город Москва |
|
24 января 2022 г. |
Дело N А40-111775/21-148-586 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Евро XXI": Яшина П.Ю. (дов. N 2 от 09.04.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента торговли и услуг города Москвы: Киреева А.О. (дов. N И/01-614/9 от 18.09.2019 г.);
от третьего лица Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка: не явились, извещены;
рассмотрев 18 января 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Евро XXI"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 августа 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2021 г.,
по делу N А40-111775/21-148-586
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Евро XXI"
к Департаменту торговли и услуг города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N УГК-75/21 от 15 мая 2021 г.,
третье лицо: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Евро XXI" (далее - ООО "Евро XXI", общество, заявитель) использовало лицензию на розничную продажу алкогольной продукции N 77РПА0014765 (ДТУ 17192) от 10 января 2020 г. на реализацию алкогольной продукции в магазине, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Ясногорская, д. 9, корп. 2, этаж 1, помещение N I, действие которой истекло 10 января 2021 г.
По состоянию на 12 марта 2021 г. в Единой государственной автоматизированной информационной системы (далее - ЕГАИС) содержится информация об остатках алкогольной продукции, в то время как срок списания остатков по общему правилу истек 12 марта 2021 г.
Факт наличия остатков алкогольной продукции подтверждается отчетом об объемах остатков в торговом зале этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 12 марта 2021 г.
Таким образом, ООО "Евро XXI" не предприняло мер к внесению в ЕГАИС в установленном порядке сведений о списании алкогольной продукции с учета организации и тем самым нарушило правила учета оборота алкогольной продукции.
На основании полученных данных 13 апреля 2021 г. в отношении ООО "Евро XXI" Департаментом торговли и услуг города Москвы был составлен протокол об административном правонарушении N УГК-75/21/О, в котором зафиксировано выявленное нарушение.
Постановлением Департамента торговли и услуг города Москвы от 18 мая 2021 г. по делу об административном правонарушении N УГК-75/21 ООО "Евро XXI" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере в размере 150 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "Евро XXI" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту торговли и услуг города Москвы о его отмене.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 августа 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Евро XXI" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, поскольку ранее общество уже было привлечено к административной ответственности за аналогичное правонарушение - наличие отрицательных остатков алкогольной продукции. Приведены также доводы о нарушении срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, для привлечения общества к административной ответственности, полагая, что срок подлежит исчислению с 13 марта 2020 г.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент торговли и услуг города Москвы просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзыв на кассационную жалобу от Росалкогольрегулирования не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Евро XXI" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Департамента торговли и услуг города Москвы возражал против ее удовлетворения.
Представитель Росалкогольрегулирования в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их оборота.
Согласно пункту 2 названной статьи учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ программно-аппаратные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий, должны обеспечивать прием и передачу информации об объеме использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также информации об объеме производства и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий, полученной с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота спиртосодержащей продукции, в единую государственную автоматизированную информационную систему.
Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1459 "О функционировании Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Согласно пункту 21 Правил направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Пунктом 24 Правил установлено, что при выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной и (или) искаженной информации организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель с использованием программно-аппаратных средств направляют в единую информационную систему заявку о фиксации с уточненными данными.
В случае если у программно-аппаратных средств участников единой информационной системы, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 4 настоящих Правил, отсутствует техническая возможность для исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем направления в единую информационную систему заявки, указанной в абзаце первом настоящего пункта, организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель направляют в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации, сельскохозяйственного товаропроизводителя или месту жительства индивидуального предпринимателя (далее - территориальный орган) заявление с уточненными данными (далее - заявление), при этом: организация и сельскохозяйственный товаропроизводитель, осуществляющие производство и (или) оборот (за исключением импорта, кроме импорта пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) продукции, или индивидуальный предприниматель вносят уточнения в ранее направленную информацию после принятия территориальным органом решения о возможности уточнения этой информации; организация, осуществляющая импорт продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) в Российскую Федерацию (в том числе продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), вносит уточнения в ранее направленную информацию по решению территориального органа о возможности уточнения этой информации, согласованному с уполномоченным таможенным органом.
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие обоснованность уточнения информации, содержащейся в единой информационной системе, или их копии, заверенные организацией.
Заявление подается организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем в территориальный орган непосредственно через своего представителя или почтовым отправлением с описью вложения.
В случае подачи заявления через представителя должностное лицо территориального органа ставит на копии заявления отметку о принятии и дату.
При отправке заявления по почте датой его подачи считается дата отправки почтового отправления.
Согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 15 июня 2016 г. N 84н организация в срок не более трех рабочих дней с даты возврата алкогольной продукции или не позднее следующего рабочего дня после списания алкогольной продукции направляет заявку о фиксации в ЕГАИС указанной информации.
Действия, связанные с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, и определена в виде наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Евро XXI" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, поскольку общество не предприняло мер к внесению в ЕГАИС в установленном порядке сведений о списании с учета организации алкогольной продукции и тем самым нарушило правила учета оборота алкогольной продукции.
Суды исходили из того, что общество с момента прекращения лицензии не предприняло каких-либо действий для устранения имеющихся нарушений учета алкогольной продукции.
Отклоняя довод общества о том, что по 1-му регистру положительные остатки алкогольной продукции по состоянию на 12 марта 2021 г. отсутствуют, суды указали на то, что в ЕГАИС содержится информация о наличии у общества отрицательных показателей остатков алкогольной продукции, что подтверждается отчетом об объемах остатков в торговом зале этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 12 марта 2021 г.
Ссылки общества на отсутствие в его действиях события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, поскольку ранее общество уже было привлечено к административной ответственности за аналогичное правонарушение - наличие отрицательных остатков алкогольной продукции, также были отклонены судами, поскольку привлечение общества к административной ответственности было осуществлено в рамках иной лицензии (ДТУ15627), срок действия которой истек 09 января 2020 г., тогда как в рамках настоящего дела рассматривается нарушение обществом порядка учета алкогольной продукции по окончании действия лицензии N 77РПА0014765 (ДТУ 17192).
Кроме того, событие административного правонарушения установлено на 12 марта 2021 г.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов о доказанности факта совершения ООО "Евро XXI" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.
Вина ООО "Евро XXI" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Каких-либо нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Отклоняя довод ООО "Евро XXI" о нарушении срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ привлечения общества к административной ответственности, полагая, что срок подлежит исчислению с 13 марта 2020 г., суды указали на то, что правонарушение было совершено и обнаружено 12 марта 2021 г., а постановление о назначении административного наказания по статье 14.19 КоАП вынесено 18 мая 2021 г., т.е. в установленные законом срок.
Размер штрафа соответствует санкции статьи 14.19 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 августа 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2021 г. по делу N А40-111775/21-148-586 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Евро XXI" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылки общества на отсутствие в его действиях события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, поскольку ранее общество уже было привлечено к административной ответственности за аналогичное правонарушение - наличие отрицательных остатков алкогольной продукции, также были отклонены судами, поскольку привлечение общества к административной ответственности было осуществлено в рамках иной лицензии (ДТУ15627), срок действия которой истек 09 января 2020 г., тогда как в рамках настоящего дела рассматривается нарушение обществом порядка учета алкогольной продукции по окончании действия лицензии N 77РПА0014765 (ДТУ 17192).
Кроме того, событие административного правонарушения установлено на 12 марта 2021 г.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов о доказанности факта совершения ООО "Евро XXI" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.
...
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Отклоняя довод ООО "Евро XXI" о нарушении срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ привлечения общества к административной ответственности, полагая, что срок подлежит исчислению с 13 марта 2020 г., суды указали на то, что правонарушение было совершено и обнаружено 12 марта 2021 г., а постановление о назначении административного наказания по статье 14.19 КоАП вынесено 18 мая 2021 г., т.е. в установленные законом срок.
Размер штрафа соответствует санкции статьи 14.19 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 января 2022 г. N Ф05-30201/21 по делу N А40-111775/2021