г. Москва |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А40-15674/21-120-100 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) конкурсного управляющего ООО "Риал" Сичевого К.М.: Архипова И.Н. (дов. от 30.12.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка: Рябова А.В. (дов. N 161 от 24.12.2021 г.), Сафроновой Е.Н. (дов. N 164 от 24.12.2021 г.);
от УФНС России по КБР: Чистяковой Ю.А. (дов. N 26-16/00160 от 18.01.2022 г.)
рассмотрев 14 февраля 2022 г. в судебном заседании кассационные жалобы конкурсного управляющего ООО "Риал" Сичевого К.М. и УФНС России по КБР, поданную в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27 мая 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2021 г.,
по делу N А40-15674/21-120-100
по заявлению конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Риал" Сичевого Константина Михайловича
к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ: решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17 июня 2020 г. по делу N А20-2704/2018 общество с ограниченной ответственностью "Риал" (далее - ООО "Риал", общество, заявитель, должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура банкротства - конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-2704/2018 от 19 августа 2020 г. конкурсным управляющим ООО "Риал" утвержден Сичевой Константин Михайлович (далее - конкурсный управляющий Сичевой К.М.).
ООО "Риал" имело лицензию на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья, из головной фракции этилового спирта), в том числе денатурированного, головной фракции этилового спирта N 07ПСЭ0008228, сроком действия от 14 ноября 2018 г. до 13 ноября 2023 г.
С 20 августа 2020 г. по заявлению общества прекращено действие лицензии на производство, хранение и реализацию спирта на основании статьи 20 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Конкурсным управляющим проведена инвентаризация имущества должника (сведения о результатах инвентаризации опубликованы на ЕФРСБ - сообщение N 5481184 от 15 сентября 2020 г.).
По результатам инвентаризации имущества (инвентаризационная опись спирта и спиртовых продуктов от 11 сентября 2020 г.) в конкурсную массу должника включены остатки произведенного должником спирта в совокупном объеме свыше 1,2 миллиона дал.
Алкогольная продукция включена конкурсным управляющим в конкурсную массу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ в связи с досрочным прекращением действия лицензии N 07ПСЭ0008228 от 14 ноября 2018 г. на основании поручения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование) от 21 августа 2020 г. N 12545/10-03 и приказа заместителя руководителя Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО) от 24 августа 2020 г. N 618 "О проведении снятия остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирования оборудования и коммуникаций" МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО произвело снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях исключения производства и реализации этилового спирта и спиртосодержащей продукции ООО "Риал".
Из акта МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО от 24 августа 2020 г. N у8-а473/10 следует, что на момент снятия остатков и пломбирования оборудования установлено 1 278 153,30 дал продукции, из них:
- по виду продукции "020" - "Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья" - в общем объеме 1 197 286,13 дал;
- по виду продукции "031" - "Высшая очистка", крепостью 96% в общем объеме - 60 796,70 дал;
- по виду продукции "070" - "Спирт этиловый денатурированный из пищевого сырья" крепостью 96% в общем объеме - 155,16 дал;
- по виду продукции "090" - "Фракция головная этилового спирта", крепостью 92% в общем объеме - 19 915,31 дал.
С целью исполнения требований законодательства конкурсный управляющий ООО "Риал" Сичевой К.М. обратился в Росалкогольрегулирование с запросами о разъяснении порядка реализации имущества должника в процедуре конкурсного производства, а также с заявлением о продлении сроков реализации и хранения остатков спирта (исх. N 74 от 22 декабря 2020 г.).
Росалкогольрегулирование письмами от 27 ноября 2020 г. N 17579/10-02, от 04 декабря 2020 г. N 17989/10-02, от 12 января 2021 г. N 96/10-03 сообщило, что продление срока хранения и реализации остатков этилового спирта законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, конкурсный управляющий ООО "Риал" Сичевой К.М. обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Росалкогольрегулированию о признании незаконным отказа в продлении сроков хранения и реализации остатков этилового спирта, включенного в конкурсную массу ООО "Риал", содержащегося в письме N 96/10-03 от 12 января 2021 г., и обязании Росалкогольрегулирование продлить сроки хранения и реализации остатков спирта ООО "Риал", включенных в конкурсную массу должника, в количестве, установленном в инвентаризационной описи спирта и спиртовых продуктов от 11 сентября 2020 г., на срок до окончания их фактической реализации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 мая 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе конкурсный управляющий ООО "Риал" Сичевой К.М. просит об отмене принятых судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношение, поскольку оспариваемое решение приводит фактически к невозможности реализации актива должника и получения денежных средств для расчетов с кредиторами, работниками и уполномоченным органом, что причиняет вред должнику и его кредиторам, является прямым нарушением их прав и законных интересов, в противном случае ликвидный актив должника в виде 1,2 миллиона дал спирта, произведенного с соблюдением технологического процесса в период действия лицензии, будет исключен из конкурсной массы и уничтожен.
Управлением Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской республике (далее - Управление ФНС по КБР) подана кассационная жалоба в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в которой указывается на то, что ФНС России является как "реестровым" кредитором ООО "Риал", так и кредитором по текущим обязательным платежам, общий размер задолженности ООО "Риал" перед бюджетом Российской Федерации составляет 14,7 млрд.рублей, в том числе по текущим обязательным платежам - 10,6 млрд.рублей, а основным источником погашения задолженности ООО "Риал" перед бюджетом Российской Федерации является спирт, включенный в конкурсную массу ООО "Риал".
В отзыве на кассационную жалобу Управления ФНС по КБР конкурсный управляющий ООО "Риал" Сичевой К.М. просит кассационную жалобу удовлетворить частично.
Отзывы на кассационные жалобы от Росалкогольрегулирования не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления ФНС по КБР поддержал доводы своей кассационной жалобы. Представитель конкурсного управляющего ООО "Риал" Сичевого К.М. поддержал доводы своей кассационной жалобы, согласился с доводами кассационной жалобы Управления ФНС по КБР. Представитель Росалкогольрегулирования согласился с доводами кассационной жалобы Управления ФНС по КБР, не согласился с доводами заявителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, а также представителя Управления ФНС по КБР, суд кассационной инстанции полагает, что производство по кассационной жалобе Управления ФНС по КБР, поданной в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит прекращению, а обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Согласно статье 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право кассационного обжалования судебного акта имеют лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных названным Кодексом.
В соответствии со статьей 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, не участвовавшие в деле, могут обжаловать принятые по делу судебные акты только в случае, если судебные акты приняты о правах и обязанностях таких лиц.
Для возникновения права на обжалование судебных актов у лиц, не привлеченных к участию в деле, необходимо, чтобы оспариваемые судебные акты не просто затрагивали права и обязанности этих лиц, а были приняты непосредственно о правах и обязанностях этих лиц.
Обращаясь с кассационной жалобой, Управления ФНС по КБР указывает на несогласие с выводами судов, считая себя заинтересованным лицом, поскольку ФНС России является как "реестровым" кредитором ООО "Риал", так и кредитором по текущим обязательным платежам, общий размер задолженности ООО "Риал" перед бюджетом Российской Федерации составляет 14,7 млрд.рублей, в том числе по текущим обязательным платежам - 10,6 млрд.рублей, а основным источником погашения задолженности ООО "Риал" перед бюджетом Российской Федерации является спирт, включенный в конкурсную массу ООО "Риал".
Приведенные доводы подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о том, что обжалуемые судебные акты приняты непосредственно о правах и обязанностях Управления ФНС по КБР.
Каких-либо выводов относительно прав и обязанностей Управления ФНС по КБР в обжалуемых судебных актах не содержится.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что Управление ФНС по КБР не может быть отнесено к лицам, указанным в статье 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и, следовательно, не имеет права на кассационное обжалование решения Арбитражного суда города Москвы от 27 мая 2021 г. и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2021 г., принятых по настоящему делу.
Поскольку указанные обстоятельства установлены судом кассационной инстанции после принятия кассационной жалобы к производству, производство по жалобе Управления ФНС по КБР подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действий закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности оспариваемого решения, поскольку право на реализацию остатков произведенного этилового спирта у ООО "Риал" отсутствует; законодателем не предусмотрен порядок продления срока хранения и реализации остатков произведенного этилового спирта.
Между тем, судами не учтено следующее.
Алкогольная продукция в совокупном объеме свыше 1,2 миллиона дал включена конкурсным управляющим в конкурсную массу. За счет средств, полученных от реализации данной продукции, должны происходить расчеты с кредиторами должника.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 126 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) при открытии конкурсного производства независимо от того, утверждается ли конкурсный управляющий, должник лишается права распоряжаться своим имуществом, включенным в конкурсную массу.
Формирование конкурсной массы, реализация имущества несостоятельного должника, распределение денежных средств между кредиторами осуществляется по правилам, предусмотренным Законом о банкротстве.
Продажа имущества должника производится по правилам статей 110, 111, 139 Закона о банкротстве.
Согласно пункту 4 статьи 110 Закона о банкротстве алкогольная продукция, как ограниченно оборотоспособное имущество реализуется на закрытых торгах в форме аукциона, проводимого в электронной форме, закрытого по составу участников, с открытой формой представления предложений о цене. В указанных закрытых торгах имеют право принимать участие только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу.
Специфика правового регулирования деятельности должника - банкрота не позволила конкурсному управляющему соблюсти требования пункта 5 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ, что послужило основанием для обращения в Росалкогольрегулирование с соответствующим заявлением.
Делая вывод о том, что момент прекращения у лицензиата разрешения на осуществление вида деятельности не является для него неожиданным, и, действуя добросовестно и осмотрительно, лицензиат вполне способен избежать ситуации, вызванной наличием на складе остатков этилового спирта на момент прекращения действия лицензии, суды не учли положения Закона о банкротстве.
При этом продукция произведена при наличии действующей лицензии и включена в конкурсную массу должника в пределах двухмесячного срока, установленного пунктом 5 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ.
Суды также не учли, что в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2020 г. N 22-П изложена правовая позиция относительно применения положений пункта 1 статьи 193 и пункта 4 статьи 195 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пункта 5 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ, а не положений Закона о банкротстве.
Принимая во внимание, что отказ в продлении сроков хранения и реализации остатков алкогольной продукции препятствует удовлетворению требований кредиторов и исполнению обязанности по уплате обязательных платежей, суд кассационной инстанции полагает, что у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При этом отсутствие правового регулирования в подобной ситуации не могло служить основанием к принятию решения, по поводу которого возник спор, поскольку препятствует обществу (должнику) удовлетворить требования кредиторов и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, данный отказ не защищает экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Учитывая, что продукция ООО "Риал" была произведена при наличии действующей лицензии, продление сроков на ее хранение и реализацию не противоречит целям законодательного регулирования оборота алкогольной продукции.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты при неправильном применении норм материального права.
Учитывая, что дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 150, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по кассационной жалобе УФНС России по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда города Москвы от 27 мая 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2021 г. по делу N А40-15674/21-120-100.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 мая 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2021 г. по делу N А40-15674/21-120-100 отменить.
Признать незаконным отказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в продлении сроков хранения и реализации остатков этилового спирта, включенных в конкурсную массу ООО "Риал" (ОГРН 1100716000549; ИНН 0716008561, адрес: 361044, Кабардино-Балкарская Республика, г. Прохладный, ул. Промышленная, 60), содержащийся в письме N 96/10-03 от 12 января 2021 г.
Обязать Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка продлить сроки хранения и реализации остатков спирта ООО "Риал", включенных в конкурсную массу должника, в количестве, установленном в инвентаризационной описи спирта и спиртовых продуктов от 11 сентября 2020 г., на срок до окончания их фактической реализации.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.