г. Москва |
|
12 апреля 2022 г. |
Дело N А41-49263/21 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе судьи Стрельникова А.И.,
без вызова сторон,
рассмотрев в судебном заседании в порядке упрощенного производства кассационную жалобу
АО "ФПК" в лице Восточно-Сибирского филиала - пассажирского вагонного депо Иркутск
на решение от 01 октября 2021 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 25 ноября 2021 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
по иску АО "ФПК" в лице Восточно-Сибирского филиала - пассажирского вагонного депо Иркутск
к АО "ВАГОНРЕММАШ"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
АО "ФПК" в лице Восточно-Сибирского филиала - пассажирского вагонного депо Иркутск обратилось с исковым заявлением о взыскании с АО "ВАГОНРЕММАШ" убытков в размере 38.170,83 руб., неустойки в сумме 97.343,01 руб., а также убытков в виде 580.500 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 октября 2021 года исковые требования были удовлетворены частично: с АО "ВАГОНРЕММАШ" в пользу АО "ФПК" в лице Восточно-Сибирского филиала - пассажирского вагонного депо Иркутск были взысканы 80.518,75 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 1.955,01 руб., а в удовлетворении остальной части иска было отказано (т.2, л.д. 19-25).
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2021 года указанное решение было изменено в части: с ответчика в пользу истца были взысканы убытки в размере 167.700 руб., неустойка в сумме 87.181, 25 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 6.166 руб., а в остальной части решение оставлено без изменения (т.2, л.д. 58-69).
Дело было рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, истец обратился с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просил обжалуемые решение (в неизменённой части) и постановление отменить (в части отказа в удовлетворении иска) и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Изучив материалы дела, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения (в неизмененной части) и постановления по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, между АО "ФПК" (исполнитель) и АО "Вагонреммаш" (заказчик) был заключен договор N ФПК-19-261 от 26.12.2019 г. на выполнение работ по капитально-восстановительному ремонту вагонов открытого типа АО "ФПК". Согласно п. 4.6 договора, гарантийные сроки на выполненные работы, в том числе дополнительные работы, определяются нормативными актами, регламентирующие выполнение соответствующего вида работ. Течение гарантийного срока на выполненные работы начинается с момента подписания акта ФПУ-26 обеими сторонами. Согласно п. 4.11 договора, исполнитель обязан устранить выявленные недостатки в течение 5 рабочих дней с момента составления дефектного акта (акта-рекламации), если иной срок не определен сторонами в акте-рекламации. При этом все расходы, связанные с устранением недостатков выполненных работ, включая транспортные расходы на доставку вагона к месту ремонта и обратно, в том числе железнодорожный тариф, несет исполнитель. Кроме того, исполнитель возмещает заказчику убытки, связанные с простоем вагона. Согласно п. 6.4 договора, в случае нарушения исполнителем сроков устранения недостатков выполненных работ (в том числе дополнительных работ), установленных пунктами 4.5 и 4.11 настоящего договора, заказчик вправе потребовать, а исполнитель обязан уплатить штрафную неустойку в размере двойной ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату уплаты неустойки, от стоимости ремонта вагонов, по которым нарушен срок устранения недостатков соответствующих работ, за каждый календарный день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства. Согласно п. 6.6 договора, в случае обнаружения недостатков выполненных работ, равно как и каких-либо дефектов вагонов, связанных с ненадлежащим выполнением работ, в период гарантийного срока, исполнитель обязан оплатить транспортные расходы, связанные с доставкой вагона к месту выполнения работ (устранения недостатков), а также возместить убытки заказчика, связанные с простоем в размере 12.900 рублей за 1 сутки простоя 1 вагона.
Как указывает истец в феврале 2020 года, Тамбовским ВРЗ был выполнен ремонт пассажирского вагона N 092 13315, приписанного к Восточно - Сибирскому филиалу - пассажирскому вагонному депо Иркутск АО "ФПК" в объеме КВР. В период гарантийного срока в указанном вагоне была выявлена неисправность электрооборудования (установка охлаждения СППВ-01-4-110). Вагон был осмотрен, отставлен от движения 25.01.2021 г., что подтверждается актом от 25.01.2021 г., уведомлением ВУ-23 от 25.01.2021 г. В адрес Тамбовского ВРЗ были направлены уведомления с указанием выявленных дефектов и просьбой направить представителя для проведения гарантийного ремонта.
В связи с неприбытием представителя завода, акт-рекламация N 2 был составлен 01.02.2021 г. в одностороннем порядке. Причиной появления неисправностей послужил некачественный ремонт при проведении КВР на ТамбВРЗ. Неисправности были устранены на территории Пассажирского вагонного депо Иркутск АО "ФПК" 21.02.2021 г. силами ООО "ТРК" на основании письма АО "Вагонреммаш" от 01.02.2021 г. N 235/56-27, что подтверждается актом выполненных работ от 21.02.2021 г., уведомлением ВУ-36 от 21.02.2021 г.
В период простоя данного вагона АО "ФПК" понесло затраты по поддержанию вагона в эксплуатационном состоянии (охрана вагона) в размере 17.926,14 руб. за период с 25.01.2021 г. по 21.02.2021 г. (657,00 час), поскольку в связи с обеспечением сохранности вагонов, вагонного оборудования и имущества, а также отапливанием вагонов, находящихся в составах поездов, в технологическом парке отстоя и на станционных железнодорожных путях инфраструктуры, между ОАО "ФПК" и ООО "СТК" был заключен договор возмездного оказания услуг по подготовке вагонов в рейс от 18.10.2018 г. N 217-18/Ф(ВСИБ).
При этом истец указал, что сторонами п. 4.11 договора была установлена возможность истца по взысканию расходов в размере 17.926,14 руб., связанных с сохранностью вагона N 092 13315 в гарантийный срок, которые по своей природе являются убытками истца, связанные с ненадлежащим исполнением ответчиком обязанностей по договору.
Согласно п. 6.18 договора, убытки подлежат возмещению заказчиком с исполнителя сверх неустойки, предусмотренной договором. Расчет неустойки, согласно п. 6.4 договора, составляет 97.343,01 руб., из расчета: 29.857.310,28 (стоимость ремонта вагона) x 2 x 4,25% (ключевая ставка ЦБ РФ) x 14 (дни просрочки) /365 = 37.343,01. Акт-рекламация N 2 был составлен 01.02.2021 г. Срок устранения недостатков превышен на 14 дней.
В соответствии с п. 6.6 договора, убытки, связанные с простоем вагона, составили 348.300 руб.
Кроме того, в октябре 2020 года, Воронежским ВРЗ был выполнен ремонт пассажирского вагона N 092 13216, приписанного к Восточно - Сибирскому филиалу - пассажирскому вагонному депо Иркутск АО "ФПК" в объеме КВР.
В период гарантийного срока в указанном вагоне была выявлена неисправность электрооборудования, в связи с чем вагон был осмотрен, отставлен от движения 08.02.2021 г.
В адрес Воронежского ВРЗ было направлено уведомление с указанием выявленных дефектов и просьбой направить представителя для проведения гарантийного ремонта. В связи с неприбытием представителя завода акт-рекламация N 21/05 составлен 09.02.2021 г. в одностороннем порядке. Причиной появления неисправностей послужило не обеспечение гарантийного периода эксплуатации электрооборудования. Неисправности были устранены на территории Вагонного участка Северобайкальск 09.02.2021 г. При этом в период простоя вагона АО "ФПК" понесло затраты по поддержанию вагона в эксплуатационном состоянии (охрана вагона) в размере 1.013,63 63 коп. за период с 08.02.2021 г. по 09.02.2021 г. (26,50 час), поскольку в связи с обеспечением сохранности вагонов, вагонного оборудования и имущества, а также отапливанием вагонов, находящихся в составах поездов, в технологическом парке отстоя и на станционных железнодорожных путях инфраструктуры, между ОАО "ФПК" и ООО "СТК" был заключен договор возмездного оказания услуг по подготовке вагонов в рейс от 18.10.2018 г. N 217-18/Ф(ВСИБ).
Сторонами в п. 4.11 договора установлена возможность истца по взысканию расходов в размере 1.013,63 рублей, связанных с сохранностью вагона N 092 13216 в гарантийный срок, которые по своей природе являются убытками истца, связанными с ненадлежащим исполнением ответчиком обязанностей по договору.
Общая сумма требований по претензии 167/ВСФЮ составила 463.369,15 руб., из них: 17.926,14 руб. - убытки истца, связанные с содержанием вагонов в эксплуатационном состоянии в парке отстоя, в период гарантийного ремонта (охрана вагона): 97.343,01 руб. - штрафная неустойка; 348.300 руб. - убытки, связанные с простоем вагона.
Согласно п. 6.18 договора, убытки подлежат возмещению заказчиком с исполнителя сверх неустойки, предусмотренной договором. В соответствии с п. 6.6 договора, убытки, связанные с простоем вагона, составили 12.900 руб. Общая сумма требований по претензии N 168/ВСФЮ составила 13.913,63 рублей, из них: 1.013,63 рублей - убытки истца, связанные с содержанием вагонов в эксплуатационном состоянии в парке отстоя, в период гарантийного ремонта (охрана вагона); 12.900 руб. - убытки, связанные с простоем вагона.
Также в августе 2020 года Тамбовским ВРЗ был выполнен ремонт пассажирского вагона N 092 12929, приписанного к Восточно - Сибирскому филиалу - пассажирскому вагонному депо Иркутск АО "ФПК" в объеме КВР. В период гарантийного срока в вагоне выявлена неисправность системы электроснабжения, в связи с чем вагон был осмотрен, отставлен от движения 10.02.2021 г., а в адрес Тамбовского ВРЗ направлено уведомление с указанием выявленных дефектов и просьбой направить представителя для проведения гарантийного ремонта.
В связи с неприбытием представителя завода, акт-рекламация N 21/08 был составлен 19.02.2021 г. в одностороннем порядке. Причиной появления неисправностей послужило не обеспечение гарантийного периода эксплуатации электрооборудования до 1000В. Неисправность устранена на территории Вагонного участка Северобайкальск 19.02.2021 г. При этом в период простоя вагона N 092 12929 АО "ФПК" понесло затраты по поддержанию вагона в эксплуатационном состоянии (охрана вагона) в размере 10.970,33 руб. за период с 10.02.2021 г. по 19.02.2021 г. (217,50 час), поскольку в связи с обеспечением сохранности вагонов, вагонного оборудования и имущества, а также отапливанием вагонов, находящихся в составах поездов, в технологическом парке отстоя и на станционных железнодорожных путях инфраструктуры, между ОАО "ФПК" и ООО "СТК" был заключен договор возмездного оказания услуг по подготовке вагонов в рейс от 18.10.2018 г. N 217-18/Ф(ВСИБ).
Согласно п. 6.18 договора, убытки подлежат возмещению заказчиком с исполнителя сверх неустойки, предусмотренной договором. В соответствии с п. 6.6 договора убытки, связанные с простоем вагона, составили 116.100 руб.
Общая сумма требований по претензии N 169/ВСФЮ составила 127.070,33 рублей, из них: 10.970,33 рублей - убытки истца, связанные с содержанием вагонов в эксплуатационном состоянии в парке отстоя, в период гарантийного ремонта (охрана вагона); 116.100.00 рублей - убытки, связанные с простоем вагона.
В октябре 2021 года, Воронежским ВРЗ был выполнен ремонт пассажирского вагона N 092 13752, приписанного к Восточно - Сибирскому филиалу - пассажирскому вагонному депо Иркутск АО "ФПК" в объеме КВР.
В период гарантийного срока в вагоне N 092 13752 выявлена неисправность электрооборудования. Вагон был осмотрен, отставлен от движения 13.02.2021 г., а в адрес Воронежского ВРЗ направлено уведомление с указанием выявленных дефектов и просьбой направить представителя для проведения гарантийного ремонта.
По прибытию представителя завода акт-рекламация N 21/07 был составлен 17.02.2021 г. Причиной появления неисправностей послужило не обеспечение гарантийного периода эксплуатации пассажирского вагона, при этом неисправности были устранены на территории Вагонного участка Северобайкальск 17.02.2021 г. В период простоя вагона АО "ФПК" понесло затраты по поддержанию вагона в эксплуатационном состоянии (охрана вагона) в размере 4.603,50 руб. за период с 13.02.2021 г. по 17.02.2021 г. (90,00 час) на основании договора возмездного оказания услуг по подготовке вагонов в рейс от 18.10.2018 г. N 217-18/Ф(ВСИБ), которые с учетом п. 4.11 договора являются убытками истца, связанными с ненадлежащим исполнением ответчиком обязанностей по договору.
В соответствии с п. 6.6 договора, убытки, связанные с простоем вагона, составили 51.600 руб.
Общая сумма требований по претензии NN 171/ВСФЮ составила 56.203,50 рублей, из них: 4.603,50 рублей - убытки истца, связанные с содержанием вагонов в эксплуатационном состоянии в парке отстоя, в период гарантийного ремонта (охрана вагона); 51.600 руб. - убытки, связанные с простоем вагона.
В ноябре 2020 года Тамбовским ВАЗ был выполнен ремонт пассажирского вагона N 092 13018, приписанного к Восточно-Сибирскому филиалу - пассажирскому вагонному депо Иркутск АО "ФПК" в объеме КВР. В период гарантийного срока в вагоне была выявлена неисправность системы водоснабжения, в связи с чем вагон был осмотрен, отставлен от движения 18.02.2021 г. В адрес Тамбовского ВРЗ направлено уведомление с указанием выявленных дефектов и просьбой направить представителя для проведения гарантийного ремонта. По прибытию представителя завода, акт-рекламация N 21/08 был составлен 22.02.2021 г. в одностороннем порядке. Причиной появления неисправностей послужило не обеспечение гарантийного периода эксплуатации электрооборудования до 1000В. Неисправность устранена на территории Вагонного участка Северобайкальск 22.02.2021 г. При этом в период простоя вагона АО "ФПК" понесло затраты по поддержанию вагона в эксплуатационном состоянии (охрана вагона) в размере 3.657,23 руб. за период с 18.02.2021 г. по 21.02.2021 г. (71,50 час.) на основании договора возмездного оказания услуг по подготовке вагонов в рейс от 18.10.2018 г. N 217-18/Ф(ВСИБ), которые с учетом п. 4.11 договора являются убытками истца, связанными с ненадлежащим исполнением ответчиком обязанностей по договору.
В соответствии с п. 6.6 договора, убытки, связанные с простоем вагона, составили 51.600 руб.
Общая сумма требований по претензии N 172/ВСФЮ составила 55.257,23 рублей, из них: 3.657,23 рублей - убытки истца, связанные с содержанием вагонов в эксплуатационном состоянии в парке отстоя, в период гарантийного ремонта (охрана вагона); 51.600 рублей - убытки, связанные с простоем вагона.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что у ответчика образовалась задолженность на общую сумму 716.013,84 рублей, из них: 38.170,83 рублей - убытки истца, связанные с содержанием вагонов в эксплуатационном состоянии в парке отстоя, в период гарантийного ремонта (охрана вагона) (согласно п. 4.11 договора); 97.343,01 рублей - штрафная неустойка (согласно п. 6.4 договора); 580.500 рублей - убытки, связанные с простоем вагона (согласно п. 6.6 договора).
Претензии, направленные в адрес ответчика, были оставлены последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения истца с настоящим иском, который был удовлетворен частично, что подтверждается решением (в неизмененной части) и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, удовлетворяя исковые требования в части, руководствуясь ст.ст. 15, 309, 310, 330, 393, 702, 721, 722, 723, 724, 754, 755 ГК РФ, правомерно исходил из того, что с учетом п. 4.11, п. 6.4 и п. 6.6 договора, а также ст. 191 ГК РФ, количество дней простоя в ремонте вагона N 092 13315 составляет 13 дней простоя (с учетом 5 рабочих дней, отведенных на устранение выявленных недостатков) - в период с 09.02.2021 г. по 21.02.2021 г., и, следовательно, обоснованный размер штрафной неустойки по п. 6.4 договора составляет 87.181,25 руб. (28.797 427, 20 х (2x4.25%) х 13 / 365 = 87.181, 25 руб., где 28.797 427, 20 - стоимость работ с НДС согласно приложению N1 к дополнительному соглашению N ФПК-19-261 (1) от 16.11.2020 г. к договору), а размер убытков по п. 6.6 договора составляет 167.700 руб. (13 дней * 12.900 руб. = 167.700 руб.).
Вместе с тем, суд в обжалуемых актах верно отметил, что по иным вагонам, в соответствии с п. 4.11 и п. 6.6 договора, а также ст. 191 ГК РФ количество дней простоя их в ремонте составляет 0 дней простоя (с учетом 5 рабочих дней, отведенных на устранение выявленных недостатков) ввиду того, что неисправности были устранены в день составления актов-рекламации, в связи с чем ответчик не нарушал условия договора в части срока устранения недостатков.
Кроме того, суд в обжалуемых актах обоснованно указал, что требования в части возмещения затрат в размере 38.170, 83 руб. по поддержанию вагонов N 092 13315, N 092 13216, N 092 12929, N 092 13752, N 092 13018 в эксплуатационном состоянии являются необоснованными, так как АО "ФПК" производит оплату услуг за поддержание вагонов в рабочем состоянии, находящихся в парке отстоя, в независимости от того отставлен вагон от движения по неисправности, либо находится в резерве в исправном состоянии. При этом АО "ФПК", являясь собственником вагонов, согласно ст. 210 ГК РФ, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а поэтому собственник обязан поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии, а также нести расходы на его содержание.
При этом в договоре N ФПК-19-261 от 26.12.2019 г. положения по оплате данных услуг не были закреплены, из чего следует, что требование о возмещении понесенных АО "ФПК" убытков заявлено неправомерно.
При таких обстоятельствах суд в обжалуемых актах (решение в неизмененной части) с учетом представленных доказательств, обстоятельств спора, а также условий договора, правомерно указал об обоснованности заявленных требований лишь в части взыскания с ответчика убытков в размере 167.700 руб. и неустойки в сумме 87.181,25 руб.
При этом следует указать и о том, что суд исследовал все фактические обстоятельства дела и дал соответствующую правовую оценку спорным отношениям, хотя об обратном и было указано в жалобе.
Следовательно, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов (решение лишь в неизмененной части) судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушений указанных норм права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено, хотя об обратном и было указано в жалобе заявителем по делу.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Кроме того, доводы кассационной жалобы уже были предметом исследования суда апелляционной инстанции, с оценкой которых согласна и кассационная инстанция.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области в неизмененной части от 01 октября 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2021 года по делу N А41-49263/21 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 3 ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, настоящее постановление является окончательным и обжалованию не подлежит.
Судья |
А.И. Стрельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Претензии, направленные в адрес ответчика, были оставлены последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения истца с настоящим иском, который был удовлетворен частично, что подтверждается решением (в неизмененной части) и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, удовлетворяя исковые требования в части, руководствуясь ст.ст. 15, 309, 310, 330, 393, 702, 721, 722, 723, 724, 754, 755 ГК РФ, правомерно исходил из того, что с учетом п. 4.11, п. 6.4 и п. 6.6 договора, а также ст. 191 ГК РФ, количество дней простоя в ремонте вагона N 092 13315 составляет 13 дней простоя (с учетом 5 рабочих дней, отведенных на устранение выявленных недостатков) - в период с 09.02.2021 г. по 21.02.2021 г., и, следовательно, обоснованный размер штрафной неустойки по п. 6.4 договора составляет 87.181,25 руб. (28.797 427, 20 х (2x4.25%) х 13 / 365 = 87.181, 25 руб., где 28.797 427, 20 - стоимость работ с НДС согласно приложению N1 к дополнительному соглашению N ФПК-19-261 (1) от 16.11.2020 г. к договору), а размер убытков по п. 6.6 договора составляет 167.700 руб. (13 дней * 12.900 руб. = 167.700 руб.).
Вместе с тем, суд в обжалуемых актах верно отметил, что по иным вагонам, в соответствии с п. 4.11 и п. 6.6 договора, а также ст. 191 ГК РФ количество дней простоя их в ремонте составляет 0 дней простоя (с учетом 5 рабочих дней, отведенных на устранение выявленных недостатков) ввиду того, что неисправности были устранены в день составления актов-рекламации, в связи с чем ответчик не нарушал условия договора в части срока устранения недостатков.
Кроме того, суд в обжалуемых актах обоснованно указал, что требования в части возмещения затрат в размере 38.170, 83 руб. по поддержанию вагонов N 092 13315, N 092 13216, N 092 12929, N 092 13752, N 092 13018 в эксплуатационном состоянии являются необоснованными, так как АО "ФПК" производит оплату услуг за поддержание вагонов в рабочем состоянии, находящихся в парке отстоя, в независимости от того отставлен вагон от движения по неисправности, либо находится в резерве в исправном состоянии. При этом АО "ФПК", являясь собственником вагонов, согласно ст. 210 ГК РФ, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а поэтому собственник обязан поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии, а также нести расходы на его содержание."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 апреля 2022 г. N Ф05-2908/22 по делу N А41-49263/2021