г. Москва |
|
7 апреля 2022 г. |
Дело N А40-94007/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.03.2022.
Полный текст постановления изготовлен 07.04.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края - извещено, представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "Пине" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 31.03.2022 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пине"
на решение от 29.07.2021
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 28.10.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-94007/2021
по заявлению Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Пине"
об аннулировании лицензии,
и по встречному заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пине"
к Министерству сельского хозяйства и торговли Красноярского края
об оспаривании приказа (решения),
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением об аннулировании лицензии 24 КРК N 00009053, регистрационный номер 24 РПА 0003645 на право розничной продажи алкогольной продукции сроком действия до 24.12.2024, выданной обществу с ограниченной ответственностью "Пине" (далее - общество).
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 01.03.2021 по делу N А33-3940/2021 было принято встречное заявление общества о признании недействительным приказа (решения) от 08.02.2021 N 27-27/32 "О приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции", согласно которому с 08.02.2021 приостановлено действие лицензии 24 КРК N 0009053, регистрационный номер 24 РПА N 0003645 сроком действия с 24.12.2014 по 24.12.2024 на розничную продажу алкогольной продукции.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 01.03.2021 дело N А33-3940/2021 было передано на рассмотрение Арбитражного суда города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.07.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2021, заявление министерства удовлетворено, в удовлетворении встречного заявления общества отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
Стороны, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в заседание суда округа не направили, что с учетом норм части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что по результатам проведенного мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами министерством составлен отчет от 20.09.2019, из которого следует, что общество осуществляло оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в Единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС), а именно в территориально-обособленных подразделениях расположенных по адресам: Красноярский край, Краснотуранский р-н., д. Сарушка, ул. Октябрьская, 31, лит. Б, Б1; Красноярский край, Ермаковский р-н., с. Ермаковское, ул. Красных Партизан, 24.
Закупка алкогольной продукции обществом подтверждается информацией, отраженной в ЕГАИС ("Отчет об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в период с 01.04.2019 по 30.06.2019" предоставлен Росалкогольрегулированием посредством размещения на официальном сайте в сети Интернет - www.fsrar.ru, сервис "Личный кабинет субъекта РФ"). Организацией поставщиком ИНН: 1901119170, КПП: 190845002 в территориально-обособленные объекты общества по адресам: Красноярский край, Краснотуранский р-н., д. Сарушка, ул. Октябрьская, 31, лит. Б, Б1 (КПП 242245021) была поставлена алкогольная продукция согласно товарно-транспортным накладным:
- 144 (TTN-0301489911) от 28.06.2019,
- 186 (TTN-0301515047) от 28.06.2019.
По адресу Красноярский край, Туруханский р-н., с. Верхнеимбатск, ул. Бограда, 45 (КПП 241345022) была поставлена алкогольная продукция согласно товарно-транспортным накладным:
- 143 (TTN-0301474739) от 28.06.2019,
- 157 (TTN-0301496983) от 28.06.2019.
Следовательно, как указали суды, общество обязано было зафиксировать в ЕГАИС информацию о подтверждении приема или об отказе в приеме поставленной алкогольной продукции в отношении каждой товарно-транспортной накладной в установленные законом сроки.
Однако по результатам проведенного мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, установлен факт, что на 26.08.2019 информация о подтверждении приема или об отказе в приеме поставленной алкогольной продукции обществом в установленный законодательством срок в ЕГАИС не зафиксирована ("Отчет об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в период с 01.04.2019 по 30.06.2019").
Это явилось нарушением порядка учета оборота алкогольной продукции.
Факт правонарушения, как признали суды, подтверждается информацией о поставке, представленной обществом в ЕГАИС.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) в области оборота (в том числе розничной продажи) алкогольной продукции запрещается оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС.
Согласно части 3 статьи 26 Закона N 171-ФЗ юридические лица, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нарушение порядка учета оборота алкогольной продукции образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением N А-340-2019/ю от 29.11.2019 о назначении административного наказания, общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.19 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения. Постановление вступило в законную силу 06.01.2020.
Также, в соответствии со статьей 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на основании задания от 09.01.2019 N 1 министерством было проведено мероприятие по контролю без взаимодействия с юридическими лицами в форме наблюдения за соблюдением лицензионных требований к порядку учета оборота алкогольной продукции в период с 01.07.2019 по 30.09.2019 посредством анализа информации, содержащейся в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
По результатам проведенного мероприятия установлено, что общество осуществляло оборот в части закупки алкогольной продукции, информация о закупке не зафиксирована в ЕГАИС.
Перемещение алкогольной продукции обществом подтверждается информацией, отраженной в ЕГАИС ("Отчет об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в период с 01.07.2019 по 30.09.2019" предоставлен Росалкогольрегулированием посредством размещения на официальном сайте в сети Интернет - www.fsrar.ru, сервис "Личный кабинет субъекта РФ").
Общество из обособленного подразделения, расположенного по адресу: Хакасия республика, Орджоникидзевский р-н, Сарала с, Центральная ул, 241 А, осуществило внутреннее перемещение алкогольной продукции в территориально-обособленные подразделения общества по адресам: Красноярский край, Краснотуранский р-н, Сарушка д, Октябрьская ул, 31, лит Б, Б1, (КПП 242245021).
Была поставлена алкогольная продукция согласно товарно-транспортным накладным:
- 284 (TTN-0301889913) от 01.07.2019;
- 270 (TTN-0301889153) от 01.07.2019;
- 350 (TTN-0304900858) от 11.07.2019,
- 378 (TTN-0309608902) от 29.07.2019.
В территориально-обособленный объект общества по адресу: Красноярский край, Ермаковский р-н, Ермаковское с, Красных Партизан ул, 24, (КПП (241345022) была поставлена алкогольная продукция согласно товарно-транспортным накладным:
- 283 (TTN-0301889907) от 01.07.2019;
- 269 (TTN 0301886264) от 01.07.2019;
- 349 (TTN-0304895171) от 11.07.2019;
- 255 (TTN-0301881275) от 01.07.2019.
Следовательно, общество обязано было зафиксировать в ЕГАИС информацию о перемещении алкогольной продукции в отношении каждой товарно-транспортной накладной в установленные законом сроки.
Однако, по результатам проведенного мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами установлено, что на 28.11.2019 информация о перемещении алкогольной продукции общества в установленный законодательством срок в ЕГАИС не зафиксирована ("Отчет об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в период с 01.07.2019 по 30.09.2019"), что является нарушением порядка учета оборота алкогольной продукции.
В соответствии с требованиями пунктов 1, 3 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области оборота (в том числе розничной продажи) алкогольной продукции запрещается оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС.
Юридические лица, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нарушение порядка учета оборота алкогольной продукции образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
Постановлением от 29.01.2020 N А-500-2020/ю о назначении административного наказания, общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.19 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения. Постановление вступило в законную силу 06.03.2020.
В министерство поступили материалы проверки МО МВД России "Краснотуранский" по факту нефиксации обществом информации об обороте алкогольной продукции в ЕГАИС при осуществлении деятельности в торговом объекте, расположенном по адресу: Красноярский край, Краснотуранский район, с. Саянск, ул. Горького, 16.
Сотрудниками МО МВД России "Краснотуранский" 18.03.2020 в 16 час. 00 мин. в результате проверочных мероприятий установлен факт продажи в магазине "Мастер" по адресу: Красноярский край, Краснотуранский район, с. Саянск, ул. Горького, 16, бутылки водки "Простая" объемом 0,5 л., крепостью 40%, производитель ООО "Валуйский ликеро-водочный завод", ФСМ 402 99037265 по цене 370 рублей.
Согласно сведениям из Государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в торговом объекте по адресу: Красноярский край, Краснотуранский район, с. Саянск, ул. Горького, 16 деятельность по розничной продаже алкогольной продукции осуществляет общество на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции серии 24 КРК 00009053, регистрационный 24Р N ПА0003645, сроком действия с 24.12.2014 до 24.12.2024.
Согласно сведениям сервиса Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка "Проверка информации из базы данных ЕГАИС" (https://checkl.fsrar.ru/) бутылка водки "Простая" объемом 0,5 л., крепостью 40%, производитель ООО "Валуйский ликеро-водочный завод", ФСМ 402 99037265 была закуплена обществом и находится на остатке в обособленном подразделении по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, с. Сарала, ул. Центральная, 241А.
На 02.04.2020 информация о перемещении указанной алкогольной продукции между обособленными подразделениями организации обществом в ЕГАИС не зафиксирована.
Таким образом, установлено, что обществом не зафиксирована в ЕГАИС информация о перемещении между обособленными подразделениями организации бутылки водки "Простая" объемом 0,5 л., крепостью 40%, производитель ООО "Валуйский ликеро-водочный завод", ФСМ 402 99037265.
Пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ установлено, что оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС, запрещен.
Нефиксация информации в ЕГАИС в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
Обществом совершено административное правонарушение, выразившееся в нефиксации в ЕГАИС информации о перемещении между обособленными подразделениями организации алкогольной продукции, административная ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.
Вместе с тем, при назначении административного наказания учтено отягчающее обстоятельство, выразившееся в повторном нарушении порядка фиксации информации об обороте алкогольной продукции в ЕГАИС обществом.
Постановлением от 22.09.2020 N А-144-2020/ю о назначении административного наказания общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.19 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 155 000 рублей. Постановление вступило в законную силу 06.03.2020.
Пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ установлено, что оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС, запрещен.
Постановлениями о назначении административного наказания от 29.11.2019 N А-340/2-2019/Ю, от 29.01.2020 N А-500-2019/дл, от 22.09.2020 N А-144-2020/ю установлен факт нарушения обществом требований абзаца 21 пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ, а именно допущен оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 3.1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона, является основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в том числе, в случаях выявления нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии.
Руководствуясь пунктами 1, 3.1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ, министерством принято решение от 08.02.2021 N 27-25/32 о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии общества, а также о приостановлении действия лицензии 24 КРК N 00009053, регистрационный номер 24 РПА 0003645 сроком действия до 24.12.2024 до дня вступления в законную силу принятого судом решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании.
В связи с изложенными обстоятельствами, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В свою очередь общество обратилось в арбитражный суд со встречным заявлением.
Общество указывает, что решение министерства от 08.02.2021 N 27-27/32 не мотивировано, а ссылка на пункт 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ не позволяет установить, какое конкретно основание избрано государственным органом из перечисленных в указанной норме закона. В названном решении не приведены факты, подтверждающие наличие оснований для принятия решения о приостановлении лицензии. Министерство не уведомило в установленный срок общество о привлечении общества к административной ответственности, а также о принятом решении по приостановлению действия лицензии.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что решение министерства от 08.02.2021 N 27-27/32 содержит нормативное обоснование и мотивировку принятого решения.
Как указали суды, из представленных в материалы дала доказательств, следует, что в рамках проведенных мероприятий, по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, в форме наблюдения за соблюдением лицензионных требований к порядку учета оборота алкогольной продукции в отношении общества установлены нарушения оборота алкогольной продукции информация, о которой не зафиксирована в ЕГАИС. Вышеуказанными постановлениями о назначении административного наказания установлены факты нарушения обществом требований абзаца 21 пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ, а именно оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС.
Таким образом, как определи суды, выявление нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии, является основанием для принятия лицензирующим органом решения как о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии, так и о приостановлении действия такой лицензии до дня вступления в законную силу принятого судом решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании.
Относительно уведомления общества о привлечении к административной ответственности, суды отметили, что все процессуальные документы в установленный законом срок направлялись в адрес общества, о чем свидетельствуют уведомления, приобщенные в материалы дела. Решение от 08.02.2021 N 27-27/32 о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии и приостановлении действия лицензии в установленные законом сроки направлено заказным письмом с уведомлением от 09.02.2021 (почтовое отправление N 80081057739347, получено обществом 03.03.2021).
В связи с этим, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления министерства и для отказа в удовлетворении встречного заявления общества.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, с соблюдением требований АПК РФ, и на применении норм материального права с учетом таких обстоятельств. Оснований полагать, что судами при рассмотрении дела не были учтены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, не усматривается.
Доводы кассационной жалобы общества, направленные на иную, чем у судов оценку обстоятельств дела, не могут быть приняты как состоятельные, поскольку их переоценка находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.07.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021 по делу N А40-94007/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество указывает, что решение министерства от 08.02.2021 N 27-27/32 не мотивировано, а ссылка на пункт 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ не позволяет установить, какое конкретно основание избрано государственным органом из перечисленных в указанной норме закона. В названном решении не приведены факты, подтверждающие наличие оснований для принятия решения о приостановлении лицензии. Министерство не уведомило в установленный срок общество о привлечении общества к административной ответственности, а также о принятом решении по приостановлению действия лицензии.
...
Как указали суды, из представленных в материалы дала доказательств, следует, что в рамках проведенных мероприятий, по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, в форме наблюдения за соблюдением лицензионных требований к порядку учета оборота алкогольной продукции в отношении общества установлены нарушения оборота алкогольной продукции информация, о которой не зафиксирована в ЕГАИС. Вышеуказанными постановлениями о назначении административного наказания установлены факты нарушения обществом требований абзаца 21 пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ, а именно оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 апреля 2022 г. N Ф05-1429/22 по делу N А40-94007/2021