г. Москва |
|
24 февраля 2022 г. |
Дело N А40-101599/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.02.2022.
Полный текст постановления изготовлен 24.02.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Кузнецова В.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - публичного акционерного общества "КуйбышевАзот" - Игнатьевой И.Е. (представителя по доверенности от 18.10.2021),
от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации - Берулина А.Н. (представителя по доверенности от 17.12.2021),
от Федерального казначейства - Савастлеева А.А. (представителя по доверенности от 06.12.2021),
рассмотрев 16.02.2022 в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "КуйбышевАзот"
на решение от 05.08.2021
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 28.10.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-101599/2021
по заявлению публичного акционерного общества "КуйбышевАзот"
к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации
об оспаривании требования,
третье лицо: Федеральное казначейство,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "КуйбышевАзот" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (далее - министерство), в котором просило признать недействительным и не подлежащим исполнению требование от 21.01.2021 N 3181/03 о возврате представленных средств субсидии в размере 4 095 635,39 рублей.
В качестве третьего лица в деле участвует Федеральное казначейство (далее - казначейство).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.08.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В отзыве на кассационную жалобу министерство возражает против ее удовлетворения и просит оставить принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представители министерства и казначейства возражали против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества, министерства, казначейства, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 496 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции (далее - Правила).
Министерство и общество (получатель) 21.12.2019 заключили соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции N 020-11-2019-1344.
Согласно пункту 1.1.1 соглашения министерство предоставляет получателю в порядке и на условиях соглашения и Правил субсидии в целях возмещения затрат получателя, указанных в приложении N 2 к соглашению, связанных с транспортировкой продукции, включенной в перечень продукции для целей реализации государственной поддержки организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, утвержденный министерством (за исключением продукции, для целей поддержки производства и реализации которой допускается предоставление исключительно инвестиционного финансирования), понесенных в период с 01.10.2018 по 31.08.2019 (с 01.07.2018 по 31.08.2019 - для продукции отрасли автомобилестроения), в размере, указанном в пункте 2.1 соглашения, определенном в соответствии с пунктом 5 Правил.
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения министерством была перечислена получателю субсидия в размере 195 987 113,50 рублей.
Казначейством в период с 29.09.2020 по 19.10.2020 в отношении министерства проведена внеплановая проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета в рамках механизма государственной поддержки российских организаций промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции в рамках подпрограммы "Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологической продукции в гражданских отраслях промышленности" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" за 2017-2019 годы.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Правил (в редакции от 18.09.2018) субсидия предоставляется при условии, что транспортировка и отгрузка продукции осуществлялись (от пунктов отправления, расположенных на территории Российской Федерации, до конечного пункта назначения) одним или несколькими видами транспорта, указанными в подпункте "г" пункта 3, для предоставления субсидии в 2019 году - с 01.10.2018 по 31.08.2019 (с 01.07.2018 по 31.08.2019 для продукции отрасли автомобилестроения).
По итогам проверки казначейством были составлены акт внеплановой выездной проверки от 20.10.2020 и представление от 15.12.2020 N 18-03-01/26118, в которых выявлено, что в нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), подпункта "д" пункта 3 Правил, пункта 1.1.1 соглашения в 2019 году министерством предоставлена субсидия обществу на компенсацию части затрат на транспортировку продукции от пунктов отправления, расположенных на территории Российской Федерации (август 2019 года), до конечного пункта назначения (сентябрь 2019 года) - позже периода, предусмотренного Правилами (с 01.10.2018 по 31.08.2019), что привело к неправомерному предоставлению субсидии в сумме 4 095 635,39 рублей.
Согласно пункту 4.1.5 соглашения министерство обязуется в случае установления министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(-ах) нарушения получателем порядка, целей или условий предоставления субсидии, предусмотренных Правилами и соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с соглашением, недостоверных сведений, направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в федеральный бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
В силу пункта 5.1 соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.2.1 соглашения и пунктом 38 Правил в случае установления по итогам проверок, проведенных министерством и (или) органами государственного финансового контроля, факта нарушения целей, условий и порядка предоставления субсидии, а также факта представления недостоверной информации средства субсидии в размере выявленных нарушений подлежат возврату получателем в доход федерального бюджета: на основании требования министерства не позднее 3-го рабочего дня со дня получения получателем указанного требования; на основании представления и (или) предписания органа государственного финансового контроля - в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5.2.2 соглашения и пункта 39 Правил в случае, указанном в пункте 5.2.1 соглашения, получатель одновременно с возвратом соответствующих средств субсидии в доход федерального бюджета уплачивает штраф в размере выявленных нарушений в соответствии с пунктом 5.2.1 соглашения.
Письмом от 21.01.2021 N 3181/03 министерство направило обществу требование о возврате субсидии в размере 4 095 635,39 рублей и уплате штрафа в размере выявленного нарушения.
Общество отказалось удовлетворять данное требование и оспорило его в судебном порядке.
По мнению общества, фактически полученная субсидия по соглашению о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции от 21.12.2019 N 020-11-2019-1344 в размере 4 095 635,39 рублей соответствует Правилам, обществом были соблюдены все условия, цели и порядок получения субсидии.
Признавая заявление общества не подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций установили, что, как следует представленных в материалы дела доказательств, в нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, подпункта "д" пункта 3 Правил, пункта 1.11 соглашения в 2019 году министерством необоснованно предоставлена обществу субсидия в сумме 4 095 635,39 рублей на компенсацию части затрат на транспортировку продукции от пунктов отправления, расположенных на территории Российской Федерации на август 2019 года, до конечного пункта назначения - сентябрь 2019 года, и с учетом этого признали законным оспариваемое требование министерства.
Вопреки мнению общества, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов сторон спора, и на правильном применении норм БК РФ, Правил, условий соглашения с учетом таких обстоятельств.
Из доводов кассационной жалобы общества, материалов дела оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.08.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021 по делу N А40-101599/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По итогам проверки казначейством были составлены акт внеплановой выездной проверки от 20.10.2020 и представление от 15.12.2020 N 18-03-01/26118, в которых выявлено, что в нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), подпункта "д" пункта 3 Правил, пункта 1.1.1 соглашения в 2019 году министерством предоставлена субсидия обществу на компенсацию части затрат на транспортировку продукции от пунктов отправления, расположенных на территории Российской Федерации (август 2019 года), до конечного пункта назначения (сентябрь 2019 года) - позже периода, предусмотренного Правилами (с 01.10.2018 по 31.08.2019), что привело к неправомерному предоставлению субсидии в сумме 4 095 635,39 рублей.
...
Признавая заявление общества не подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций установили, что, как следует представленных в материалы дела доказательств, в нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, подпункта "д" пункта 3 Правил, пункта 1.11 соглашения в 2019 году министерством необоснованно предоставлена обществу субсидия в сумме 4 095 635,39 рублей на компенсацию части затрат на транспортировку продукции от пунктов отправления, расположенных на территории Российской Федерации на август 2019 года, до конечного пункта назначения - сентябрь 2019 года, и с учетом этого признали законным оспариваемое требование министерства."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 февраля 2022 г. N Ф05-169/22 по делу N А40-101599/2021