г. Москва |
|
21 марта 2022 г. |
Дело N А40-59623/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Гришиной Т.Ю.,
судей Бочаровой Н.Н., Дзюбы Д.И.
при участии в заседании:
от истца - не яв., изв.
от ответчика - Кононова Д.Д., дов. от 20.11.2020 N 207/5/Д/104
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 03 сентября 2021 года,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 18 ноября 2021 года,
в деле по иску РЕГИОНАЛЬНОГО ФОНДА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
к МИНИСТЕРСТВУ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Региональный Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Минобороны России о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов Брянской области в размере 2 774 949 руб. 87 коп. Требования истцом увеличены в порядке ст. 49 АПК РФ и приняты судом к рассмотрению.
Решением от 03.09.2021 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2021 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 03.09.2021 г. оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального права, в связи с чем, просит обжалуемые решение и постановление отменить, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
В судебное заседание суда кассационной инстанции истец не явился, заявлений об участии в онлайн-заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) не направлял, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, информация о процессе своевременно размещена в Картотеке арбитражных дел в сети Интернет, в связи, с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция считает
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, министерству обороны РФ принадлежат помещения в многоквартирных домах, расположенных по адресу: Брянская область, п. Сеща, Военный городок, д. 1 - 12, 14 - 29, включенные в региональную программу "Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Брянской области" (2014 - 2043 годы)", утвержденную постановлением Правительства Брянской области от 30.12.2013 г. N 802-п (в ред. Постановлений Правительства Брянской области от 07.07.2014 г. N 304-п, от 15.09.2014 г. N 436-п, от 24.07.2015 г. N 339-п).
Судом установлено, что в установленные законом сроки собственник не выбрал способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома по указанному адресу, в связи с чем формирование фонда капитального ремонта производится на счете регионального оператора.
В обоснование предъявленных требований истцом указано, что за период с 01.06.2020 по 31.12.2020 у ответчика образовалась задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов в размере 2 774 949 руб. 87 коп.
Поскольку инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования суды, руководствуясь статьями 153, 154, 155, 169, 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 123.22, 209, 210, 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в части суммы долга.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что он является ненадлежащим ответчиком, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и правомерно отклонены в условиях того, что согласно приказу директора Департамента имущественных отношений от 14.07.2020 N 1439 спорные квартиры на праве оперативного управления за ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных интересов" Минобороны России не закреплялись.
Доказательств внесения сведений в ЕГРН, свидетельствующих о закреплении спорных помещений за ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных интересов" Минобороны России, суду не предоставлено.
Кассационной коллегией отмечается, что в соответствии с подпунктом 12.1 пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Минобороны России является главным распорядителем бюджетных средств и несет от имени Российской Федерации субсидиарную ответственность по денежным обязательствам ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных интересов".
Между тем, судебные акты в части взыскания в доход федерального бюджета государственной пошлины по иску в размере 34 875 руб. подлежат отмене исходя из следующего.
Основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, глава 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 21 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" пункта 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
К полномочиям Минобороны России в соответствии с подпунктом 68 пункта 7 Положения отнесено осуществление расквартирования и обустройства войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, организация выполнения работ по инженерным изысканиям, по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также эксплуатация таких объектов.
В соответствии с пунктом 6 названного Положения министерство военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Казенное учреждение создано в целях осуществления содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, участие учреждения в настоящем деле обусловлено осуществлением указанных выше функций государственного органа, и в этом качестве учреждение имеет право на освобождение от уплаты государственной пошлины.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции были допущены нарушения процессуального законодательства в части взыскания государственной пошлины с лица, освобожденного от ее уплаты, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в соответствующей части подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03 сентября 2021 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2021 года по делу N А40-59623/2021 отменить в части взыскания с МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 34 875 руб. В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Гришина |
Судьи |
Н.Н. Бочарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, глава 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 21 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" пункта 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 марта 2022 г. N Ф05-2207/22 по делу N А40-59623/2021