город Москва |
|
04 апреля 2022 г. |
Дело N А40-100095/21-94-556 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Олтрейд": Кутузовой Т.Г. (дов. от 01.02.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) УФНС по г. Москве: Комаровой Е.В. (дов. N 10 от 10.01.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФНС России: не явились, извещены;
рассмотрев 29 марта 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Олтрейд"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09 августа 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 октября 2021 г.,
по делу N А40-100095/21-94-556
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Олтрейд"
к Управлению Федеральной налоговой службы по г. Москве, Федеральной налоговой службе
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ: 10 марта 2018 г. сведения в отношении общества с ограниченной ответственностью "Олтрейд" (далее - ООО "Олтрейд", общество, заявитель) были внесены в Единый реестр малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр СМП).
10 августа 2020 г. ООО "Олтрейд" было исключено из РСМП в связи с непредставлением обществом на дату формирования Реестр СМП (01 июля 2020 г.) сведений о среднесписочной численности работников по состоянию на 01 января 2020 г. (письмо Инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москве (далее - ИФНС России N 29 по г. Москве) от 27 октября 2020 г. N 23-13/083227).
14 января 2020 г. ООО "Олтрейд" в ИФНС России N 29 по г. Москве были направлены сведения о среднесписочной численности работников за прошлый год.
В связи с наличием в направленных обществом сведениях о среднесписочной численности работников технической ошибки, в графе "по состоянию на" была ошибочно указана дата "01.01.2019 г.", в налоговый орган были направлены соответствующие сведения об ее исправлении.
В ответ на письма о технической ошибке от ИФНС России N 29 по г. Москве получено письмо (исх. N 08-06/099605 от 08 декабря 2020 г.) с информацией о том, что представленные обществом 14 января 2020 г. сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по состоянию на 01 января 2020 г. зарегистрированы в АИС Налог-3 (регистрационный номер 915138558).
Повторно указанные сведения были направлены обществом в ИФНС России N 29 по г. Москве через сервис СКБ Контур 25 декабря 2020 г., о чем было получено подтверждение об отправке, а также извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации.
С 10 января 2021 г. ООО "Олтрейд" было восстановлено в Реестре СМП.
18 января 2021 г. заявитель посредством заполнения формы на сайте налог.ру обратился в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве (далее - УФНС по г. Москве) с просьбой восстановить ООО "Олтрейд" в Реестр СМП с 10 августа 2020 г., с целью исключить разрыв в периоде с 10 августа 2020 г. по 10 января 2021 г.
Письмом от 15 февраля 2021 г. N 24-23/4/020324@ УФНС России по г. Москве сообщило заявителю об отсутствии оснований для включения ООО "Олтрейд" в Реестр СМП с 10 августа 2020 г., мотивированное тем, что 10 августа 2020 г. оно не было включено в Реестр СМП в связи с отсутствием у уполномоченного органа сведений о среднесписочной численности работников по состоянию за 2019 год. Сведения о среднесписочной численности работников представлены обществом по телекоммуникационным каналам связи 25 декабря 2020 г. и 10 января 2021 г. сведения о нем включены в Реестр МСП.
Считая свои права нарушенными, ООО "Олтрейд" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к УФНС России по г. Москве и Федеральной налоговой службе (далее - ФНС России) о признании незаконным бездействия УФНС России по г. Москве, выразившегося в невключении ООО "Олтрейд" в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 10 августа 2020 г. и обязании устранить допущенное нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 августа 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 октября 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Олтрейд" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на наличие оснований для включения сведений в отношении общества Реестр МСП с 10 августа 2020 г.
В отзыве на кассационную жалобу УФНС России по г. Москве просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Олтрейд" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель УФНС России по г. Москве против ее удовлетворения возражал.
Представитель ФНС России в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, а также определение понятий субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки регулируются и содержатся в статье 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 3 Закона N 209-ФЗ субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными названным Законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Положения подпункта 1 пункта 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривают присвоение статуса и категории субъекта малого и среднего предпринимательства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, соответствующим условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Федерального закона, на основании сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
Пунктом 5 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом с 10 января по 10 июня текущего календарного года в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи, на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за календарный год, предшествующий предыдущему календарному году, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за календарный год, предшествующий предыдущему календарному году, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в календарном году, предшествующем предыдущему календарному году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 - 6.4 и 7.1 настоящей статьи.
Дата внесения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, которые отвечают условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, и сведения о которых были ранее исключены из указанного реестра в соответствии с условиями, установленными пунктом 5 настоящей части, соответствует дате фактического внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, установленной пунктом 1 настоящей части (пункт 5.1 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи с недоказанностью заявителем наличия со стороны УФНС по г. Москве незаконного бездействия.
Судами установлено, что УФНС по г. Москве было рассмотрено интернет-обращение общества от 15 января 2021 г. (вх. N 011827 от 18 января 2021 г.), в ответ на которое УФНС по г. Москве направило заявителю письмо от 15 февраля 2021 г. N 24-23/4/020324@, указав на то, что ООО "Олтрейд" не было включено в Реестр МСП 10 августа 2020 г. в связи с отсутствием у уполномоченного органа сведений о среднесписочной численности работников по состоянию за 2019 год, так как указанные сведения были представлены обществом по телекоммуникационным каналам связи только 25 декабря 2020 г., 10 января 2021 г. ООО "Олтрейд" включено в Реестр МСП.
Судами также указано на то, что УФНС по г. Москве не является уполномоченным органом по ведению Реестра МСП, а письмо от 15 февраля 2021 г. N 24-23/4/020324@ направлено управлением в ответ на интернет-обращение ООО "Олтрейд".
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 августа 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 октября 2021 г. по делу N А40-100095/21-94-556 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Олтрейд" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом с 10 января по 10 июня текущего календарного года в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи, на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за календарный год, предшествующий предыдущему календарному году, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за календарный год, предшествующий предыдущему календарному году, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в календарном году, предшествующем предыдущему календарному году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 - 6.4 и 7.1 настоящей статьи.
Дата внесения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, которые отвечают условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, и сведения о которых были ранее исключены из указанного реестра в соответствии с условиями, установленными пунктом 5 настоящей части, соответствует дате фактического внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, установленной пунктом 1 настоящей части (пункт 5.1 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 4 апреля 2022 г. N Ф05-473/22 по делу N А40-100095/2021