельного участка с нарушением требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения, установленных законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка.
Вступившим в законную силу постановлением Госинспекции по недвижимости от 30 апреля 2020 г. по делу об административном правонарушении N 1076-ЗУ/9054070-20 ООО "Паркет" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 6.7 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП города Москвы).
Проведенным плановым (рейдовым) обследованием установлено, что ООО "Паркет" продолжает использовать земельный участок с кадастровым номером 77:05:09005:055, площадью 8 838 кв.м, с нарушением требований и ограничений но использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения, установленных законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка.
По результатам проверки составлен рапорт о результатах планового (рейдового) обследования от 28 сентября 2020 г. N 9055763, в котором зафиксированы выявленные нарушения и фототаблица.
На основании полученных данных 14 октября 2020 г. Госинспекцией по недвижимости в отношении ООО "Паркет" составлен протокол об административном правонарушении N 9055763.
27 октября 2020 г. Госинспекцией по недвижимости вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 3334-ЗУ/9055763-20, которым ООО "Паркет" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 6.7 КоАП города Москвы, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "Паркет" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Госинспекции по недвижимости о его отмене.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 апреля 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Паркет" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что общество не является субъектом административного правонарушения в части незаконного использования земельного участка, поскольку в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости (далее - ЕГРН) сведения о зарегистрированных правах в отношении спорного строения отсутствует, и, следовательно, общество не может нести ответственность за незаконное его возведение. Указано также на то, что в рамках дела N А40-248967/20-35-1715 рассматривается требование Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о признании самовольной постройкой здания площадью 191,4 кв.м с кадастровым номером 77:05:0009005:1160, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Никопольская, д. 6, корп. 2, стр. 17 и его сносе. Приведены также доводы о пропуске административным органом срока давности привлечения к административной ответственности.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон о землепользовании) в договорах купли-продажи земельных участков, правовых актах Правительства Москвы (уполномоченного им органа) о передаче в собственность земельных участков собственникам зданий, сооружений или обладателям права постоянного (бессрочного) пользования, приобретаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливается запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке (далее - запрет на строительство, реконструкцию).
Из части 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, то есть в соответствии с тем целевым назначением земельного участка, которое указано в договоре аренды земельного участка.
Действия, связанные с нарушением требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения, установленных законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 6.7 КоАП города Москвы.
Частью 2 статьи 6.7 КоАП города Москвы установлена ответственность за неустранение ранее выявленного административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, в течение 60 дней с момента вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания за данное правонарушение, а равно повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Паркет" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 6.7 КоАП города Москвы, выразившегося в нарушении требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения, установленных законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом суды исходили из тех обстоятельств, что общество при использовании земельного участка обязано было знать о наличии нарушений требований и ограничений по использованию земельного участка, на котором располагается объект, созданный с нарушением норм градостроительного законодательства, однако общество продолжает пользоваться земельным участком и расположенным на нем с нарушением градостроительного законодательства объектом и до настоящего времени не предпринимало действий, направленных на устранение допущенных нарушений.
Судами также принято во внимание, что ни в соответствии с ранее действующим договором аренды, ни действующим договором аренды, участок для целей строительства не предоставлялся.
Суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения ООО "Паркет" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 6.7 КоАП города Москвы.
Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Вина общества в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования судебного пристава-исполнителя, в материалы дела не представлены.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел (рапорт о результатах планового рейдового обследования от 28 сентября 20020 г., постановление о назначении административного наказания от 27 октября 2020 г.).
Размер штрафа соответствует санкции части 2 статьи 6.7 КоАП города Москвы и установлен административным органом в минимальном размере санкции, установленной частью 2 статьи 6.7 КоАП города Москвы.
Доказательств в подтверждение тех обстоятельств, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП города Москвы предусмотрена административная ответственность, при рассмотрении дела не было представлено. Судами таких обстоятельств не установлено.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 апреля 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2021 г. по делу N А40-237397/20-92-1621 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Паркет" - без удовлетворения.
Судья |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Паркет" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 6.7 КоАП города Москвы, выразившегося в нарушении требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения, установленных законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
...
Суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения ООО "Паркет" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 6.7 КоАП города Москвы.
...
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел (рапорт о результатах планового рейдового обследования от 28 сентября 20020 г., постановление о назначении административного наказания от 27 октября 2020 г.).
Размер штрафа соответствует санкции части 2 статьи 6.7 КоАП города Москвы и установлен административным органом в минимальном размере санкции, установленной частью 2 статьи 6.7 КоАП города Москвы."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 декабря 2021 г. N Ф05-30048/21 по делу N А40-237397/2020