город Москва |
|
18 января 2022 г. |
Дело N А40-212914/20-120-1414 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Авто лидер": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства транспорта Российской Федерации: Коновалова Д.В. (дов. N ПД-16/195-НС от 15.12.2021 г.);
от третьего лица ИП Джишкариани Т.Д.: не явились, извещены;
от третьего лица Восточного МУГДН ЦФО ТОТКГАДН по Ивановской области: не явились, извещены;
рассмотрев 12 января 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 03 июня 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2021 г.,
по делу N А40-212914/20-120-1414
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авто лидер"
к Министерству транспорта Российской Федерации
о признании незаконным решения от 20 апреля 2020 г. N К-25/758-ВН-АС,
третьи лица: индивидуальный предприниматель Джишкариани Тамара Джарназиевна; Восточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Территориальный отдел транспортного контроля и государственного автодорожного надзора по Ивановской области),
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Авто лидер" (далее - ООО "Автосоюз-Триумф", общество) осуществляет деятельность по перевозке пассажиров, в том числе по маршруту N 1587 с регистрационным номером 37.76.009 в реестре Министерства транспорта Российской Федерации "г. Шуя - г. Ярославль".
В период с 17 по 21 февраля 2020 г. должностными лицами Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Территориальный отдел транспортного контроля и государственного автодорожного надзора по Ивановской области) (далее - Восточное МУГДН ЦФО ТОТКГАДН по Ивановской области) были проведены контрольные мероприятия по адресу: Ивановская обл., г. Шуя, пл. Вокзальная, д. 4А, с целью соблюдения перевозчиком требований подпункта 8 пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации регулярных перевозок), в ходе проведения которых установлен факт невыполнения ООО "Автосоюз-Триумф" более пяти рейсов подряд по маршруту "г. Шуя - г. Ярославль", предусмотренных расписанием маршрута.
По результатам контрольных мероприятий составлены акты от 17 февраля 2020 г. N 37921/7, N 37921/8; от 18 февраля 2020 г. N 97921/9, N 37921/10, N 37921/11; от 19 февраля 2020 г. N 37921/12, N 37921/13, N 37921/14; от 20 февраля 2020 г. N 37921/15, N 37921/16, N 37921/17; от 21 февраля 2020 г. N 37921/18, N 37921/19.
В последующем Департаментом государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта в Министерство транспорта Российской Федерации было направлено предложение от 20 апреля 2020 г. N К-25/758-ВН о прекращении действия свидетельства по маршруту N 37.76.009.
30 апреля 2020 г. Ярославский автовокзал (далее - автовокзал) в одностороннем порядке прекратил обслуживание транспорта общества.
По просьбе ООО "Автосоюз-Триумф" автовокзалом было предоставлено письмо Федерального бюджетного учреждения агентства автомобильного транспорта (далее - ФБУ "Росавтотранс") об отмене действия свидетельства ООО "Авто лидер".
Поскольку в адрес общества никаких сообщений ФБУ "Росавтотранс" или Министерства транспорта Российской Федерации не поступало, ООО "Автосоюз-Триумф" запросило в ФБУ "Росавтотранс" информацию по отмене действия свидетельства.
Письмом от 18 июня 2020 г. N 03-09/2407 ФБУ "Росавтотранс" были даны пояснения по данному вопросу, из которых следовало, что отношении ООО "Авто лидер" была проведена проверка Восточным МУГАДН с составлением актов проверки, которыми установлено невыполнение обществом более пяти рейсов подряд, что и явилось основанием прекращения действия свидетельства.
Считая свои права нарушенными, ООО "Авто лидер" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству транспорта Российской Федерации о признании незаконным решения от 20 апреля 2020 г. N К-25/758-ВН-АС.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Восточное МУГДН ЦФО ТОТКГАДН по Ивановской области и индивидуальный предприниматель Джишкариани Тамара Джарназиевна (далее - ИП Джишкариани Т.Д.).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 июня 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2021 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Министерства транспорта Российской Федерации от 20 апреля 2020 г. N К-25/758-ВН-АС о прекращении действия свидетельства МТРФ-002690. Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.
В кассационной жалобе Министерство транспорта Российской Федерации просит об отмене принятых судебных актов, полагая, что они приняты при неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, ссылаясь на факт невыполнения более пяти рейсов подряд по маршруту "г. Шуя - г. Ярославль", предусмотренных расписаниями маршрута.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Авто лидер" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу от третьих лиц не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Министерства транспорта Российской Федерации поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители ООО "Авто лидер" и третьих лиц в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Министерства транспорта Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок установлены Законом об организации регулярных перевозок.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона об организации регулярных перевозок межрегиональный маршрут регулярных перевозок отменяется в случае прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по данному маршруту в порядке, предусмотренном статьей 29 настоящего Федерального закона (далее - свидетельство).
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при наличии принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по этому маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации более пяти рейсов подряд, предусмотренных расписанием (пункт 8 части 1 статьи 29 Закона об организации регулярных перевозок).
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует положениям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с недоказанностью факта невыполнения обществом более пяти рейсов подряд по маршруту "г. Шуя - г. Ярославль", и, следовательно, отсутствием оснований для прекращения действия свидетельства.
При этом судами установлено, что основанием для прекращения действия свидетельства по маршруту послужило отсутствие перевозок, предусмотренных расписаниями маршрута "г. Шуя - г. Ярославль", более пяти раз подряд.
Между тем, межрегиональный маршрут N 1587 с регистрационным номером 37.76.009 в реестре Министерства транспорта Российской Федерации по маршруту "Шуя-Ярославль" зарегистрирован за ООО "Авто лидер", межрегиональный маршрут N 1365 с регистрационным номером 37.76.007 в реестре Министерства транспорта Российской Федерации по маршруту "Шуя-Ярославль" зарегистрирован за ИП Джишкариани Т.Д. Указанные маршруты имеют одни автостанции отправления и промежуточные станции, одинаковое расписание отправления и прибытия, а также путь следования.
ООО "Авто лидер" и ИП Джишкариани Т.Д. договорились о совместном использовании данных маршрутов.
Проверка Ивановского ТОТГАДН на автостанции г. Шуя площадь Вокзальная д. 4 с 17 по 21 февраля 2020 г. проводилась по рейсам в прямом направлении, рейсы обратного направления не контролировались.
Сотрудники Ивановского ТОТГАДН контролировали только отправление ООО "Авто лидер", отправление ИП Джишкариани Т.Д. не контролировали.
Данные о невыполнении рейсов ИП Джишкариани Т.Д. отсутствуют.
Согласно ответу ГБУ "Яроблтранском" Ярославский вокзал, заявленные рейсы осуществлялись в соответствии с заявками, что подтверждается путевыми листами, посадочными ведомостями.
Судами также дана оценка актам, составленным при проведении проверки.
Установив, что контроль за отправлением рейса производился не должным образом, водителям были выданы посадочные ведомости, однако ими были составлены докладные записки о недопуске для погрузки на а/в г. Шуя, представлены посадочные ведомости автовокзала г. Ярославль по рейсу Ярославль-Шуя в обратном направлении, поставлены отметки в путевом листе о прибытии и отправлении автобуса на автостанции, суды указали на недоказанность невыполнения обществом более пяти рейсов подряд по маршруту Шуя-Ярославль.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению принятых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03 июня 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2021 г. по делу N А40-212914/20-120-1414 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства транспорта Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
...
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона об организации регулярных перевозок межрегиональный маршрут регулярных перевозок отменяется в случае прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по данному маршруту в порядке, предусмотренном статьей 29 настоящего Федерального закона (далее - свидетельство).
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при наличии принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по этому маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации более пяти рейсов подряд, предусмотренных расписанием (пункт 8 части 1 статьи 29 Закона об организации регулярных перевозок)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 января 2022 г. N Ф05-31080/21 по делу N А40-212914/2020
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-31080/2021
21.02.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-394/2023
18.01.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-31080/2021
04.10.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-46976/2021
03.06.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-212914/20