город Москва |
|
20 января 2022 г. |
Дело N А40-26603/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Гречишкина А.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Шевченко Н.Г., доверенность от 20.09.2021;
от заинтересованного лица: Новицкая Н.А., доверенность от 27.12.2021;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 13 января 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ПАО "ФСК ЕЭС" с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания)
на решение от 17 июня 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 22 сентября 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-26603/21
по заявлению ПАО "ФСК ЕЭС"
об оспаривании решения
к Минприроды России,
третьи лица: ФГБУ "Сочинский национальный парк", АО "Кубанские магистральные сети",
УСТАНОВИЛ:
ПАО "ФСК ЕЭС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Минприроды России (далее - министерство) о признании незаконным решения, направленного письмом от 10.09.2020 N 15-50/11694-ог о не выдаче разрешения ПАО "ФСК ЕЭС" на использование лесов в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения Сочинского национального парка в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации ВЛ 220 кВ "Шепси-Дагомыс", в том числе в охранной зоне линейного объекта, и об обязании выдать ПАО "ФСК ЕЭС" разрешение на пребывание на территории ФГБУ "Сочинский национальный парк" персонала ПАО "ФСК ЕЭС" и/или его подрядчиков сроком на 12 месяцев (с момента вступления решения в законную силу) для выполнения работ по расчистке от древесно-кустарниковой растительности просек ВЛ 220 кВ "Шепси-Дагомыс".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "Сочинский национальный парк" и АО "Кубанские магистральные сети".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 июня 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и осуществляет деятельность по эксплуатации сети.
На территории ФГБУ "Сочинский национальный парк" (далее - учреждение) размещена линия электропередачи ВЛ 220 кВ "Шепси-Дагомыс", принадлежащая АО "Кубанские магистральные сети", которая является неотъемлемой частью Единой национальной энергетической системы и обеспечивает энергоснабжение потребителей Сочинского, Юго-западного энергорайонов Краснодарского края, включая всю прибрежную зону Черного моря территории Российской Федерации.
Эксплуатацию ВЛ 220 кВ "Шепси-Дагомыс" осуществляет общество на основании договора использования объектов электросетевого хозяйства от 30.12.2005 N ДИ-73/107/30-49, заключенного с АО "Кубанские магистральные сети".
10.06.2020 общество обратилось в министерство с уведомлением N Ц0/ВВ/395 о производстве работ в охранной зоне линейного объекта и с заявлением о выдаче разрешения на пребывание на территории Сочинского национального парка персонала общества для выполнения работ по расчистке просек в границе охранной зоны ВЛ 220 кВ "Шепси-Дагомыс" от древесно-кустарниковой растительности ручным способом.
В уведомлении указаны способ выполнения работ - ручным способом, информация об отсутствии ликвидной древесины на вышеперечисленных лесных участках, также указаны срок окончания расчистки - 31.12.2020 и место выполнения работ - на особо охраняемой природной территории с указанием местонахождения лесных участков.
Министерство письмом от 10.09.2020 N 15-50/11694-ог (решение) сообщило, что не возражает против проведения обществом работ по содержанию ВЛ 220 кВ "Шепси-Дагомыс" при условии соблюдения действующего законодательства. При этом дополнительно сообщалось, что вопросы организации работ по ООПТ (определение подъездных путей, мест стоянки техники, оформления допусков, определения метода утилизации порубочных остатков и другое) находятся в ведении учреждения.
Согласно заявлению о решении общество узнало из отзыва министерства по делу N А32-16021/20, полученного обществом 10.11.2020.
Не согласившись с решением министерства, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ), с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
В силу пункта 6 статьи 15 Федерального закона N 33-ФЗ, пребывание физических лиц на территории национального парка допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк.
Исходя из приведенных норм Федерального закона N 33-ФЗ, допуск на территорию национальных парков физических лиц осуществляется посредством выдачи федеральным государственным бюджетным учреждением либо федеральным органом исполнительной власти специального разрешения.
В свою очередь, сотрудники юридического лица допускаются на территорию национального парка в целях организации (осуществления) какой-либо деятельности только при согласовании данной деятельности с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк.
Таким образом, как правомерно отметили суды, федеральный законодатель установил разрешительный режим пребывания хозяйствующих субъектов и ведения ими хозяйственной деятельности на территории национальных парков.
Суды констатировали, что аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 20.02.2016 по делу N А40-84454/15.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2056-р Сочинский национальный парк отнесен к ведению министерства.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации", министерство осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В соответствии с пунктом 5.16 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219, министерство согласовывает вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Как следует из материалов дела и установлено судами, письмом от 10.09.2020 N 15-50/11694-ОГ министерство согласовало обществу возможность осуществления работ по содержанию линий электропередач, дополнительно сообщив, что вопросы организации работ на особо охраняемой природной территории (определение подъездных путей, мест стоянки техники, оформления допусков, определение метода утилизации порубочных остатков и прочее) находятся в ведении учреждения.
При этом по вопросу организационно-технического взаимодействия при проведении работ по содержанию линий электропередач обществу необходимо обратиться в учреждение, осуществляющее государственный надзор в области охраны и использования территории Сочинского национального парка.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, с учетом положений части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение министерства является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы общества.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17 июня 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2021 года по делу N А40-26603/21 оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО "ФСК ЕЭС" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из приведенных норм Федерального закона N 33-ФЗ, допуск на территорию национальных парков физических лиц осуществляется посредством выдачи федеральным государственным бюджетным учреждением либо федеральным органом исполнительной власти специального разрешения.
...
Суды констатировали, что аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 20.02.2016 по делу N А40-84454/15.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2056-р Сочинский национальный парк отнесен к ведению министерства.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации", министерство осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В соответствии с пунктом 5.16 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219, министерство согласовывает вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 января 2022 г. N Ф05-33429/21 по делу N А40-26603/2021