г. Москва |
|
24 января 2022 г. |
Дело N А40-6575/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Гришиной Т.Ю.,
судей Горшковой М.П., Дзюбы Д.И.
при участии в заседании:
от истца - Портнова Т.Н., дов. от 01.12.2021 N 111
от ответчика - Быкова Т.С., дов. от 13.05.2021
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу
ООО "УНР-38"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 07 июля 2021 года,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 30 сентября 2021 года,
в деле по иску ООО "УНР-38"
к ГОСУДАРСТВЕННОМУ БЮДЖЕТНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ЛОМОНОСОВСКИЙ"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "УНР-38" (далее - ООО "УНР-38", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями о взыскании убытков в сумме 1 159 905 рублей 95 копеек, штрафа в сумме 20 000 рублей, неустойки в размере 328 438 рублей 34 копейки за период с 14.10.2020 г. по 13.11.2020 г., по государственному контракту от 08.09.2020 г. N 0173200001420000900-20 с ГБУ "Жилищник района Ломоносовский" (далее - ответчик).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.07.2020 г., оставленным без изменения Девятым арбитражным апелляционным судом от 30.09.2021 г., исковые требования удовлетворены частично, с ГБУ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ЛОМОНОСОВСКИЙ" в пользу ООО "УНР-38" взыскана сумма штрафа в размере 20 000 рублей, пени в сумме 328 438, 34 рублей, расходы по госпошлине в размере 6 487, 37 рублей, в остальной части требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, ООО "УНР-38" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, в связи, с чем просит обжалуемые решение и постановление отменить, дело направить на рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Представленный ГБУ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ЛОМОНОСОВСКИЙ" отзыв на кассационную жалобу судебной коллегией приобщен к материалам дела, как поданный с соблюдением требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ответчика просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами, между ООО "УНР-38" (далее по тексту также - Истец/Подрядчик) и ГБУ "Жилищник района Ломоносовский" (далее по тексту также- Ответчик/Заказчик) был заключен Государственный контракт N 0173200001420000900-20 на выполнение работ по капитальному ремонту катка с искусственным льдом по адресу: г. Москва, Ленинский пр-т д. 82-86.
Пунктом 1.1 Государственного контракта предусмотрено, что Подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту катка с искусственным льдом по адресу: г. Москва, Ленинский пр-т д. 82-86 (далее - работы) в объеме, установленном в Техническом задании (Приложение N 1 к настоящему Государственным контракту, являющееся его неотъемлемой частью) (далее - Техническое задание), а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Государственным контрактом.
Цена Государственного контракта составляет 74 786 719, 10 рублей, (пункт 2.1 Государственного контракта).
Сроки выполнения работ по Государственному контракту установлены в соответствии с Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1 к настоящему Контракту): с 01.09.2020 г., но не ранее даты заключения контракта по 31.03.2021 г. (пункт 3.1 Государственного контракта).
Истцом неоднократно направлялись в адрес ответчика письма (исх. N 69-09 от 29.09.2020, N 81-10 от 13.10.2020, N 98-10 от 26.10.2020, N 100-10 от 28.10.2020) о том, что он не может приступить к работам по Государственному контракту ввиду отсутствия разрешения на проведение земляных работ (установки временных ограждений, размещения временных объектов) и просьбой направить указанное выше уведомление в ОАТИ. Однако, ответчик свои обязательства по п. 5.2.6 Государственного контракта не исполнил.
13 октября 2020 года в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 716 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и подпунктом 5.4.3 пункта 5.4 Государственного контракта истец направил ответчику Уведомление N 82-10 о том, что приостанавливает выполнение работ Государственному контракту по причине невозможности получения разрешения о проведении земляных работ вследствие ненаправления ответчиком в Объединение административно-технических инспекций города Москвы уведомления о проведении указанных работ по Государственному контракту.
Согласно пп. 5.2.3 Государственного контракта Заказчик обязан при получении от Подрядчика уведомления о приостановлении выполнения работ рассмотреть вопрос о целесообразности и порядке продолжения выполнения работ.
Однако, ответчиком не рассмотрено уведомление о приостановлении работ истцом; причины, послужившие основанием для приостановления работ по Государственному контракту, ответчиком не устранены.
В соответствии с пп. 5.2.8 Государственного контракта Заказчик обязан передавать Подрядчику в установленном порядке с оформлением соответствующих Актов приема-передачи на период выполнения работ следующую документацию: - утвержденную в установленном порядке проектно-сметную документацию в объеме, необходимом для поддержания бесперебойного, своевременного и надлежащего выполнения работ на объекте (-ах).
В рамках заключенного Государственного контракта Сторонами проводились совместные производственные совещания, по итогу которых было принято решение не приступать к работам до получения ответчиком всех необходимых согласований Проекта производства работ (ППР), в том числе Департаментом транспорта города Москвы. Истцом в письме N 98-10 от 26.10.2020 года напоминалось ответчику о предоставлении Проекта производства работ, но ответчик согласованный в установленном законом порядке ППР не направлен истцу, что является также нарушением со стороны ответчика условий Государственного контракта.
В подпункте 8.1.2 Государственного контракта указано основание расторжения Государственного контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по инициативе Подрядчика, а именно: невыполнение Заказчиком обязательств по предоставлению материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи препятствует исполнению Контракта Подрядчиком, а также наличие обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (пп. 8.1.2.3. Государственного контракта).
13 ноября 2020 года, ввиду того, что ответчик не исполнил предусмотренные Государственным контрактом обязательства, истец, уведомил ответчика о расторжении Государственного контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
На основании вышеизложенного, истцом понесены существенные затраты по исполнению данного государственного контракта, а именно: оплачена комиссия банку за предоставление банковской гарантии в размере 1 130 505 рублей 95 копеек, закуплен материал для изготовления временного ограждения на сумму 29 400 рублей 00 копеек
В связи с тем, что причиной расторжения Государственного контракта в одностороннем порядке послужило именно неисполнение ответчиком своих обязательств, предусмотренных Государственным контрактом, истец требует от ответчика возместить сумму причиненных ему убытков в размере 1 159 905 рублей 95 копеек, пени и штрафа.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился в суд с исковым заявлением.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 15, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 309, 310, 314, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу о частичном удовлетворении исковых требований, поскольку исходя из реквизитов платежного поручения от 03.09.2020 года N 212 на сумму 1 130 505 рублей 95 копеек, получателем платежа является не банковская организация, а третье лицо ООО "Факторинг плюс", и, соответственно, отсутствуют доказательства несения расходов по оплате банковской гарантии в адрес банка.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводились к тому, что суд первой инстанции не рассмотрел ходатайство ответчика об отложении предварительного судебного заседания и не отразил в определении о назначении дела к судебному разбирательству, а суд апелляционной инстанции не принял дополнительное доказательство по делу.
Данные доводы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку, с учетом конкретных обстоятельств данного судебного разбирательства, не рассмотрение ходатайства ответчика об отложении предварительного судебного заседания по делу не привело к принятию неправильного решения, и не является безусловным основанием для отмены судебных актов.
Кроме того, истец в данном ходатайстве также не указал о намерении представить доказательства, способные повлиять на результат судебного разбирательства.
При этом судом округа отмечается, что определением от 09.04.2021 г. суд назначил дела к судебному разбирательству на 01.07.2021 и предложил истцу исполнить определение от 09.04.2021 о принятии искового заявления к производству.
Более того, следует заметить, что вопреки возражениям истца, к дате судебного разбирательства - 01.07.21, истцом так же не были представлены надлежащие доказательства в обоснование заявленных требований, при этом его доводы были подробно исследованы судом первой и апелляционной инстанций, и им была дана надлежащая оценка на основе представленных в материалы дела доказательств. Учитывая изложенное, неотражение в судебном акте всех доводов и доказательств стороны по делу не свидетельствует о том, что судебный акт был принят с нарушением норм АПК РФ и без учета позиции стороны.
Согласно части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Представляя дополнительные доказательства в суд апелляционной инстанции, общество не указало, по какой причине, будучи надлежащим образом извещенным о принятии заявления к производству, не смогло ввиду не зависящих от него причин предоставить данное доказательство при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При отсутствии уважительных причин, подтверждающих невозможность представить дополнительные доказательства в суд первой инстанции, апелляционный суд правомерно отказал обществу в приобщении дополнительных доказательств к материалам дела и проверил законность и обоснованность судебного акта суда первой инстанции, основываясь на представленных в материалы дела доказательствах.
Суд кассационной инстанции считает частичное удовлетворение исковых требований соответствующим требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, установленным судами в результате оценки имеющихся в деле доказательств с соблюдением требований статей 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы свидетельствуют о его несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств. Иная оценка исследованных судом доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения участвующих в деле лиц и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07 июля 2021 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2021 года по делу N А40-6575/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Гришина |
Судьи |
М.П. Горшкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Истцом неоднократно направлялись в адрес ответчика письма (исх. N 69-09 от 29.09.2020, N 81-10 от 13.10.2020, N 98-10 от 26.10.2020, N 100-10 от 28.10.2020) о том, что он не может приступить к работам по Государственному контракту ввиду отсутствия разрешения на проведение земляных работ (установки временных ограждений, размещения временных объектов) и просьбой направить указанное выше уведомление в ОАТИ. Однако, ответчик свои обязательства по п. 5.2.6 Государственного контракта не исполнил.
13 октября 2020 года в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 716 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и подпунктом 5.4.3 пункта 5.4 Государственного контракта истец направил ответчику Уведомление N 82-10 о том, что приостанавливает выполнение работ Государственному контракту по причине невозможности получения разрешения о проведении земляных работ вследствие ненаправления ответчиком в Объединение административно-технических инспекций города Москвы уведомления о проведении указанных работ по Государственному контракту.
...
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 15, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 309, 310, 314, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу о частичном удовлетворении исковых требований, поскольку исходя из реквизитов платежного поручения от 03.09.2020 года N 212 на сумму 1 130 505 рублей 95 копеек, получателем платежа является не банковская организация, а третье лицо ООО "Факторинг плюс", и, соответственно, отсутствуют доказательства несения расходов по оплате банковской гарантии в адрес банка."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 января 2022 г. N Ф05-31606/21 по делу N А40-6575/2021