город Москва |
|
02 февраля 2022 г. |
Дело N А41-63847/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "ТУЧКОВСКИЙ": Аксеновой О.А. (дов. от 27.01.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Федерального агентства лесного хозяйства: Пузанова А.А. (дов. N 104-С от 02.09.2021 г., N ИС-02-28/14606 от 09.07.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета лесного хозяйства Московской области: Етеревской И.Н. (дов. N 28ДОВ-451 от 22.12.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ООО "Сортавальский дробильно-сортировочный завод": не явились, извещены;
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 26 января 2022 г. в судебном заседании кассационные жалобы Федерального агентства лесного хозяйства и Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 28 июля 2021 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 октября 2021 г.,
по делу N А41-63847/20
по иску открытого акционерного общества "ТУЧКОВСКИЙ"
к Федеральному агентству лесного хозяйства, Комитету лесного хозяйства Московской области, обществу с ограниченной ответственностью "Сортавальский дробильно-сортировочный завод"
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельные участки, признании недействительным договора аренды, переводе прав арендодателя по договору аренды,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,
УСТАНОВИЛ: открытое акционерного общества "ТУЧКОВСКИЙ" (далее - ОАО "ТУЧКОВСКИЙ", общество, истец) создано путем реорганизации в форме преобразования сельскохозяйственного производственного кооператива "Совхоз Тучковский", ранее преобразованного из акционерного общества закрытого типа "Тучковское" и является правопреемником всех их имущественных прав и обязанностей (пункт 1.1.2 Устава ОАО "ТУЧКОВСКИЙ", утвержденного решением годового общего собрания акционеров общества от 14 июня 2011 г.).
25 декабря 1992 г. на кадастровый учет поставлен многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 50:19:000000:9, площадью 11 791 853 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного производства (далее - земельный участок).
Указанный земельный участок согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 20 сентября 2018 г. поставлен с указанием границ.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 17 июня 2009 г. серии 50 НГ N 597571 за ОАО "ТУЧКОВСКИЙ" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 11 970 000 кв.м с кадастровым номером 50:19:000000:9, категория земель - земли сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, Старорузский с.о., СПК "Совхоз Тучковский".
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 августа 2012 г. по делу N А41-10156/12 суд обязал Администрацию Рузского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении в собственность ОАО "ТУЧКОВСКИЙ" земельного участка площадью 11 970 000 кв.м с кадастровым номером 50:19:000000:9, категория земель - земли сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, Старорузский с.о., СПК "Совхоз Тучковский", кадастровая стоимость земельного участка - 32 235 210 руб. 00 коп., по цене равной трем процентов кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 967 056 руб. 30 коп.
12 февраля 2013 г. в ЕГРН внесена запись N 50-50-19/006/2013-213 о государственной регистрации права собственности ОАО "ТУЧКОВСКИЙ" на многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:9.
В 2018 году земельный участок прошел процедуру "лесной амнистии" и был исключен из материалов лесоустройства Звенигородского лесничества (протокол заседания Межведомственной рабочей группы по устранению противоречий в сведениях государственных реестров от 16 ноября 2018 г. N 26 ПС-903).
Согласно письму Комитета лесного хозяйства Московской области от 17 сентября 2020 г. N Исх-23422/19, в соответствии с Актом о внесении изменений в документированную информацию государственного лесного реестра от 11 декабря 2018 г. N 500/2/06-03/2018/ЛА из лесного реестра и состава Звенигородского лесничества исключены пересечения с участком с кадастровым номером 50:19:0000000:9 в границах, указанных в выписке из ЕГРН от 21 сентября 2018 г.
Исключенные из лесного реестра контуры внесены в информационные системы областных органов власти - ИСОГД МО и РГИС МО - в слой "Уточнение границ ГЛФ" (письмо Комитета лесного хозяйства Московской области от 11 августа 2020 г. исх. N 19313/19).
В результате кадастровой ошибки, установленной решением саморегулируемой организации кадастровых инженеров, границы ряда контуров участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9 были (временно) исключены из ЕГРН.
В период до восстановления в ЕГРН исключенных по ошибке записей о границах земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9 на кадастровый учет были поставлены следующие земельные участки:
с кадастровым номером 50:19:0050452:318, площадью 378 329 кв.м, местоположение: Звенигородское лесничество, Чепелевское участковое лесничество, квартал 50, часть выделов 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - заготовка древесины; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; ведение сельского хозяйства (сенокошение, пчеловодство); осуществление научноисследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); выращивание лесных, плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений и полезных ископаемых; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; осуществление религиозной деятельности; изыскательские работы;
земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:24984, площадью 1 867 163 кв.м, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства.
Местоположение и границы вышеуказанных земельных участков полностью совпадают с местоположением земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9.
06 апреля 2020 г. между Комитетом лесного хозяйства Московской области (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Сортавальский дробильно-сортировочный завод" (далее - ООО Сортавальский ДСЗ", арендатор) заключен договор аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых N 50-0421-14-11-06 (далее - договор аренды N 50-0421-14-11-06), в соответствии с которым арендодатель на основании приказа Комитета лесного хозяйства Московской области от 03 апреля 2020 г. N 29П-1102 обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности с кадастровым номером 50:19:0050452:318, площадью 378 329 кв.м, расположенный по адресу: Московская обл., Рузский городской округ, Звенигородское лесничество, Чепелевское участковое лесничество, квартал 50, часть выделов 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, вид разрешенного использования - осуществление геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
Считая свои права нарушенными, ОАО "ТУЧКОВСКИЙ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), Комитету лесного хозяйства Московской области, ООО "Сортавальский ДСЗ" со следующими требованиями:
о признании отсутствующим право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:19:0050452:318 и исключении из ЕГРН записи о регистрации от 06 марта 2020 г. N 50:19:0050452:318-50/019/2020-1;
о признании недействительным договора аренды N 50-0421-14-11-06 и исключении из ЕГРН записи о регистрации от 21 июля 2020 г. N 50:19:0050452:318-50/147/2020-2;
о переводе прав по договору аренды N 50-0421-14-11-06 (запись о регистрации от 21 июля 2020 г. N 50:19:0050452:318-50/147/2020-2) на надлежащего арендодателя - ОАО "ТУЧКОВСКИЙ".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области).
В целях установления пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9 с лесными участками, находящихся в федеральной собственности согласно сведениям ЕГРН, Арбитражным судом Московской области определением от 30 марта 2021 г. была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью "Столичный центр судебных экспертиз" (далее - ООО "СЦСЭ") Барышникову Роману Вадимовичу (далее - Барышников Р.В.) и Хмелеву Леониду Юрьевичу (далее - Хмелев Л.Ю.).
На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос: "Установить, налагаются ли границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9 на границы земельного участка лесного фонда, указанные в ЕГРН? В случае положительного ответа установить площадь и координаты характерных точек границ земельного участка".
По итогам проведения экспертизы экспертами ООО "СЦСЭ" подготовлено заключение N (архивный) ЗСЭ-СЦСЭ-ЗСЭ-001/05/21 от 20 мая 2021 г., в котором экспертами сделаны следующие выводы:
границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050452:318 полностью накладываются на границы многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9 (контур 7). Площадь наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050452:318 на границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9 составляют 378 329 кв.м. Указаны также координаты наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050452:318 на границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9. Схема сопоставления кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050452:318 (контур 7) с кадастровыми границами земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9 приведена в приложении N 1 заключения экспертов;
границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:24984 (контур 4) полностью налагаются на границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9. Площадь наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:24984 на границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9 составляют 22 701 кв.м. Указаны также координаты наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:24984 (контур 4) на границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9 (контур 96). Схема сопоставления кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:24984 (контур 4) с кадастровыми границами земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9 (контур 96) приведена в приложении N 2 заключения экспертов;
границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:24984 (контур 6) полностью налагаются на границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9 (контур 97). Площадь наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:24984 на границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9 составляют 19 228 кв.м. Указаны также координаты наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:24984 (контур 6) на границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9 (контур 97). Схема сопоставления кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:24984 (контур 6) с кадастровыми границами земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9 (контур 97) приведена в приложении N 3 заключения экспертов.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО "ТУЧКОВСКИЙ" были уточнены исковые требования, в соответствии с которыми просило признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 50:19:0050452:318; признать недействительным заключенный между Комитетом лесного хозяйства Московской области и ООО "Сортавальский ДСЗ" договора аренды N 50-0421-14-11-06;- исключении из ЕГРН сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050452:318; признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 50:19:0000000:24984 в части наложения его границ на границы земельного участка 50:19:0000000:9; исключить из ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:24984 в части их наложения на границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 июля 2021 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 октября 2021 г., исковые требования ОАО "ТУЧКОВСКИЙ" удовлетворены в полном объеме.
В кассационных жалобах Рослесхоз и Комитет лесного хозяйства Московской области просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку на момент заключения договора аренды лесного участка земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:9 не исключен из Государственного лесного реестра, процедура "амнистии" по нему не проводилась. Приведены также доводы о неверном распределении судами судебных расходов.
В отзыве на кассационные жалобы ОАО "ТУЧКОВСКИЙ" просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представители Рослесхоза и Комитета лесного хозяйства Московской области поддержали доводы своих кассационных жалоб, с жалобами друг друга согласились. Представитель ОАО "ТУЧКОВСКИЙ" против их удовлетворения возражал.
Представители ООО "Сортавальский ДСЗ" и третьих лиц в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ) внесены изменения в статью 4.6 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Лесного кодекса).
Информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 4.6 Закона о введении в действие Лесного кодекса).
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно части 6 указанной статьи 14 указанного закона положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце 1 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 (далее - Постановление N 10/22), в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В абзаце 4 пункта 52 указанного Постановления разъяснено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Согласно пункту 53 Постановления N 10/22 ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку обществом представлены достаточные доказательства в подтверждение того, что земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:9 не подлежит отнесению к землям лесного фонда.
Вывод судов основан на имеющихся в деле доказательствах и материалах проведенной в рамках настоящего дела судебной экспертизы.
Экспертное заключение соответствует требованиям статей 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отражает все предусмотренные частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сведения, основано на материалах дела.
Отклоняя доводы Комитета лесного хозяйства Московской области о том, что на момент заключения договора аренды лесного участка между Комитетом лесного хозяйства Московской области и ООО "Сортавальский ДСЗ" земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:9 не исключен из Государственного лесного реестра и процедура "амнистии" по нему не проводилась, суды указали на то, что факт исключения спорного земельного участка из ЕГРН в результате кадастровой ошибки подтверждается судебным актом по делу N А41-11215/2020, так как границы ряда контуров участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9 были (временно) исключены из ЕГРН. В период до восстановления в ЕГРН исключенных по ошибке записей о границах земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9 на кадастровый учет были поставлены земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0050452:318 и 50:19:0000000:24984.
При этом земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:9 в соответствии с протоколом Межведомственной рабочей группы по устранению противоречий в сведениях государственных реестров от 16 ноября 2018 г. N 26ПС-903 прошел "лесную амнистию" и был исключен из материалов лесоустройства Звенигородского лесничества, что также подтверждается письмом Комитета лесного хозяйства Московской области от 03 декабря 2018 г. N Исх-25741/19.
Кроме того, согласно письму Комитета лесного хозяйства Московской области от 17 сентября 2020 г. N Исх-23422/19, в соответствии с Актом о внесении изменений в документированную информацию государственного лесного реестра от 11 декабря 2018 г. N 500/2/06-03/2018ЛА из лесного реестра и состава Звенигородского лесничества исключены пересечения с участком N 50:19:0000000:9 в границах, указанных в выписке из ЕГРН от 21 сентября 2018 г.
Ссылки Рослесхоза на недоказанность возникновения права собственности истца на спорные земельные участки в части пересечения с землями лесного фонда, так как в соответствии с действующим законодательством такие участки относятся к федеральной собственности, также были отклонены судами, поскольку право собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:9 в границах, указанных в ЕГРН, установлено решением Арбитражного суда Московской области от 02 августа 2012 г. по делу N А41-10156/12.
Судами также сделан вывод о том, что договор аренды N 50-0421-14-11-06 заключен в нарушение требований действующего законодательства, в связи с чем является недействительной (ничтожной) сделкой.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы кассационных жалоб аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую оценку. Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Судебные расходы распределены судами на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 июля 2021 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 октября 2021 г. по делу N А41-63847/20 оставить без изменения, кассационные жалобы Федерального агентства лесного хозяйства и Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце 1 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 (далее - Постановление N 10/22), в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
...
Согласно пункту 53 Постановления N 10/22 ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 февраля 2022 г. N Ф05-35976/21 по делу N А41-63847/2020