город Москва |
|
28 декабря 2021 г. |
Дело N А40-74057/21-17-543 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу ООО "Фактор"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25 июня 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2021 г.,
по делу N А40-74057/21-17-543
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фактор"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 7731р/81 от 30 марта 2021 г.,
УСТАНОВИЛ: Инспекцией Федеральной налоговой службы N 31 по городу Москве (далее - ИФНС России N 31 по г. Москве, налоговый (административный) орган) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Фактор" (далее - ООО Фактор", общество, заявитель) проведена проверка соблюдения валютного законодательства, в ходе проведения которой было установлено, что 17 июля 2019 г. между Компанией с ограниченной ответственностью ВЕСТВОСТОК ПРОДЖЕКТС ЛТД (арендодатель) и ООО Фактор" (далее - арендатор) был заключен договор аренды N F18/35/Д (далее - договор) на нежилое здание, общей площадью 20 192,9 кв.м, с кадастровым номером 50:29:0060209:2414, расположенное по адресу: Московская область, Воскресенский муниципальный район, сельское поселение Фединское, село Федино, ул. Фединская, д. 1, со сроком действия до 13 декабря 2028 г.
По условиям договора арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование за плату нежилое помещение, за пользование которого арендатор уплачивает арендодателю арендную плату.
Обеспечительным платежом по договору являются денежные средства, вносимые арендатором на расчетный счет арендодателя в качестве обеспечения своих финансовых обязательств по договору в размере 593 222,03 руб.
ООО "Фактор" представлена ведомость банковского контроля по контракту УНК N 19100153/1481/1948/4/1 от 15 октября 2019 г., в Разделе II "Сведения о платежах" которой указаны суммы списанных со счета общества денежных средств, при этом в Разделе III "Сведения о подтверждающих документах" ведомости банковского контроля по контракту информация/сведения о подтверждающих документах отсутствует.
Кроме того, обществом не представлены в банк подтверждающие документы по договору аренды от 17 июля 2019 г. N F18/35/Д, поставленному на учет 15 октября 2019 г., а именно: справки о подтверждающих документах по операциям в адрес арендодателя в срок, установленный пунктом 8.2.2 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 16 августа 2017 г. N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция N 181-И) (до 21 декабря 2020 г.) по платежным документам от 19 ноября 2020 г. N 92489 на сумму 272 957,62 руб. и от 24 ноября 2020 г. N 93312 на сумму 56 387,06 руб.
По результатам проверки составлен акт проверки соблюдения валютного законодательства Российской Федерации от 04 марта 2021 г. N 4-2021, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
На основании полученных данных 24 марта 2021 г. ИФНС России N 31 по г. Москве в отношении ООО Фактор" составлен протокол об административном правонарушении N 7731р/81.
Постановлением ИФНС России N 31 по г. Москве от 30 марта 2021 г. по делу об административном правонарушении N 7731р/81 ООО Фактор" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. 00 коп.
Считая указанное постановление незаконным, ООО Фактор" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 31 по г. Москве о его отмене.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 июня 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО Фактор" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку платежи, по которым установлено нарушение срока предоставления подтверждающих документов являются периодическими фиксированными платежами, в связи с чем обязанность предоставления подтверждающих документов у общества отсутствовала.
В отзыве на кассационную жалобу ИФНС России N 31 по г. Москве просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) определены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Согласно части 2 статьи 24 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о валютном регулировании для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 8.2.2 Инструкции N 181-И в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 8.1.2 - 8.1.4 пункта 8.1 настоящей Инструкции.
В случае если информация об исполнении обязательств, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору) содержится в нескольких подтверждающих документах, то срок представления справки о подтверждающих документах, заполненной на основании всех таких документов, установленный настоящим подпунктом, отсчитывается от наиболее поздней по сроку даты оформления соответствующего подтверждающего документа.
Согласно пункту 8.5 Инструкции N 181-И в случае если контрактом, предусматривающим передачу движимого и (или) недвижимого имущества по договору аренды, финансовой аренды (лизинга), оказание услуг связи, страхование, определены платежи, которые осуществляются (будут осуществляться) с периодичностью по времени, зафиксированной в условиях контракта, резидент не представляет в банк УК справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы. В случае осуществления иных платежей, отличных от периодических фиксированных платежей, резидент должен представить в банк УК справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы в порядке, установленном Инструкцией N 181-И.
Таким образом, согласно требованиям Инструкции N 181-И, резиденты в тот же срок, в том же порядке и на тех же основаниях обязаны представлять в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, а также сведения об изменении сведений о резиденте.
Действия, связанные с непредставлением резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ и влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО Фактор" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Судами установлено, что обществом не предоставлены в уполномоченный банк формы учета - справки о подтверждающих документах и подтверждающие документы (просрочка составила более девяноста дней).
Отклоняя доводы общества о том, что указанные платежи относятся к категории периодических фиксированных платежей, в связи с чем у него отсутствовала обязанность представления справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов, суды указали на то, что условиями договора не установлен фиксированный размер переменной арендной платы, не определен алгоритм исчисления сумм платежей, а ее величина определяется исходя из фактического месячного объема потребляемых коммунальных услуг, в связи с чем данные платежи не могут расцениваться как периодические фиксированные платежи.
При этом договор содержит условие о ежемесячной оплате аренды помещения, в то время как такие платежи в отсутствие определенных указанным договором сумм не являются фиксированными платежами для целей применения пункта 8.5 Инструкция N 181-И, в связи с чем общество не освобождается от обязанности представлять справки о подтверждающих документах и подтверждающие документы.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения ООО Фактор" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Вина ООО Фактор" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции части 6.3-.1 статьи 15.25 КоАП РФ.
При этом судами принято во внимание, что размер штрафа определен в минимальном размере санкции части 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Согласно абзацу четвертому пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Оснований для применения положений статьи 4.1 КоАП РФ судами также не установлено.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 июня 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2021 г. по делу N А40-74057/21-17-543 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Фактор" - без удовлетворения.
Судья |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что обществом не предоставлены в уполномоченный банк формы учета - справки о подтверждающих документах и подтверждающие документы (просрочка составила более девяноста дней).
Отклоняя доводы общества о том, что указанные платежи относятся к категории периодических фиксированных платежей, в связи с чем у него отсутствовала обязанность представления справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов, суды указали на то, что условиями договора не установлен фиксированный размер переменной арендной платы, не определен алгоритм исчисления сумм платежей, а ее величина определяется исходя из фактического месячного объема потребляемых коммунальных услуг, в связи с чем данные платежи не могут расцениваться как периодические фиксированные платежи.
При этом договор содержит условие о ежемесячной оплате аренды помещения, в то время как такие платежи в отсутствие определенных указанным договором сумм не являются фиксированными платежами для целей применения пункта 8.5 Инструкция N 181-И, в связи с чем общество не освобождается от обязанности представлять справки о подтверждающих документах и подтверждающие документы.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения ООО Фактор" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ.
...
Размер штрафа соответствует санкции части 6.3-.1 статьи 15.25 КоАП РФ.
При этом судами принято во внимание, что размер штрафа определен в минимальном размере санкции части 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
...
Оснований для применения положений статьи 4.1 КоАП РФ судами также не установлено."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 декабря 2021 г. N Ф05-31267/21 по делу N А40-74057/2021