город Москва |
|
30 марта 2022 г. |
Дело N А40-89682/21-130-570 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "ВЭЛДАН": Бачигиной Н.А. (дов. N 1 от 19.01.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Госинспекции по недвижимости: Карташовой Е.Ю. (дов. N ГИН-Д-58078/21 от 29.12.2021 г.);
рассмотрев 24 марта 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО "ВЭЛДАН"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17 августа 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2021 г.,
по делу N А40-89682/21-130-570
по заявлению акционерного общества "ВЭЛДАН"
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 1110-ЗУ/9022052-21 от 10 марта 2021 г.,
УСТАНОВИЛ: 02 февраля 2021 г. инспектором Управления контроля за объектами недвижимости по Северо-восточному административному округу Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости, административный орган) на основании поручения начальника Госинспекции по недвижимости от 02 февраля 2021 г. N 9022052 проведено плановое (рейдовое) обследование территории с адресным ориентиром: г. Москва, Сигнальный проезд, вл. 19.
В ходе проведения обследования административным органом установлено, что по сведениям Информационной системы реестра единых объектов недвижимости (далее - ИС РЕОН) земельный участок с кадастровым номером 77:02:09002:012:43, с адресным ориентиром: г. Москва, Сигнальный проезд, вл. 19, площадью 39 804 кв.м (далее - земельный участок), предоставлен акционерному обществу "ВЭЛДАН" (далее - АО "ВЭЛДАН", общество, заявитель, арендатор) на основании договора аренды земельного участка от 01 февраля 1999 г. N М-02-012914, заключенного с Департаментом городского имущества города Москвы (ранее - Московский земельный комитет (арендодатель) для эксплуатации автокомбината (далее - договор аренды) (статус договора - действующий).
На земельном участке расположен комплекс зданий и сооружений (автокомбинат), в том числе восьмиэтажное здание площадью 4 935,4 кв.м с кадастровым номером 77:02:0009002:1073.
По данным технического учета площадь здания по состоянию на 23 сентября 1997 г. составляла 4 729,5 кв.м, в том числе площадь восьмого этажа - 326,2 кв.м.
По состоянию на 04 августа 2009 г. площадь здания составляла 4 935,4 кв.м, в том числе площадь восьмого этажа составила 577,5 кв.м.
Изменение технико-экономических показателей здания произошло в результате осуществления реконструкции путем возведения межэтажного перекрытия (ранее второй свет) на уровне восьмого этажа площадью 255,4 кв.м (этаж 8, пом. I, комн. N 8 - 20), а также внутренней перепланировки помещений здания.
Согласно свидетельству о внесении в реестр собственности на территории города Москвы, выданного Комитетом по управлению имуществом города Москвы, здание по адресу: г. Москва, Сигнальный проезд, д. 19, стр. 1, площадью 4 429,2 кв.м, принадлежит на праве собственности АО "ВЭЛДАН" (дата регистрации права собственности от 30 марта 1998 г.).
По данным портала Росреестра в государственном кадастре недвижимости учтено восьмиэтажное здание с адресным ориентиром: г. Москва, Сигнальный проезд, д. 19, стр. 1, площадью 4 935,4 кв.м.
Таким образом, объект (межэтажное перекрытие) площадью 255,4 кв.м с адресным ориентиром: г. Москва, Сигнальный проезд, д. 19, стр. 1 возведен на земельном участке, не предоставленном для целей строительства (реконструкции), в отсутствие разрешения на строительство и соответствует признакам незаконно размещенного объекта недвижимости.
Кроме того, по данным портала Росреестра на вышеуказанном земельном участке расположен объект (сооружение) - открытая стоянка автомашин, площадью 7 955 кв.м, с кадастровым номером 77:02:0009002:4099 (без координат границ), принадлежащий на праве собственности АО "ВЭЛДАН" (дата регистрации права собственности от 07 августа 2008 г.).
Между тем, регистрация права собственности на указанный объект, не являющийся объектом недвижимого имущества, не соответствует Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) и нарушает права собственника земельного участка, поскольку существенно ограничивает возможности собственника по распоряжению участком и соответствует признакам незаконно размещенного объекта недвижимости.
На земельных участках с кадастровыми номерами 77:02:09002:012 и 77:02:0009002:37 расположен объект незавершенного строительства - фундамент площадью 1 350 кв.м и на земельных участках с кадастровыми номерами 77:02:09002:012 и 77:02:09002:6 - объект незавершенного строительства - фундамент площадью 850 кв.м.
Указанные объекты на кадастровый и технический учет не поставлены, права на них не оформлены.
Таким образом, объекты незавершенного строительства - фундамент площадью 1 350 кв.м и фундамент площадью 850 кв.м., которые на государственный кадастровый учет не поставлены, имущественные права не оформлены, возведенные на земельном участке, не предоставленном для целей строительства (реконструкции), в отсутствие разрешения на строительство (реконструкцию), подлежат демонтажу в соответствии с Приложением N 3 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
По результатам проверки составлен рапорт о результатах планового (рейдового) обследования от 02 февраля 2021 г. N 9022052, в котором зафиксированы выявленные нарушения и фототаблица.
На основании полученных данных 25 февраля 2021 г. Госинспекцией по недвижимости в отношении АО "ВЭЛДАН" был составлен протокол об административном правонарушении N 9022052, в котором зафиксировано выявленное нарушение.
Постановлением Госинспекции по недвижимости от 10 марта 2021 г. по делу об административном правонарушении N 1110-ЗУ/9022052-21 АО "ВЭЛДАН" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 6.7 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП города Москвы), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 6 860 280,00 руб.
Считая указанное постановление незаконным, АО "ВЭЛДАН" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Госинспекции по недвижимости о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 августа 2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО "ВЭЛДАН" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель АО "ВЭЛДАН" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Госинспекции по недвижимости против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон о землепользовании) в договорах купли-продажи земельных участков, правовых актах Правительства Москвы (уполномоченного им органа) о передаче в собственность земельных участков собственникам зданий, сооружений или обладателям права постоянного (бессрочного) пользования, приобретаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливается запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке (далее - запрет на строительство, реконструкцию).
Запрещается проведение работ по строительству, реконструкции зданий, строений, сооружений, а также размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства, с нарушением требований гражданского, земельного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, а также правовых актов города Москвы, определяющих порядок оформления документов, являющихся основанием для использования земельных участков, и (или) порядок размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства (часть 6 статьи 7 Закона о землепользовании).
В силу части 1 статьи 28 Закона о землепользовании собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их разрешенным использованием, соблюдением экологических, санитарных, градостроительных и иных норм и правил, предусмотренных законодательством.
Действия, связанные с нарушением требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения, установленных законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 6.7 КоАП города Москвы, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях АО "ВЭЛДАН" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы, выразившегося в нарушении требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения, установленных законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно не согласился с выводами административного органа относительно стоянки для автомашин.
Судом указано на то, что в силу пункта 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 1 Закона о государственной регистрации, зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, при этом судебный акт о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности общества на автомобильную стоянку по мотиву того, что данное сооружение не отвечает признакам недвижимого имущества отсутствует, решение вопроса о правомерности регистрации соответствующего права в административном порядке не допускается, а регистрация права собственности на указанное сооружение как на объект недвижимости в ЕГРН сама по себе не свидетельствует о незаконности его создания, тогда как частью 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы установлена ответственность за использование земельного участка с нарушением именно требований и ограничений, связанных со строительством/реконструкцией объекта недвижимости. В данном случае фактов, свидетельствующих о том, что при создании стоянки были нарушены соответствующие ограничения административным органом не установлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов о доказанности факта совершения АО "ВЭЛДАН" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы.
Вина АО "ВЭЛДАН" в совершении административного правонарушения установлена.
Каких-либо нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17 августа 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2021 г. по делу N А40-89682/21-130-570 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "ВЭЛДАН" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом указано на то, что в силу пункта 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 1 Закона о государственной регистрации, зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, при этом судебный акт о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности общества на автомобильную стоянку по мотиву того, что данное сооружение не отвечает признакам недвижимого имущества отсутствует, решение вопроса о правомерности регистрации соответствующего права в административном порядке не допускается, а регистрация права собственности на указанное сооружение как на объект недвижимости в ЕГРН сама по себе не свидетельствует о незаконности его создания, тогда как частью 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы установлена ответственность за использование земельного участка с нарушением именно требований и ограничений, связанных со строительством/реконструкцией объекта недвижимости. В данном случае фактов, свидетельствующих о том, что при создании стоянки были нарушены соответствующие ограничения административным органом не установлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов о доказанности факта совершения АО "ВЭЛДАН" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы.
...
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 марта 2022 г. N Ф05-3389/22 по делу N А40-89682/2021