город Москва |
|
11 марта 2022 г. |
Дело N А41-75102/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Компания Поланц": Кузнецовой В.В. (дов. N 71 от 27.12.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации Дмитровского городского округа Московской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета по управлению имуществом администрации Дмитровского городского округа Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 10 марта 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Дмитровского городского округа Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 16 июля 2021 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2021 г.,
по делу N А41-75102/20
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания Поланц"
к Администрации Дмитровского городского округа Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации Дмитровского городского округа Московской области
о признании незаконным решения,
третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Компания Поланц" (далее - ООО "Компания Поланц", общество, заявитель) является собственником сооружения - подъездная дорогая и подъездная площадка, общей площадью 2 775 кв.м, с кадастровым номером 50:04:0000000:81365, расположенного по адресу: Московская обл., г. Дмитров, пос. Каналстрой, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРН) 21 июня 2001 г. сделана запись 50:01:04-162001-425.1 (далее - объект).
Вышеуказанный объект расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 50:04:0000000:96647 и 50:04:0011004:360.
Земельный участок с кадастровым номером 50:04:0000000:96647 находится в собственности общества.
03 августа 2020 г. ООО "Компания Поланц" через портал государственных и муниципальных услуг Московской области обратилось в Администрацию Дмитровского городского округа Московской области (далее - Администрация) с заявлением о предоставлении государственной (муниципальной) услуги "Предоставление земельных участков в собственность без проведения торгов" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0011004:360 (номер заявления Р001-9416099035-36947020).
По результатам рассмотрения указанного заявления Администрацией было принято решение от 28 августа 2020 г. N Р001-9416099035-36947020 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов", мотивированное тем, что объект - подъездная дорогая с кадастровым номером 50:04:0000000:81365 не отвечает признакам объекта недвижимого имущества и может размещаться на земельном участке на основании сервитута. Указано также на то, что согласно заключению Управления Главархитектуры Московской области от 12 августа 2020 г. N ГЗ-СМЭВ3-180964111 границы испрашиваемого земельного участка полностью расположены в зоне строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов местного значения (в зоне дороги местного значения).
Считая свои права нарушенными, ООО "Компания Поланц" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Дмитровского городского округа Московской области и Комитету по управлению имуществом администрации Дмитровского городского округа Московской области о признании незаконным решения от 28 августа 2020 г. N Р001-94166099035-36947020 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельного участка в собственность без проведения торгов" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0011004:360, расположенного по адресу: Московская обл., г. Дмитров, ул. Промышленная и обязании подготовить и направить в установленный законом срок в адрес общества проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка по цене, равной 15% от кадастровой стоимости земельного участка (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области.
В рамках настоящего дела судом первой инстанции в соответствии со статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением Арбитражного суда Московской области от 05 апреля 2021 г. была назначена судебная экспертиза, с целью установления факта отнесения подъездной дороги с кадастровым номером 50:04:0000000:81365 к объектам капитального строительства, производство которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория строительно-технических и землеустроительных экспертиз" Бронникову И.В. и Бронникову А.И.
На разрешение экспертов были поставлены следующие вопросы:
1. Исходя из технических характеристик объекта и представленной в материалы дела документации по строительству, определить с выездом на место, отвечает ли объект с кадастровым номером 50:04:0000000:81365 требованиям, предъявляемым к объектам капитального строительства и недвижимого имущества?
2. Определить с выездом на место, возможность использования объекта с кадастровым номером 50:04:0000000:81365 для движения неопределенного круга лиц либо данный объект предназначен для обеспечения доступа к объектам, принадлежащим ООО "Компания Поланц"?
По итогам проведения экспертизы экспертами подготовлено заключение от 17 мая 2021 г., согласно которому объект с кадастровым номером 50:04:0000000:81365 (автомобильная дорога) отвечает требованиям, предъявляемым к объектам капитального строительства и недвижимого имущества (первый вопрос).
По второму вопросу эксперты пояснили, что автомобильная дорога вместе с железнодорожной веткой и территорией предприятия входила в границы земельного участка, переданного МПНАО "Мособлагрохимобъединение", автомобильная дорога с кадастровым номером 50:04:0000000:81365 являлась подъездной дорогой к данному предприятию. Использование объекта с кадастровым номером 50:04:0000000:81365 возможно для доступа на земельные участки с кадастровыми номерами 50:04:0000000:96647, 50:04:0000000:96646 50:04:0011004:384. Для доступа на иные земельные участки автомобильная дорога с кадастровым номером 50:04:0000000:81365 не используется.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 июля 2021 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2021 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Администрации Дмитровского городского округа Московской области от 28 августа 2020 г. N Р001-94166099035-36947020 об отказе предпринимателю в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельного участка в собственность без проведения торгов" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0011004:360, расположенного по адресу: Московская область, г. Дмитров, ул. Промышленная. Суд обязал Комитет по управлению имуществом администрации Дмитровского городского округа Московской области в течение 15 дней с момента вступления в законную силу решения подготовить и направить в адрес ООО "Компания Поланц" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:04:0011004:360 по цене, равной 15% от кадастровой стоимости земельного участка. Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.
В кассационной жалобе Администрация Дмитровского городского округа Московской области просит об отмене принятых по настоящему делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что сооружение - подземная дорога не отвечает признакам объекта недвижимого имущества.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Компания Поланц" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на правильное применение судами норм материального и процессуального права.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "Компания Поланц" с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представители Администрации Дмитровского городского округа Московской области, Комитета по управлению имуществом администрации Дмитровского городского округа Московской области в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ООО "Компания Поланц", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (пункт 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 названного Кодекса.
Из пунктов 1 и 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, без проведения торгов.
Частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, поскольку на испрашиваемом обществом в собственность земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий ему на праве собственности.
При этом судами установлено, что автомобильная дорога с кадастровым номером 50:04:0000000:81365 отвечает требованиям, предъявляемым к объектам капитального строительства и недвижимого имущества, а земельный участок с кадастровым номером 50:04:0011004:360 сформирован на основании акта выбора земельного участка от 10 декабря 2013 г. и постановления Администрации Дмитровского муниципального района Московской области от 31 декабря 2014 г. N 10548-П под размещение подъездной дороги, прошедшей технический учет 14 апреля 1999 г.
Отвод земельного участка первоначальному собственнику дороги произведен на основании решения Исполкома Дмитровского городского Совета депутатов трудящихся Московской области от 18 марта 1975 г. N 130/1.
Судами также указано на отсутствие доказательств нахождения автомобильной дороги с кадастровым номером 50:04:0000000:81365 в зоне строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов местного значения (в зоне дороги местного значения), в связи с отсутствием ее в перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2010 N 405-П, а также в перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.
При этом изначально земельный участок был сформирован на основании решения Исполнительного комитета Дмитровского городского Совета депутатов трудящихся московской области от 18 марта 1975 г. N 130/1 для строительства подъездной дороги и железнодорожной ветки к складскому комплексу МПНАО "Мособлагрохимобъединение".
Судами также приняты во внимание выводы, содержащиеся в экспертном заключении, подготовленном по настоящему делу.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобы, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 июля 2021 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2021 г. по делу N А41-75102/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Дмитровского городского округа Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, без проведения торгов.
Частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 марта 2022 г. N Ф05-1015/22 по делу N А41-75102/2020