г. Москва |
|
03 февраля 2022 г. |
Дело N А41-52968/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.02.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Красновой С.В.
судей Лазаревой И.В., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании: от АО "Мособлгаз": не явился, извещен, от Управления Росреестра по Московской области: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30.09.2021 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 по делу N А41-52968/2021
по заявлению АО "Мособлгаз"
к Управлению Росреестра по Московской области
о признании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мособлгаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - управление) о признании незаконным решения, изложенного в уведомлении от 17.05.2021 N КУВД-001/2020-10726694/4 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; об обязании осуществить действия по государственной регистрации прав общества по заявлению N КУВД-001/2020-10726694 от 04.08.2020.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.09.2021, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального права, и принять новый судебный акт которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Стороны своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует их материалов дела, общество обратилось в управление с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 04.08.2020 N МРС-0555/2020-393185-1, а именно: о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на газопровод среднего давления протяженностью 93 м по адресу: Московская обл., го Подольск, с/о Стрелковский, СНТ "Луч", вблизи д. Ордынцы.
Уведомлением от 22.09.2020 N КУВД-001/2020-10726694/1 управление приостановило до 20.11.2020 осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права.
13.11.2020 общество подало заявление N МРС-0555/2020-1283877-1 о приостановлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Уведомлением от 24.11.2020 N КУВД-001/2020-10726694/2 управление приостановило осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав до 13.05.2021.
17.02.2021 общество подало дополнительные документы (заявление N РС-0555/2020-326137-1).
24.04.2021 общество повторно подало дополнительные документы (заявление N МРС-0555/2020-907401-1).
06.05.2021 общество повторно подало дополнительные документы (заявление N МРС-0555/2020-985596-1).
Уведомлением от 17.05.2021 N КУВД-001/2020-10726694/4 управление отказало в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, указывая, что не были устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Порядок государственной регистрации перехода права собственности установлен положениями федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с пунктом 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Как установлено судом, обществом были представлены все необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Основанием для отказа в оказании услуги явилось не устранение причин, указанных в уведомлении о приостановлении.
Так, согласно уведомлению о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, основанием явилось то, что в нарушение пп. 7 п. 43 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Приказ N 953) имеются противоречия в части указания адреса.
Однако в уведомлении о приостановлении управлением не было указано, в чем именно выразились противоречия, а лишь процитирован пп. 7 п. 43 Приказа N 953.
В силу пункта 70 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество", Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
Из указанного уведомления о приостановлении государственной регистрации не ясно, в чем конкретно выразились выявленные противоречия, какие действия должно совершить общество и какие конкретно документы необходимо представить для возобновления государственной регистрации права, что является не соответствующим требованиям Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278.
Форма и требования к заполнению технического плана не противоречат Приказу N 953, технический план соответствует требованиям пп. 7 п. 43 Приказа NN 953. В составе технического плана указана вся информация о наименовании газопровода (указано на основании Акта приемки законченного строительством объекта сети газораспределения). В акте приемки указано наименование "газопровод среднего давления". Точно такое же наименование указано и в техническом плане. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные управлением в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой и апелляционной инстанций доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.09.2021 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 по делу N А41-52968/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
И.В. Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 70 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество", Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
Из указанного уведомления о приостановлении государственной регистрации не ясно, в чем конкретно выразились выявленные противоречия, какие действия должно совершить общество и какие конкретно документы необходимо представить для возобновления государственной регистрации права, что является не соответствующим требованиям Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 февраля 2022 г. N Ф05-36365/21 по делу N А41-52968/2021