г. Москва |
|
14 февраля 2022 г. |
Дело N А41-47707/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.02.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 14.02.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Лазаревой И.В., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании:
от Местной религиозной организации православный приход Богоявленского храма д. Бородино Мытищинского района Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви: Панина А.С. по дов. от 29.07.2021,
от Управления Росреестра по Московской области: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 15.09.2021 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2021 по делу N А41-47707/2021
по заявлению Местной религиозной организации православный приход Богоявленского храма д. Бородино Мытищинского района Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви
к Управлению Росреестра по Московской области
о признании,
УСТАНОВИЛ:
Местная религиозная организация Православный приход Богоявленского храма д. Бородино Мытищинского района Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - управление) о признании незаконным отказа от 21.04.2021 N КУВД-001/2020-30520628/2 и обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в отношении здания назначением "нежилое", наименованием "Дом причта-4", имеющего местоположение: Московская обл., г.о. Мытищи, д. Бородино, документы на которое были предоставлены вместе с заявлением от 23.12.2020 N КУВД-001/2020-30520628.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.09.2021, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2021, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Управление своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
В судебном заседании представитель заявителя против удовлетворения жалобы возражал, представил отзыв. Отводов составу суда не поступило.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявитель является собственником (запись регистрации права в ЕГРН от 19.12.2005 N 50-50-12/065/2005-373) земельного участка с кадастровым номером 50:12:0080517:21, расположенного по адресу: Московская обл., Мытищинский р-н, гп Мытищи, д. Бородино, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение храма, дома причта и служебных построек.
На данном земельном участке заявитель возвел нежилое здание наименованием "Дом причта-4", предназначенное для обслуживания здания храма Богоявления Господня, общей площадью 333,3 кв. м с кадастровым номером 50:12:0080504:197.
23.12.2020 заявитель обратился через МБУ "МФЦ Мытищи" с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации прав N MFC-0555/2020-1633770-1, КУВД-001/2020-30520628 в связи созданием здания назначением "нежилое", наименованием "Дом причта-4", имеющего местоположение: Московская обл., г.о. Мытищи, д. Бородино, представив в орган регистрации прав в качестве основания для осуществления регистрационных действий: технический план здания; документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя; документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, квитанцию об уплате государственной пошлины, учредительные и иные документы.
19.01.2021 по результатам рассмотрения заявления принято уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав N КУВД-001/2020-30520628/1 здания по причине отсутствия в составе технического плана разрешения на ввод здания в эксплуатацию и проектной документации здания.
Замечаний к техническому плану, подготовленному кадастровым инженером ГБУ МО "МОБТИ" Сухановой Н.А. в соответствии с действующим законодательством и представленному для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав на здание, уведомление не содержит, за исключением отсутствия в его составе запрашиваемых управлением документов.
02.02.2021 уведомление оспорено заявителем в административном порядке в апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав. По результатам рассмотрения заявления вх. N 50/21-146 от 02.02.2021 комиссией принято решение от 12.03.2021 б/н, в соответствии с которым уведомление признано соответствующим основаниям, предусмотренным пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) в связи с тем, что: технический план здания подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием здания местоположением: Российская Федерация, Московская область, городской округ Мытищи, деревня Бородино, однако, в нарушении части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости); в соответствии с пунктом 20 Требований к подготовке Технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются в Техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания (указанный документ в составе Технического плана отсутствует).
Уведомлением от 21.04.2021 N КУВД-001/2020-30520628/2 управление сообщило заявителю об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые решения, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, а также на объект незавершенного строительства установлены статьей 40 Закона N 218-ФЗ.
Так, в соответствии частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешений на строительство не требуется.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство (часть 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами, в собственности религиозной организации находится земельный участок с кадастровым номером 50:12:0080517:21, на котором расположен приходской храмовый комплекс, включающий в себя храм Богоявления Господня и иные здания богослужебного и вспомогательного назначения.
Приказом Минстроя России от 22.12.2017 N 1703/пр утверждены, "СП 391.1325800.2017. Свод правил. Храмы православные. Правила проектирования", требования которого направлены на повышение уровня безопасности и степени соответствия зданий и сооружений их функциональному назначению, на обеспечение применения единых методов определения эксплуатационных характеристик.
Согласно разделу 1 "Область применения", Свод правил распространяется на проектирование вновь возводимых, реконструируемых и капитально ремонтируемых зданий, сооружений и комплексов православных храмов, а также помещений домовых церквей, встроенных в здания другого назначения.
Как следует из таблицы 4.1 "СП 391.1325800.2017. Свод правил. Храмы православные. Правила проектирования", церковно-причтовый дом относятся к объектам вспомогательного назначения.
Отсутствие необходимости получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию здания "Дом-причта-4" подтверждено письмом Министерства жилищной политики Московской области от 26.03.2020 N 13Исх-5197, направленного в адрес организации, выполнившей кадастровые работы по подготовке технического плана.
Суд первой инстанции указал на то, что технический план подготовлен в соответствии с требованиями к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" на основании декларации об объекте недвижимости, что предусмотрено абзацем 13 пункта 20 требований для случаев, когда в отношении объектов недвижимости, не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешений и проектной документации.
В состав технического плана в качестве дополнительных документов включены письмо заявителя от 22.01.2020 N 3 о вспомогательном характере возведенного здания, письмо Министерства жилищной политики Московской области от 26.03.2020 N 13Исх-5197, письмо Управления Роспотребнадзора по Московской области от 10.07.2020 N 50-00-04/30-35497-2020, подтверждающего тот факт, что размещение здания в границах санитарно-защитной зоны кладбищ не противоречит требованиям санитарного законодательства.
Таким образом, документы, перечисленные в части 2 статьи 14, части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ и необходимые для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, заявителем представлены.
При указанных обстоятельствах суды указали, что оспариваемый отказ не соответствует закону, препятствует кадастровому учету и регистрации права собственности на здание, налагает на заявителя не предусмотренные законом обязанности по предоставлению дополнительных документов, которые не требуются в соответствии с действующим законодательством.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные управлением в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой и апелляционной инстанций доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.09.2021 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2021 по делу N А41-47707/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
И.В. Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции указал на то, что технический план подготовлен в соответствии с требованиями к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" на основании декларации об объекте недвижимости, что предусмотрено абзацем 13 пункта 20 требований для случаев, когда в отношении объектов недвижимости, не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешений и проектной документации.
В состав технического плана в качестве дополнительных документов включены письмо заявителя от 22.01.2020 N 3 о вспомогательном характере возведенного здания, письмо Министерства жилищной политики Московской области от 26.03.2020 N 13Исх-5197, письмо Управления Роспотребнадзора по Московской области от 10.07.2020 N 50-00-04/30-35497-2020, подтверждающего тот факт, что размещение здания в границах санитарно-защитной зоны кладбищ не противоречит требованиям санитарного законодательства.
Таким образом, документы, перечисленные в части 2 статьи 14, части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ и необходимые для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, заявителем представлены."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 февраля 2022 г. N Ф05-937/22 по делу N А41-47707/2021