г. Москва |
|
19 января 2024 г. |
Дело N А41-66478/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2024.
Полный текст постановления изготовлен 19.01.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от АО "ЗО "Космодемьянская": Аксенова О.А. по доверенности от 19.01.2023, паспорту;
от Администрации Рузского городского округа Московской области: Геймор Э.Н. по доверенности от 27.11.2023, диплом.
от Рындина А.Н.: не явился, извещён; от Ялозе Т.Б.: не явился, извещён;
от Сазонова А.В.: не явился, извещён; от Сазоновой М.А.: не явился, извещён;
от Костенко О.В.: не явился, извещён; от Сарновой Л.В.: не явился, извещён;
от Евменова А.В.: не явился, извещён; от Головкина А.В.: не явился, извещён;
от Успенской В.М.: не явился, извещён; от Грищук Л.Е.: не явился, извещён;
от Ходотович Л.С.: не явился, извещён; от Протасовой Е.Н.: не явился, извещён;
от Бородач С.А.: не явился, извещён; от Чулиной Т.А.: не явился, извещён;
от Ходотович И.С.: не явился, извещён; от Алещенко А.Ю.: не явился, извещён;
от Базилевского Н.Н.: не явился, извещён;
от СНТ "УАТ - 1": не явился, извещён;
от ООО "Региональная телекоммуникационная компания": не явился, извещён;
от Росимущества: не явился, извещён;
от СНТ "Дубрава": не явился, извещён;
от МКУ "Похоронное дело": не явился, извещён;
от Росавтодора: не явился, извещён;
от Рослесхоза: Скрипка А.В. по доверенности от 26.09.2023, диплом.
от ГК "Автодор" не явился, извещён;
от АО "Жилсервис": не явился, извещён;
от ПАО "Россети Московский регион": не явился, извещён;
от ТУ Росимущества в Московской области: не явился, извещён;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явился, извещён;
от Управления Росреестра по Московской области: не явился, извещён;
от ФГКУ "ЦТУИО" Министерства обороны: Смирнова В.Ю. по доверенности от 20.12.2023, диплом.
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области: не явился, извещён;
от Лопатиной В.С.: не явился, извещён; от Лопатиной Е.П.: не явился, извещён;
от АО "Первая башенная компания": не явился, извещён,;
рассмотрев 18.01.2024 в судебном заседании кассационные жалобы Рослесхоза и Администрации Рузского городского округа Московской области
на решение от 13.07.2023 Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 12.10.2023 Десятого апелляционного арбитражного суда
по делу N А41-66478/2021
по заявлению АО "ЗО "Космодемьянская"
к Администрации Рузского городского округа Московской области, Рындину А.Н., Ялозе Т.Б., Сазонову А.В., Сазоновой М.А., Костенко О.В., Сарновой Л.В., Евменову А.В., Головкину А.В., Успенской В.М., Грищук Л.Е., Ходотович Л.С., Протасовой Е.Н., Бородач С.А., Чулиной Т.А., Ходотович И.С., Алещенко А.Ю., Базилевскому Н.Н., СНТ "УАТ - 1", ООО "Региональная телекоммуникационная компания", Росимуществу, СНТ "Дубрава", МКУ "Похоронное дело", Росавтодору, Рослесхозу, ГК "Автодор", АО "Жилсервис", ПАО "Россети Московский регион", ТУ Росимущества в Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области,
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, ФГКУ "ЦТУИО" Министерства обороны, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области, Лопатина В.С., Лопатина Е.П., АО "Первая башенная компания",
о признании,
УСТАНОВИЛ:
АО "ЗО "Космодемьянская" (далее - общество) обратилось Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации Рузского городского округа Московской области, ИП Щуровскому А.В., Рындину А.Н., Ялозе Т.Б., Сазонову А.В., Сазоновой М.А., Костенко О.В., Сарновой Л.В., Евменову А.В., Головкину А.В., Успенской В.М., Грищук Л.Е., Ходотович Л.С., Протасовой Е.Н., Бородач С.А., Чулиной Т.А., Ходотович И.С., Алещенко А.Ю., Базилевскому Н.Н., СНТ "УАТ - 1", ООО "Региональная телекоммуникационная компания", Росимуществу, СНТ "Дубрава", МКУ "Похоронное дело", Росавтодору, Рослесхозу, ГК "Автодор", АО "Жилсервис", ПАО "Россети Московский регион", ТУ Росимущества в Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области с требованиями, исходя из принятых судом уточнений, о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:21246 площадью 48509893 кв. м в границах согласно каталогу координат, о внесении сведений в ЕГРН о собственнике земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:21246.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Московской области, ФГКУ "ЦТУИО" Министерства обороны, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области, Лопатина В.С., Лопатина Е.П., АО "Первая башенная компания".
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.07.2023, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2022 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах Рослесхоз и Администрация Рузского городского округа Московской области просят отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представители Рослесхоза и Администрации Рузского городского округа Московской области поддержали доводы и требования своих кассационных жалоб, представитель общества возражал против удовлетворения кассационных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела), представитель ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России оставил вопрос на усмотрение суда.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, отзыва на них, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что АО "ЗО "Космодемьянская" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:59, находящийся в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Московская область, Рузский район, земли ОАО "АПК Космодемьянский", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.11.2011 серия 50-АГ N 068454.
В целях образования многоконтурного земельного участка (количество контуров - 81) путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:59 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, земли ОАО "АПК Космодемьянский", по заказу АО "Земельное общество "Космодемьянская" проведены кадастровые работы, в результате которых подготовлен межевой план земельного участка.
ЗАО "ЗО "Космодемьянская" обратилось в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области с заявлением от 27.12.2013 N 50-0-1214/3002/2013-8984 о постановке на государственный кадастровый учет образованного объекта недвижимости. Орган кадастрового учета принял решение от 13.01.2013 N МО-14/РКФ- 11179 о приостановлении осуществления кадастрового учета, указав в качестве основания для приостановления наличия пересечений с земельными участками.
Заявитель представил в орган кадастрового учета доработанный межевой план в электронной форме на электронном носителе (межевой план на CD-диске, оформленный в виде XML-файла и заверенный усиленной подписью кадастрового инженера от 28.01.2014), о чем в заявлении от 29.01.2014 N 50-0-1-214/3002/2013-8984 имеется отметка "доп 3002/2014-728".
По результатам рассмотрения уточненного межевого плана орган кадастрового учета принял решение от 31.01.2014 N МО-14/РКФ-53187 об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета. В качестве основания кадастровой палатой указано: при сопоставлении сведений предоставленного межевого плана со сведениями ГКН выявлено пересечение с границей земельного участка, сведения о котором отражены в межевом плане, подготовленном в результате уточнения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:19:0060132:71, кадастровым инженером Ватлиным А.М. (квалификационный аттестат N 50-11-515).
ЗАО "ЗО "Космодемьянская" представил в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области межевой план на CD-диске, оформленный в виде XML-файла и заверенный усиленной подписью кадастрового инженера от 28.01.2014, о чем в заявлении от 25.02.2014 N 50-0-1-214/3002/2013-8984 имеется отметка "1778". В свою очередь, орган кадастрового учета принял решение от 28.02.2014 N МО- 14/РКФ-117183 об отказе в снятии приостановления.
Не согласившись с вынесенными решениями об отказе в снятии приостановления кадастрового учета, ЗАО "ЗО "Космодемьянская" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области с требованиями о признании незаконным решения и об обязании поставить на кадастровый учет многоконтурный земельный участок
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.11.2015 по делу N А41-34079/15 в удовлетворении заявленных требований ЗАО "ЗО "Космодемьянская" отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2016 по делу N А41-34079/15, решение Арбитражного суда Московской области от 12.11.2015 отменено. Требования ЗАО "ЗО "Космодемьянская" удовлетворены. Признано незаконным решение от 31.01.2014 N МО-14/РКФ-53187 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета объекта недвижимости по заявлению N 50-0-1-214/3002/2013-8984, принятому 27.12.2013. Признано незаконным решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области от 28.02.2014 N МО-14/РКФ-117183 об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета объекта недвижимости по заявлению N 50-0-1-214/3002/2013-8984, принятому 27.12.2013. Суд обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области поставить на кадастровый учет многоконтурный земельный участок (количество контуров - 81), образуемый путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:59 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, земли ОАО "АПК Космодемьянский", в отношении которого было подано заявление от 27.12.2013 N 50-0-1-214/3002/2013-8984 и межевой план, заверенный усиленной подписью кадастрового инженера от 28.01.2014, принятый ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра в лице филиала по Московской области 25.02.2014.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21.06.2016 по делу N А41-34079/2015 решение Арбитражного суда Московской области от 25.11.2015 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2016 отменены, в удовлетворении требований ЗАО "ЗО "Космодемьянская" отказано.
Между тем, на основании судебного акта арбитражного суда апелляционной инстанции по делу N А41-34079/15 выдан исполнительный лист 16.05.2016, в соответствии с которым на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:21246, выделенный из земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:59 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, о чем выдан кадастровый паспорт земельного участка от 04.04.2016 N МО-16/ЗВ-842586.
Определением Арбитражного суда Московской области от 30.09.2016 по делу N А41-34079/15, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2017, отказано в удовлетворении заявления ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области о повороте судебного акта.
Выписками из ЕГРН от 27.04.2021, от 13.06.2021 N КУВИ-002/2021-71467921 подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:21246 образован в результате преобразования земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:59. Граница земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:21246 состоит из 81 контура, местоположение границ установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
При этом сведения о правообладателе земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:21246 в ЕГРН отсутствуют.
При этом из выписки из ЕГРН следует, что с момента постановки на кадастровый учет земельного участка (04.04.2016) фактические площадь и местоположения границ изменились в связи с формированием и постановкой на кадастровый учет смежных земельных участков.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались следующим.
Способы судебной защиты лицом своих нарушенных или оспариваемых прав определены в статье 12 ГК РФ, согласно которой в тех случаях, когда для защиты того или иного права закон предусматривает определенные способы защиты, лицо, считающее свое право нарушенным, может воспользоваться только предусмотренным законом способом.
Избранный заявителем способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
По смыслу разъяснений, данных в пунктах 2, 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество. Требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка (иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права или обременения), должно рассматриваться в исковом порядке.
При этом иск об установлении границ земельного участка представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границ земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Результатом разрешения судом требования об установлении границ земельного участка является установление границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, если судом будет установлено, что истец обладает данным земельным участком на законном праве; границ смежного земельного участка, принадлежащего ответчику.
В силу части 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2017, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Исходя из анализа положений части 1 статьи 43, пункта 31 части 1 статьи 26, частей 8, 10 статьи 22, части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случаях: отсутствия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки о местоположении границ земельного участка; по решению суда.
Необходимым для кадастрового учета земельного участка (в связи с уточнением местоположения его границ) документом является межевой план, представляющий собой результат кадастровых работ (статья 22 Закона N 218-ФЗ).
В силу пунктов 8, 9, 10, 11 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Определением Арбитражного суда Московской области от 30.08.2022 по настоящему делу назначена экспертиза, применение которой поручено ООО "АВС", экспертам Коростылеву А.С., Герасимову С.Н. Перед экспертами поставлены следующие вопросы:
Определить на основании представленных в дело картографических материалов местоположение границ и площадь земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:59 на момент образования. Отобразить графически.
На основании представленных картографических материалов в дело провести анализ и установить границы и площадь земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:21246 на момент образования. Отобразить графически.
Определить, соответствует ли по сведениям ЕГРН местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:21246 местоположению границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:59 до раздела? Отобразить графически.
Определить с выездом на место, изменились ли фактические площадь и границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:21246 с момента формирования и постановки на кадастровый учет? Имеется ли наложение границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:21246 на смежные земельные участки? Отобразить графически.
Соответствует ли местоположение фактических границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:21246 местоположению границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:59 до раздела? Отобразить графически.
По результатам экспертизы в материалы дела представлено заключение, в котором эксперты пришли к следующим выводам (с учетом письменных пояснений об исправлении технической ошибки в кадастровых номерах земельных участков):
Из выполненного сопоставления следует, что многоконтурный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:59 с точностью представленных картографических материалов соответствует Проекту внутрихозяйственного землеустройства (Рис. 2) и местоположению на карте МосНИиПИ землеустройства от 1996 года (Рис. 3). По результатам исследования экспертами определена площадь участка, которая составила 49 985 112 кв. м. В контур многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:59, согласно выписки ЕГРН от 16.01.2006, входят земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0000000:21246 площадью 48810938 кв. м; с кадастровым номером 50:19:0060215:367 площадью 30488 кв. м; с кадастровым номером 50:19:0060215:337 площадью 41945 кв. м; с кадастровым номером 50:19:0060207:60 площадью 20000 кв. м; с кадастровым номером 50:19:0060207:61 площадью 110000 кв. м; с кадастровым номером 50:19:0040601:1096 площадью 6702 кв. м; с кадастровым номером 50:19:0040601:1097 площадью 3118 кв. м; с кадастровым номером 50:19:0040601:745 площадью 2905 кв. м; с кадастровым номером 50:19:0000000:19724 частично площадью 129800 кв. м; с кадастровым номером 50:19:0060208:197 площадью 130 200 кв. м; с кадастровым номером 50:19:0060115:3 площадью 22097 кв. м; с кадастровым номером 50:19:0060105:1 площадью 54278 кв. м; земельный участок, ранее внесенный в ЕГРН с кадастровым номером 50:19:0060105:106, площадью 82000 кв. м, в настоящее время разделен на участки, и измененный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:59 оставшейся площадью 540641 кв. м (внесен в сведения ЕГРН).
На основании представленных в дело картографических материалов экспертами определено местоположение границ и установлена площадь земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:59 на момент образования, которая составила 49 985 112 кв. м. Соответственно, на основании представленных картографических материалов экспертами установлено соответствие границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:21246 данным ЕГРН, а также анализ представленных материалов показал, что границы и площадь земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:21246 не изменились с момента образования. Площадь участка составляет 48810938 кв. м. Граница земельного участка состоит из 81 контуров. Из выполненного сопоставления следует, что земельный участок с КН 50:19:0000000:21246 в полном объеме сформирован из контуров земельного участка с КН 50:19:0000000:59. По результатам выполненного исследования установлено, что местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:21246 соответствуют местоположению границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:59 до раздела.
При ответе на четвертый вопрос экспертами установлено имеющееся наложение границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:21246 на смежные земельные участки, а именно: участок с кадастровым номером 50:19:0000000:614 - площадь наложения 93833,3 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0060203:177 - площадь наложения 313 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0060125:261 - площадь наложения 14632 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0060104:41 - площадь наложения 445 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0060106:27 - площадь наложения 297 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0060215:764 - площадь наложения 2700 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0060227:155 - площадь наложения 144 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0060107:31 - площадь наложения 1 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0060107:125 - площадь наложения 1921 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0060108:13 - площадь наложения 66 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0060117:164 - площадь наложения 14632 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0060125:265 - площадь наложения 10000 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0060203:178 - площадь наложения 327 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0060206:94 - площадь наложения 121 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0060207:84 - площадь наложения 6489 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0060104:154 - площадь наложения 35519 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0040602:607 - площадь наложения 14112 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 50190000000:20059 - площадь наложения 11144 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0040601:1097 - площадь наложения 1221 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0060208:197 - площадь наложения 129785 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0040602:262 - площадь наложения 143 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0060103:42 - площадь наложения 225 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0060110:3 - площадь наложения 831 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0060125:659 - площадь наложения 90 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0060165:2 - площадь наложения 2067 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0060203:63 - площадь наложения 4 кв. м.
Также экспертами представлен каталог координат земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:21246, исключающее наложение на границы смежных земельных участков за счет площади участка с кадастровым номером 50:19:0000000:21246.
Согласно положениям частей 4 и 5 статьи 71 АПК РФ заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами.
Суд оценивает доказательства, в том числе заключение эксперта, исходя из требований частей 1 и 2 статьи 71 Кодекса. При этом по результатам оценки доказательств суду необходимо привести мотивы, по которым он принимает или отвергает имеющиеся в деле доказательства (часть 7 статьи 71, пункт 2 части 4 статьи 170 АПК РФ).
Суды, исследовав заключение, подготовленное ООО "АВС", с позиции статьи 71 АПК РФ, установили, что представленное заключение соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об экспертной деятельности, отвечает критериям относимости, допустимости и достаточности доказательств, в связи с чем суды приняли выводы судебной экспертизы и дополнительной экспертизы в качестве надлежащего доказательства.
Правовые основы проведения судебных экспертиз в арбитражном процессе регулируются положениями АПК РФ и Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 86 АПК РФ в заключении эксперта должны быть отражены, в том числе: содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование; иные сведения в соответствии с федеральным законом.
Требования к содержанию заключения эксперта также установлены статьей 25 Закона N 73-ФЗ, согласно которой в заключении эксперта должны быть отражены, в том числе: содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
В соответствии со статьей 8 Закона N 73-ФЗ эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Суды пришли к выводу о том, что представленное ООО "АВС" экспертное заключение соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности, содержит полные выводы на поставленные вопросы, в исследовательской части содержится мотивированное описание исследования и обоснование выводов, в связи с чем данное заключение отвечает критериям относимости, допустимости и достаточности доказательств.
В судебном заседании суда первой инстанции эксперт дал пояснения относительно проведения экспертизы, пояснил, что экспертная организация обладает необходимым оборудованием для определения местоположения границ участка, состоящего из 81 контура, также пояснил, что ссылки не недействующие нормативные правовые акты вызвано необходимостью ретроспективного исследования установления исходных границ и площади исследуемых земельных участков.
Суды пришли к выводу, что возражения ответчиков по результатам экспертизы являются документально необоснованными, носят предположительный характер.
Суды отметили, что несоблюдение правообладателем требований к надлежащему содержанию территории участка не относится к предмету рассматриваемого спора, права собственника смежного участка подлежат защите в рамках соответствующего способа защиты права.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда.
В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной Инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
В обоснование местоположения границ лесных участков Рослесхоз представил в материалы дела заключение ФГБУ "Рослесинфорг" N 1 от 16.06.2023, подготовленное на основании выкопировок из планшетов лесоустройства.
Суды установили, что указанные документы не содержат сведения о местоположении точек координат границ спорных лесных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 69.1 ЛК РФ и п. 169 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 05.08.2022 N 510, таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Согласно п. 61 Лесоустроительной инструкции каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества.
В силу ст. 69.1 ЛК РФ и п. 202 Лесоустроительной инструкции при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Суды отметили, что заключения ФГБУ "Рослесинфорг" N 1 о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:21246 с землями лесного фонда и не может быть положено в основание решения об удовлетворении требований Рослесхоза, поскольку координаты наложения границ определено при графическом совмещении границ спорных участков с материалами лесоустройства.
Указанные документы сами по себе, без проведения специальных исследований (экспертизы) по установлению границ земель лесного фонда на основании данных документов не свидетельствуют о наличии пересечения границ спорного земельного участка с землями лесного фонда.
Таким образом, выкопировка из планшета лесных участков не является лесоустроительными документами, а таксационное описание относится к таксационным материалам, носящий технический характер.
Суды пришли к выводу, что Рослесхозом не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о пересечении спорных земельных участков с землями лесного фонда.
В силу статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 8 Федерального закона N 218-ФЗ).
Из части 8 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета.
При этом частью 2 статьи 6 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что картографической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее - картографическая основа) является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Сведения о картографической основе размещаются на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
Аналогичные нормы действовали в составе Федерального закона 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Кроме того, в силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельных участков к лесному фонду, также не содержат сведений о местоположении границ лесных участков.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в государственном реестре недвижимости содержится информация о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 N 16576/11, исходя из положений ст. ст. 5, 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земельных участков из одной категории в другую и отнесение земельных участков к определенной категории завершаются государственным кадастровым учетом изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости. Именно данные сведения являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Границы Наро-Фоминского лесничества утверждены приказом Рослесхоза от 11.02.2019 N 178, при этом участок лесного фонда на кадастровый учет не поставлен, границы участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. При этом земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:21246 поставлен на кадастровый учет 04.04.2016, образован из земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:59, поставленного на кадастровый учет 14.04.2004. Следовательно, границы лесничества определены мез учета фактических и кадастровых границ спорного участка.
В заключении Рослесинфорга от 16.06.2023 не имеется сведений, что сопоставление с местоположение границ земель лесного фонда производилось уточненных границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:21246, исключающих наложение на земли лесного фонда в части участка с кадастровым номером 50:19:0000000:614 на площади 93833,3 кв. м.
Кроме того, с 11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ).
Согласно ст. 7 указанного Закона, п. 5 ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Федеральным законом N 280-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости".
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона N 218-ФЗ, границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:21246 поставлен на кадастровый учет 04.04.2016 отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, граница участка установлена, что отражено в графической части выписки из ЕГРН.
Земельный участок выделен из земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:59, который поставлен на кадастровый учет 14.04.2004, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 01.03.2017, право собственности на который зарегистрировано в ЕГРН и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 21.11.2011 (повторное взамен свидетельства: серия 50АЖ N 443254, дата выдачи 20.08.2004).
Из экспертного заключения и сведений, размещенных на Интернет-ресурсе "Публичная кадастровая карта", усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:21246 не покрыт древесно-кустарниковой растительностью, обрабатывается в процессе сельхозпроизводства, находится в фактическом владении истца.
Следовательно, Рослесхозом не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о пересечении спорных земельных участков с землями лесного фонда.
Суды пришли к выводу, что спорный участок подлежит отнесению к землям сельскохозяйственного назначения.
Указанные Рослесхозом документы сами по себе без проведения специальных исследований (экспертизы) по установлению границ земель лесного фонда на основании данных документов не свидетельствуют о наличии пересечения границ спорного земельного участка с землями лесного фонда.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" в силу части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.
Если при рассмотрении дела возникли вопросы, для разъяснения которых требуются специальные знания, и согласно положениям Кодекса экспертиза не может быть назначена по инициативе суда, то при отсутствии ходатайства или согласия на назначение экспертизы со стороны лиц, участвующих в деле, суд разъясняет им возможные последствия незаявления такого ходатайства (отсутствия согласия).
В случае если такое ходатайство не поступило или согласие не было получено, оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 АПК РФ о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 Кодекса).
Судом первой инстанции предлагалось рассмотреть вопрос о производстве по делу дополнительной судебной экспертизы в целях установления наличия пересечений с землями лесного фонда. Данным правом Рослесхоз не воспользовался, в связи с чем несет риск наступления неблагоприятных процессуальных последствий применительно к статье 9 АПК РФ.
Как разъяснено в пунктах 58 и 59 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Суды указали, что данном случае обществом заявлены требования о признании права собственности на земельный участок и о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе такого участка.
Учитывая, что государственная регистрация права собственности общества на принадлежащий ему объект недвижимого имущества не представляется возможной без принятия арбитражным судом решения о признании права собственности истца на указанную недвижимость, то настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности истца на указанный объект недвижимости в установленном законом порядке, в том числе в силу статьи 16 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Следовательно, удовлетворение требования о признании права собственности на земельный участок 50:19:0000000:21246 в уточненных площади и границах влечет возникновение оснований для государственной регистрации права собственности на такой участок, в связи с чем требование о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе такого участка не носит самостоятельного искового характера, действия государственного регистратора в рамках настоящего дела не оспариваются.
Суды пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Доводы кассационных жалоб отклоняются, поскольку свидетельствуют о несогласии с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств и направлены на их переоценку, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Кроме того, суд кассационной инстанции учитывает, что доводы администрации о наличии пересечения спорного участка с территорией кладбища и дороги были предметом исследования в суде первой инстанции, при исследовании доказательств по делу, в том числе заключения судебной экспертизы, данные доводы были судами отклонены с учетом представленных в материалы дела доказательств и установления границ спорного участка именно с учетом исключения из его границ территорий кладбищ и иных объектов, права на которые подтверждены надлежащими документами. В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель администрации не смог пояснить, какая именно автодорога (с указанием соответствующего реестрового номера, иных идентификационных данных соответствующей автодороги) имеет пересечения со спорным участком.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.07.2023 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2023 по делу N А41-66478/2021 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в пунктах 58 и 59 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
...
Учитывая, что государственная регистрация права собственности общества на принадлежащий ему объект недвижимого имущества не представляется возможной без принятия арбитражным судом решения о признании права собственности истца на указанную недвижимость, то настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности истца на указанный объект недвижимости в установленном законом порядке, в том числе в силу статьи 16 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 января 2024 г. N Ф05-32973/23 по делу N А41-66478/2021