город Москва |
|
01 февраля 2022 г. |
Дело N А40-13939/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: представители не явились, извещены;
рассмотрев 25 января 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Управления Росреестра по Москве с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания)
на решение от 04 июня 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 28 сентября 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-13939/21
по заявлению ООО "АВГУР ЭСТЕЙТ"
об оспаривании решения
к Управлению Росреестра по Москве,
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
ООО "АВГУР ЭСТЕЙТ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - Управление) об оспаривании решения об отказе в регистрации прекращения права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 77:17:0000000:9847, 77:17:00000009837, 77:17:0000000:9841, 77:17:0120303:12866, 77:17:0120303:12853, 77:17:0120303:13389, 77:17:0120303:12859, 77:17:0120303:12837, 77:17:01200303:12857, 77:17:0120316:20418, 77:17:0120316:20408, 77:17:0120316:20417, 77:17:0120316:20407, 77:17:0120316:20409, 77:17:0120316:20403, оформленное уведомлением об отказе в государственной регистрации от 28.10.2020 N N MFC-0558/2020-61449-1, MFC-0558/2020-61082-1, MFC-0558/2020-61043-1, MFC-0558/2020-61318-1, MFC-0558/2020-606519-1, MFC-0558/2020-61385-1, MFC-0558/2020-60840-1, MFC-0558/2020-60977-1, MFC-0558/2020-60919-1, MFC-0558/2020-61225-1, MFC-0558/2020-61492-1, MFC-0558/2020-61534-1, MFC-0558/2020-61609-1, MFC-0558/2020-61683-1, MFC-0558/2020-61751-1, и об обязании зарегистрировать прекращение права собственности общества на указанные земельные участки в связи с отказом правообладателя от права собственности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 июня 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Судом кассационной инстанции удовлетворено ходатайство ООО "АВГУР ЭСТЕЙТ" о проведении судебного заседания с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме "онлайн-заседания", однако представитель ООО "АВГУР ЭСТЕЙТ", заявивший об участии в онлайн-заседании, 25.01.2022 к онлайн-заседанию не подключился, о невозможности подключения не сообщил, в связи с чем суд кассационной инстанции перешел к рассмотрению кассационной жалобы в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество, являясь собственником земельных участков с кадастровыми номерами 77:17:0000000:9847, 77:17:00000009837, 77:17:0000000:9841, 77:17:0120303:12866, 77:17:0120303:12853, 77:17:0120303:13389, 77:17:0120303:12859, 77:17:0120303:12837, 77:17:01200303:12857, 77:17:0120316:20418, 77:17:0120316:20408, 77:17:0120316:20417, 77:17:0120316:20407, 77:17:0120316:20409, 77:17:0120316:20403, расположенных по адресу: г. Москва, п. Сосенское, п. Коммунарка, обратилось в Управление с заявлениями о прекращении права собственности на указанные земельные участки связи с отказом собственника от права собственности в порядке пункта 2 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что земельные участки расположены под многоквартирными домами (4 участка), под объектами инженерной инфраструктуры, созданной в целях эксплуатации многоквартирных домов (7 участков), под детским дошкольным учреждением, переданным по акту частичной реализации г. Москва (1 участок), являются внутриквартальными проездами (2 участка).
Уведомлением о приостановлении о государственной регистрации от 27.07.2020 N N MFC-0558/2020-61449-l, MFC-0558/2020-61082-1, MFC-0558/2020-61043-1, MFC-0558/2020-61318-1, MFC-0558/2020-606519-1, MFC-0558/2020-61385-1, MFC-0558/2020-60840-1, MFC-0558/2020-60977-1, MFC-0558/2020-60919-1, MFC-0558/2020-61225-1, MFC-0558/2020-61492-1, MFC-0558/2020-61534-1, MFC-0558/2020-61609-1, MFC-0558/2020-61683-1, MFC-0558/2020-61751-1 Управление уведомило общество о приостановлении осуществления действий по прекращению права собственности на указанные земельные участки.
В обоснование принятия решения о приостановлении Управление указало, что кадастр недвижимости не содержит сведений о многоквартирном жилом доме, который бы располагался на заявленных к регистрации земельных участках, а также в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) отсутствуют сведения об общей долевой собственности на земельные участки, как на общее имущество многоквартирного дома.
Уведомлением об отказе в государственной регистрации от 28.10.2020 N N MFC-0558/2020-61449-1, MFC-0558/2020-61082-1, MFC-0558/2020-61043-1, MFC-0558/2020-61318-1, MFC-0558/2020-606519-1, MFC-0558/2020-61385-1, MFC-0558/2020-60840-1, MFC-0558/2020-60977-1, MFC-0558/2020-60919-1, MFC-0558/2020-61225-1, MFC-0558/2020-61492-1, MFC-0558/2020-61534-1, MFC-0558/2020-61609-1, MFC-0558/2020-61683-1, MFC-0558/2020-61751-1 со ссылкой на то, что кадастр недвижимости не содержит сведений о многоквартирном жилом доме, который бы располагался на заявленных к регистрации земельных участках.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 12 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды правомерно сочли соблюденными.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 44 Земельного кодекса Российской Федерации, право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок установлены статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 2 которой отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права. Порядок государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него установлен статьей 30.2 Федерального закона N 218-ФЗ.
Отказ от права собственности на земельный участок относится к общим основаниям прекращения права собственности на имущество, предусмотренным статьями 235 и 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ), земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном доме.
Подходы к применению положений законодательства о правах на общее имущество многоквартирного дома, в том числе на земельные участки под многоквартирными домами, определены в совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), а также в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2010 N 13147/09 и от 02.03.2010 N 13391/09. С учетом данных подходов, право общей долевой собственности на общее имущество жилого дома возникает с момента появления в одном доме нескольких собственников помещений, в общую долевую собственность которых земельный участок переходит с момента формирования и проведения в отношении него государственного кадастрового учета.
В силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона N 218-ФЗ, государственная регистрация права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество, отдельной регистрации доли в праве собственности на земельный участок не требуется.
В пункте 67 Постановления N 10/22 разъяснено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Судами установлено, что на спорном земельном участке расположены многоквартирные дома, право собственности на квартиры и нежилые помещения в этих домах зарегистрированы за различными лицами. Общество не имеет в собственности каких-либо помещений в данном доме, и это обстоятельство Управлением не опровергнуто.
Заявление общества об отказе от права собственности на земельный участок фактически направлено на прекращение в соответствии со статьей 238 Гражданского кодекса Российской Федерации его права собственности на имущество, которое не может ему принадлежать.
В силу частей 2 и 5 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ, земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется. Такие же указания содержатся в пункте 66 Постановления N 10/22.
Как правомерно заключили суды, в силу названных норм с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме.
Суды констатировали, что данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 24.01.2012 N 11642/11, а также в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N ВАС-9209/11.
Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относится и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Таким образом, довод Управления о том, что регистрация прекращения права общества невозможна ввиду отсутствия заявления о регистрации права долевой собственности на земельный участок от собственников жилых домов, расположенных на участке, обоснованно отклонен судами, так как не может являться основанием для отказа в регистрации прекращения права собственности на участок.
Судами установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 77:17:0120316:20417, 77:17:01203165:20418, 77:17:0120316:20408, 77:17:0120316:20407 сформированы под многоквартирными домами исключительно для целей эксплуатации многоквартирных домов. Дома введены в эксплуатацию, поставлены на государственный кадастровый учет, им присвоены адреса, права участников долевого строительства зарегистрированы.
На основании разрешений на строительство от 22.12.2011 N RU50503000-569/11-р/с, от 20.03.2014 N RU77245000-009165 на земельных участках с кадастровыми номерами 50:21:0120316:1449 и 50:21:0120316:1450 (до раздела - 50:21:120316:0135) осуществлено строительство 1-й очереди строительства жилого комплекса - многоэтажные жилые корпуса N 1, N 2, N 3, N 4, а также 1-ая и 2-ая очереди строительства жилого комплекса - 11 жилых домов (корпусов) и инженерные сети и сооружения.
Многоквартирные дома, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 77:17:0120316:20417, 77:17:01203165:20418, 77:17:0120316:20408, 77:17:0120316:20407, введены в эксплуатацию в установленном порядке. При этом сами земельные участки после ввода объектов (многоквартирных домов) в эксплуатацию, образованы посредством раздела земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0120316:1449 и 50:21:0120316:1450, что подтверждается приказами от 15.03.2018 N 3 и N 4, а также соответствующими выписками из ЕГРН.
Объекты долевого строительства переданы участникам долевого строительства, права собственности участников долевого строительства, на объекты долевого строительства зарегистрированы в установленном порядке.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
В соответствии с Постановлением N 10/22, если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ).
В силу частей 2 и 5 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ, земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Положениями части 2 статьи 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и части 5 статьи 16 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что государственная регистрация возникновения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах (права собственности на объект долевого строительства) одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество, право общей долевой собственности на земельный участок возникает одновременно с государственной регистрацией прав на помещение в многоквартирном доме.
Государственная регистрация возникновения права собственности на объект долевого строительства одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
При этом суды правомерно отметили, что закон не ставит в зависимость возникновение права общей долевой собственности собственников помещений на общее имущество, в состав которого входит и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, от регистрации прав на помещения всех собственников в таком доме.
В силу названных норм, как правомерно заключили суды, с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, а право собственности предыдущего собственника подлежит прекращению.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 77:17:0120316:20417, 77:17:01203165:20418, 77:17:0120316:20408, 77:17:0120316:20407, расположенные под многоквартирными домами, введенными в эксплуатацию в установленном порядке, объекты долевого строительства в которых переданы участником долевого строительства, права которых зарегистрированы, не могут находиться в собственности застройщика в силу прямого указания закона.
Суды обоснованно заключили, что нахождение в собственности застройщика - общества земельных участков под многоквартирными домами и сформированных для целей эксплуатации многоквартирных домов нарушает как права собственников помещений в многоквартирных домах, лишая их возможности реализовать свои права, так и общества, незаконно возлагая на него обязанности собственника.
Ссылка Управления на отсутствие в кадастре сведений о многоквартирных жилых домах на земельных участках с кадастровыми номерами обоснованно признана судами неправомерной и не соответствующей действительности, поскольку:
- ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома происходит одновременно с постановкой его на кадастровый учет;
- присвоение почтового адреса осуществляется только объектам, поставленным на государственный кадастровый учет;
- наличие зарегистрированных прав участников долевого строительства безусловно свидетельствует о регистрации с одновременным кадастровым учетом многоквартирного жилого дома;
- публичная кадастровая карта, являющаяся открытым источником, содержит информацию о поставленных на государственный кадастровый учет многоквартирных жилых домах, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 77:17:0120316:20417, 77:17:01203165:20418, 77:17:0120316:20408, 77:17:0120316:20407.
При таких обстоятельствах суды правомерно заключили, что отказ Управления в регистрации прекращения права собственности в связи с отказом от такого права не может являться законным.
Также суды установили, что земельные участки с кадастровыми номерами 77:17:0120316:20403 и 77:17:0120316:20409 сформированы не под многоквартирными домами и не для целей эксплуатации многоквартирных домов, а являются внутриквартальными проездами, обеспечивающими доступ к многоквартирным домам, в том числе к многоквартирным домам, расположенным на земельных участках с кадастровыми номерами 77:17:0120316:20407 и 77:17:0120316:20408 от улично-дорожной сети Москвы, а именно: от улицы Липовый парк.
Заключением кадастрового инженера Яковенко П.Э. установлено, что в границах земельных участков с кадастровыми номерами 77:17:0120316:20403 и 77:17:0120316:20409 располагается внутриквартальный проезд. Судам представлен фотографический материал, подтверждающий данный факт.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что отказ общества от права собственности на земельные участки ни при каких обстоятельствах не влияет и не может повлиять на права и законные интересы третьих лиц. Напротив, нахождение земельных участков с кадастровыми номерами 77:17:0120316:20403 и 77:17:0120316:20409, занятых проездом общего пользования, обеспечивающим доступ как к жилым домам, в частной собственности - в собственности общества, может нарушать права неограниченного круга лиц, которые имеют и должны иметь доступ к местам общего пользования и, одновременно, налагает на общество обязанности по содержанию и эксплуатации указанных объектов, в отношении которых общество лишено возможности реализации своих прав как правообладатель, а также возлагает на него обязанность по уплате налогов на имущество, которым общество фактически не владеет и владеть не может.
Суды указали, что отказ Управления в регистрации прекращения права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 77:17:0120316:20403 и 77:17:0120316:20409 мотивирован тем, что кадастр недвижимости не содержит сведений о многоквартирном жилом доме, который бы располагался на заявленных к регистрации земельных участках, в связи с чем можно сделать вывод о том, что при рассмотрении заявления об отказе от права на земельные участки с кадастровыми номерами 77:17:0120316:20403 и 77:17:0120316:20409 правовая экспертиза не проводилась, что, как правомерно заключили суды, является нарушением пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды правомерно заключили, что решение об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности общества на земельные участки с кадастровыми номерами 77:17:0120316:20403 и 77:17:0120316:20409 в связи с отказом правообладателя от права собственности не может быть признано законным.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0000000:9837 расположен объект недвижимого имущества с кадастровым номером 77:17:0120316:28392 - детское дошкольное учреждение на 220 мест, которое с 17.02.2020 принадлежит городу Москва, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 25.02.2020 N 99/2020/315339647.
Суды указали, что в данном случае имеет место ситуация, когда земельный участок принадлежит одному лицу (обществу), а неразрывно связанный с данным земельным участком объект недвижимого имущества - другому лицу (город Москва), право собственности которого возникло вследствие реализации инвестиционного контракта и подписания к нему соответствующего акта частичной реализации инвестиционного контракта.
В земельном законодательстве Российской Федерации (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации) закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Суды обоснованно заключили, что отказ общества направлен на соблюдение данного принципа. Управление же отказывает в регистрации прекращения права собственности на данный участок в связи с тем, что кадастр недвижимости не содержит сведений о многоквартирном жилом доме, который бы располагался на заявленных к регистрации земельных участках.
Суды констатировали, что данный факт дает основания полагать, что в нарушение пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ в отношении заявления об отказе от права на земельный участок с кадастровым номером 77:17:0000000:9837 правовая экспертиза не проводилась.
Судами установлено, что земельный участки с кадастровыми номерами 77:17:0000000:9847, 77:17:0000000:9841, 77:17:0120303:12853, 77:17:0120303:12859, 77:17:0120303:12866, 77:170120303:12837, 77:17:0120303:13389 и 77:170120303:12857 расположены под объектами недвижимого имущества, никогда не принадлежавшими и не принадлежащими в настоящее время обществу.
Так, согласно открытым данным публичной кадастровой карты, на земельных участках с кадастровыми номерами 77:17:0120303:12866, 77:170120303:12837, 77:170120303:12857 и 77:17:0120303:12853 находятся объекты капитального строительства - ТП, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации.
На земельных участках с кадастровыми номерами 77:17:0000000:9847, 77:17:0000000:9841, 77:17:0120303:12859 и 77:17:0120303:13389 также размещены объекты капитального строительства, которые не прошли государственный кадастровый учет, собственника данных объектов установить не представляется возможным, визуально эти объекты также являются ТП. Данные объекты не находились никогда и не находятся в собственности общества, не приняты к учету в качестве объектов основных средств.
В то же время Управление, имея возможность при рассмотрении обращения общества проверить информацию, содержащуюся в ЕГРН, не сделало этого (не провело правовую экспертизу представленных на регистрацию документов), а отказало по следующей причине - кадастр недвижимости не содержит сведений о многоквартирном жилом доме, который бы располагался на заявленных к регистрации земельных участках.
Суды обоснованно указали на тот факт, что земельные участки с кадастровыми номерами 77:17:0000000:9847, 77:17:0000000:9841, 77:17:0120303:12853, 77:17:0120303:12859, 77:17:0120303:12866, 77:170120303:12837, 77:17:0120303:13389 и 77:170120303:12857 имеют площадь, технически не позволяющую возвести на них многоквартирные дома.
Таким образом, суды правомерно заключили, что оспариваемое решение Управления не соответствует закону и лишает общество своего права на государственную регистрацию прекращения права собственности города Москвы на объекты.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что у Управления отсутствовали основания для вынесения оспариваемого решения, в связи с чем удовлетворили заявленные обществом требования и правомерно обязали Управление в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем осуществления соответствующих регистрационных действий.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04 июня 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2021 года по делу N А40-13939/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды указали, что отказ Управления в регистрации прекращения права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 77:17:0120316:20403 и 77:17:0120316:20409 мотивирован тем, что кадастр недвижимости не содержит сведений о многоквартирном жилом доме, который бы располагался на заявленных к регистрации земельных участках, в связи с чем можно сделать вывод о том, что при рассмотрении заявления об отказе от права на земельные участки с кадастровыми номерами 77:17:0120316:20403 и 77:17:0120316:20409 правовая экспертиза не проводилась, что, как правомерно заключили суды, является нарушением пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ.
...
В земельном законодательстве Российской Федерации (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации) закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
...
Суды констатировали, что данный факт дает основания полагать, что в нарушение пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ в отношении заявления об отказе от права на земельный участок с кадастровым номером 77:17:0000000:9837 правовая экспертиза не проводилась."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 февраля 2022 г. N Ф05-33853/21 по делу N А40-13939/2021