город Москва |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А41-30101/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Комитета лесного хозяйства Московской области: Етеревской И.Н. (дов. N 28ДОВ-451 от 22.12.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ООО "Комплексное благоустройство территорий": не явились, извещены;
рассмотрев 11 февраля 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2021 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2021 г.,
по делу N А41-30101/21
по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Комплексное благоустройство территорий"
об обязании произвести очистку лесосеки,
УСТАНОВИЛ: 30 ноября 2020 г. старшим участковым лесничим Шараповского участкового лесничества Звенигородского филиала Государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" (далее - ГКУ МО "Мособллес") при патрулирования территории земель лесного фонда Звенигородского филиала ГКУ МО "Мособллес" выявлен факт нарушения лесного законодательства в квартале 28 выдела 3 Шараповского участкового лесничества Звенигородского лесничества ГКУ МО "Мособллес", а именно: при проведении обществом с ограниченной ответственностью "Комплексное благоустройство территорий" (далее - ООО "Комплексное благоустройство территорий", общество) работ (лесосечные работы) по рубке лесных насаждений на площади 6,1 га в квартале 28 выделе 3 Шараповского участкового лесничества Звенигородского филиала ГКУ МО "Мособллес" на основании государственного контракта от 15 июня 2020 г. N 0148200004920000107 и технологической карты от 29 июня 2020 г. N 8 и не очистки места рубки одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины, при этом порубочные остатки не утилизируются способом, предусмотренным технологической картой от 29 июня 2020 г. N 8, т.е. путем сжигания, мульчирования или вывоза в места, предназначенные для переработки древесины.
По результатам патрулирования составлен акт осмотра территории лесного участка от 30 ноября 2020 г. и фототаблица.
Аналогичный осмотр территории лесного участка был произведен старшим участковым лесничим Шараповского участкового лесничества Звенигородского филиала ГКУ МО "Мособллес" 16 декабря 2020 г., о чем составлен акт осмотра территории от 16 декабря 2020 г., в ходе проведения которого установлены ранее выявленные нарушения.
По факту нарушения правил заготовки древесины в квартале 28 выдела 3 Шараповского участкового лесничества Звенигородского филиала ГКУ МО "Мособллес", Комитетом лесного хозяйства Московской области (далее - административный орган) в отношении ООО "Комплексное благоустройство территорий" составлен протокол об административном правонарушении от 17 декабря 2020 г. N 06-395/2020, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
17 декабря 2020 г. Комитетом лесного хозяйства Московской области в лице ГКУ МО "Мособллес" (Звенигородский филиал) выдано предписание об устранении нарушений лесного законодательства N 06-395/2020, в соответствии с которым ООО "Комплексное благоустройство территорий" предписано в срок до 02 февраля 2021 г. провести очистку лесосеки от порубочных остатков на площади 6,1 га в квартале 28 выделе 3 Шараповского участкового лесничества Звенигородского филиала ГКУ МО "Мособллес" и привести вышеуказанной лесной участок в состояние, пригодное в дальнейшем для ведения лесного хозяйства.
На основании заявления общества о продлении срока исполнения предписания в связи с неблагоприятными погодными условиями государственным лесным инспектором Московской области вынесено определение от 02 февраля 2021 г. N 06-395/2020 о продлении срока исполнения предписания до 31 марта 2021 г.
Указанное предписание ООО "Комплексное благоустройство территорий" не было исполнено и в судебном порядке не обжаловано.
Постановлением Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области от 16 марта 2021 г. N 06-395/2020 ООО "Комплексное благоустройство территорий" признано виновным в совершении административного правонарушения в области нарушения правил использования лесов, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, выразившегося в нарушении правил заготовки древесины, с назначением административного штрафа в размере 75 000 руб.
В связи с неисполнением обществом ранее выданного предписания, 01 апреля 2021 г. Комитетом лесного хозяйства Московской области в лице ГКУ МО "Мособллес" (Звенигородский филиал) в отношении ООО "Комплексное благоустройство территорий" был составлен протокол об административном правонарушении N 06-090/2021 по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Ссылаясь на неисполнение обществом требований предписания, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "Комплексное благоустройство территорий" об обязании произвести очистку лесосеки от порубочных остатков на площади 6,1 га, в квартале 28 выделе 3 Шараповского участкового лесничества Звенигородского филиала ГКУ МО "Мособллес".
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2021 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая соблюдение порядка проведения осмотра лесного участка.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседание суда кассационной инстанции Комитет лесного хозяйства Московской области поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ООО "Комплексное благоустройство территорий" в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Комитета лесного хозяйства Московской области, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с заготовкой древесины (статья 16.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Технологический процесс заготовки древесины включает в себя несколько связанных между собой этапов, включая непосредственно работы по валке лесных насаждений, их трелевке до погрузочных площадок и очистке мест-рубок от порубочных остатков; завершается заготовка древесины вывозом заготовленной древесины из леса и последующей доочисткой лесосек (раздел IV приложения N 1 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 367 "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки" (далее - Приказ N 367).
Порядок осмотра лесосеки утвержден Приказом N 367 (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка осмотр лесосек проводится в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного пользования), договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ.
Пунктом 3 Порядка установлено, что лицо, осуществляющее осмотр лесосек, за 10 дней до проведения осмотра лесосек обязано предупредить лицо, осуществляющее лесосечные работы, о дате и времени проведения осмотра лесосек.
Извещение о проведении осмотра лесосек направляется способом, обеспечивающим подтверждение его получения (заказное письмо, факс, электронная почта).
При неявке лица, осуществляющего лесосечные работы, или его представителя осмотр лесосек проводится без его участия.
По результатам осмотра лесосеки составляется акт осмотра лесосеки в соответствии с формой согласно приложению 3 к настоящему приказу в двух экземплярах. Один экземпляр акта осмотра лесосеки, подписанный обеими сторонами, хранится у лица, осуществляющего лесосечные работы, второй - у лица, осуществляющего осмотр лесосеки (пункт 11 Порядка).
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали на нарушение порядка осмотра лесосек, на которых осуществлены лесосечные работы, в связи с чем положенные в основу заявленных требований доказательства (акты осмотра) не могут считаться допустимыми.
Судами установлено, что осмотр лесного участка проводился административным органом в отсутствие извещения общества о его проведении.
Доказательства, подтверждающие факт ненадлежащего исполнения обществом своих обязательств по государственному контракту от 15 июня 2020 г. N 0148200004920000107, заключенного между Комитетом лесного хозяйства Московской области (заказчик) и ООО "Комплексное благоустройство территорий" (подрядчик), на выполнение комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий в границах Звенигородского лесничества Московской области, а именно очистки лесосеки от порубочных остатков на площади 6,1 га, в квартале 28 выделе 3 Шараповского участкового лесничества Звенигородского филиала ГКУ МО "Мособллес", административным органом не представлено.
Судами также принято во внимание, что предполагаемое истцом нарушение прав связано с неисполнением ответчиком договорного обязательства.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2021 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2021 г. по делу N А41-30101/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Технологический процесс заготовки древесины включает в себя несколько связанных между собой этапов, включая непосредственно работы по валке лесных насаждений, их трелевке до погрузочных площадок и очистке мест-рубок от порубочных остатков; завершается заготовка древесины вывозом заготовленной древесины из леса и последующей доочисткой лесосек (раздел IV приложения N 1 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 367 "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки" (далее - Приказ N 367).
Порядок осмотра лесосеки утвержден Приказом N 367 (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка осмотр лесосек проводится в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного пользования), договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 февраля 2022 г. N Ф05-278/22 по делу N А41-30101/2021