г. Москва |
|
07 февраля 2022 г. |
Дело N А40-38374/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего судьи Стрельникова А.И.,
судей Гришиной Т.Ю., Дзюбы Д.И.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Рождественский Д.Г., дов. N 92 от 30.12.2021 г.;
от ответчиков: 1. МО РФ - Мамонтов М.В., дов. N 207/5/Д/7 от 25.02.2021 г.; 2. ФГКУ "Центральное ТУИО" МО РФ - никто не явился, извещено,
рассмотрев 03 февраля 2022 года в судебном заседании с использованием системы вэб/конференции кассационную жалобу
ООО "Тепловая Компания Новгородская"
на решение от 30 июля 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 26 октября 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по иску ООО "Тепловая Компания Новгородская"
к ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Тепловая Компания Новгородская" обратилось с иском о взыскании с ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России и Министерства обороны Российской Федерации задолженности в сумме 862.650 руб. 27 коп., пени в виде 102.179 руб. 65 коп., а также пени, исчисленные по день фактического исполнения обязательства (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30 июля 2021 года в удовлетворении исковых требований было отказано (л. д. 97-98).
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2021 года данное решение было оставлено без изменения (л.д. 118).
Не согласившись с указанными судебными актами, истец обратился с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права,- ст.ст.210,309,310 ГК РФ, ст.ст. 153,161, 162, 198 ЖК РФ, ст.ст.15, 65,71,168,170,171 АПК РФ, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просил обжалуемые решение и постановление отменить и принять новое решение об удовлетворении иска.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации в заседании суда против доводов кассационной жалобы возражал, в том числе и по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей явившихся лиц, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "ТК Новгородская" поставляет коммунальные ресурсы - тепловую энергию в жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Великий Новгород, мкр. Кречевицы, д. 149. Собственником данного объекта, по мнению истца, является Министерство обороны РФ, а его балансодержателем - ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации. Так, истец указал, что ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, на чьем балансе находится спорный объект, имеет задолженность по оплате тепловой энергии за периоды с 01.04.2018 г. по 31.05.2018 г., с 01.09.2018 г. по 30.11.2018 г., с 01.05.2019 г. по 30.09.2019 г. в сумме 862.650 руб. 27 коп. Кроме того, истец в соответствии со ст. 155 ЖК РФ, на сумму задолженности начислил неустойку, размер которой составил 102.179 руб. Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения истца с настоящим требованием, в удовлетворении которого было отказано, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, оставляя исковые требования без удовлетворения, руководствуясь ст.ст. 210, 307, 309, 310 ГК РФ, ст.ст. 161, 162 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", исходил из того, что ООО "ТК "Новгородская" является теплоснабжающей организацией и не занимается деятельностью по управлению многоквартирными домами, тогда как, в соответствии со статьями 161,162 ЖК РФ, при заключении договора обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и предоставлению собственникам помещений коммунальных услуг возлагается на управляющую компанию, при этом ответчики не заключали прямых договоров с истцом на оказание услуг по теплоснабжению.
Таким образом, суд в обжалуемых актах посчитал, что поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что собственниками помещений принимались решения о внесении платы за тепловую энергию непосредственно ресурсоснабжающим организациям, при этом управление жилищным фондом по спорному адресу осуществляет якобы ООО "Управляющая компания НовВодоканал", что подтверждается сведениями из интернет ресурса "www.reformagkh.ru", а ООО "ТК "Новгородская" является теплоснабжающей организацией, то истец, по мнению суда, не является лицом, которое имеет право взыскивать оплату за коммунальные услуги в виде теплоснабжения, а поэтому иск был оставлен без удовлетворения.
Однако, судебная коллегия не может в настоящее время согласиться с указанными решением и постановлением по следующим основаниям.
Так, согласно ст.ст.15,170 АПК РФ, принимаемые арбитражным судом решения и постановления должны быть законными, обоснованными и мотивированными. При этом в мотивировочной части решения должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела, и доказательства в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле, а также законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно статье 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В соответствии с положениями п. 1.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на её осуществление. Согласно п.7 ст. 162 ЖК РФ, управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом. Пунктом 2 ст. ст. 198 ЖК РФ предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми они осуществляют, определены положениями п.1 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации: сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе (с 01.08.2015 информация, указанная в ст. 198 подлежит размещению в ГИС ЖКХ (ФЗ от 21.07.2014 N 255-ФЗ). Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Информация на сайте размещается под контролем Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области, который является органом исполнительной власти Новгородской области, реализующим полномочия в сфере регионального государственного жилищного надзора. Согласно п.2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "О лицензировании отдельных видов деятельности", основными задачами деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащённости помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учёта используемых энергетических ресурсов. В соответствии с положениями ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: нанимателя жилого помещения по договору социального найма - с момента заключения такого договора; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования - с момента заключения данного договора; арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда - с момента заключения соответствующего договора аренды; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда - с момента заключения такого договора; члена жилищного кооператива - с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; собственника помещения - с момента возникновения права собственности на такое помещение с учётом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ; лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, - с момента такой передачи; застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, - с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию. Статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учётом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса. При этом обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса. Кроме того, в постановлении Правительства России от 29 июля 2020 г. N 1136 указано, что с 1 июля 2017 г., а в городах федерального значения - с 1 июля 2019 г. управляющие организации размещают информацию на сайте ГИС ЖКХ.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, судебная коллегия считает, что при принятии обжалуемых актов судом названные выше нормы права и положения были соблюдены не в полном объеме. В подтверждение указанного выше следует отметить следующие обстоятельства.
Как видно из материалов дела, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного иска в полном объеме, суд исходил из того, что поскольку в данном случае в материалах дела отсутствуют сведения о том, что управление спорным домом осуществляет истец, который является лишь теплоснабжающей организацией, при этом ответчики не заключали с ним прямые договоры на оказание услуг по теплоснабжению, ибо управление этим домом согласно информации, размещенной на сайте www.retormagkh.ru, осуществляет ООО "Управляющая компания НовВодоканал", а собственники помещений данного дома не принимали решений о внесении платы за тепловую энергию непосредственно ресурсоснабжающим организациям, то оснований для удовлетворения иска не имеется. Однако, делая такой вывод в обжалуемых актах, суд, по мнению коллегии, по неизвестной причине оставил без должного внимания и тщательной юридической оценки целый ряд обстоятельств, которые в своей совокупности с иными находящимися в материалах дела доказательствами могут иметь определенное значение для правильного разрешения заявленного иска по существу. Так, утверждая о необоснованности заявленных требований, суд не обратил своего внимания на тот факт, что в постановлении Правительства Российской Федерации от 29.07.2020гза N 1136 указано, что с 01 июля 2017 г., а городах федерального значения с 01.июля 2019 г. управляющие организации размещают информацию на сайте ГИС ЖКХ, но никак не на сайте "Реформа ЖКХ"(www.reformgkh.ru), хотя об обратном указано в обжалуемых актах, и сведениями именно с данного сайта суд в подтверждение своего вывода об отказе в иске воспользовался при принятии обжалуемых актов по существу. Кроме того, суд оставил без должного внимания и проверки информацию истца, находящуюся в материалах дела, о том, что на официальном сайте ООО "УК "НовВодоканал" указано, что данное общество не осуществляет управление спорным жилым домом, а согласно арбитражного дела за N А44-10537/2018, в отношении названного общества возбуждена процедура конкурсного производства со всеми вытекающими из данного обстоятельства правовыми последствиями, подтверждающими, в частности, тот факт, что спорный дом в управлении ООО "УК НовВодоканал" не находится. Кроме того, суд не дал никакой юридической оценки и тому обстоятельству, что ответчики не представили в материалы дела никаких сведений, которые бы подтвердили не принадлежность им на каком-либо праве спорного дома, хотя, учитывая особенности и характер возникшего спора, такие доказательства, касающиеся фактического заселения жилых помещений дома в спорный период времени, могли быть ими представлены, тем более что истец, являясь лишь ресурсоснабжающей, а не управляющей организацией такими сведениями обладать не мог.
Таким образом, поскольку указанные вопросы не получили в принятых решении и постановлении надлежащего исследования и правовой оценки, хотя таковая должна иметь свое место в действительности в силу положений, содержащихся в ст.ст. 15,170 АПК РФ, то судебная коллегия не может признать их в настоящее время законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене. При новом рассмотрении суду необходимо будет учесть изложенное выше и разрешить судьбу заявленных требований с учетом должной проверки и тщательной юридической оценки в ходе судебного разбирательства всех собранных по делу доказательств.
А поэтому, руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 июля 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2021 года по делу N А40-38374/21 отменить и дело передать на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд по первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.И. Стрельников |
Судьи |
Т.Ю. Гришина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как видно из материалов дела, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного иска в полном объеме, суд исходил из того, что поскольку в данном случае в материалах дела отсутствуют сведения о том, что управление спорным домом осуществляет истец, который является лишь теплоснабжающей организацией, при этом ответчики не заключали с ним прямые договоры на оказание услуг по теплоснабжению, ибо управление этим домом согласно информации, размещенной на сайте www.retormagkh.ru, осуществляет ООО "Управляющая компания НовВодоканал", а собственники помещений данного дома не принимали решений о внесении платы за тепловую энергию непосредственно ресурсоснабжающим организациям, то оснований для удовлетворения иска не имеется. Однако, делая такой вывод в обжалуемых актах, суд, по мнению коллегии, по неизвестной причине оставил без должного внимания и тщательной юридической оценки целый ряд обстоятельств, которые в своей совокупности с иными находящимися в материалах дела доказательствами могут иметь определенное значение для правильного разрешения заявленного иска по существу. Так, утверждая о необоснованности заявленных требований, суд не обратил своего внимания на тот факт, что в постановлении Правительства Российской Федерации от 29.07.2020гза N 1136 указано, что с 01 июля 2017 г., а городах федерального значения с 01.июля 2019 г. управляющие организации размещают информацию на сайте ГИС ЖКХ, но никак не на сайте "Реформа ЖКХ"(www.reformgkh.ru), хотя об обратном указано в обжалуемых актах, и сведениями именно с данного сайта суд в подтверждение своего вывода об отказе в иске воспользовался при принятии обжалуемых актов по существу. Кроме того, суд оставил без должного внимания и проверки информацию истца, находящуюся в материалах дела, о том, что на официальном сайте ООО "УК "НовВодоканал" указано, что данное общество не осуществляет управление спорным жилым домом, а согласно арбитражного дела за N А44-10537/2018, в отношении названного общества возбуждена процедура конкурсного производства со всеми вытекающими из данного обстоятельства правовыми последствиями, подтверждающими, в частности, тот факт, что спорный дом в управлении ООО "УК НовВодоканал" не находится. Кроме того, суд не дал никакой юридической оценки и тому обстоятельству, что ответчики не представили в материалы дела никаких сведений, которые бы подтвердили не принадлежность им на каком-либо праве спорного дома, хотя, учитывая особенности и характер возникшего спора, такие доказательства, касающиеся фактического заселения жилых помещений дома в спорный период времени, могли быть ими представлены, тем более что истец, являясь лишь ресурсоснабжающей, а не управляющей организацией такими сведениями обладать не мог."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 февраля 2022 г. N Ф05-33810/21 по делу N А40-38374/2021
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-33810/2021
27.10.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-68078/2022
10.08.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-38374/2021
07.02.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-33810/2021
27.10.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-60136/2021
30.07.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-38374/2021