г. Москва |
|
28 апреля 2022 г. |
Дело N А41-35261/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.04.2022.
Полный текст постановления изготовлен 28.04.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - акционерного общества "Мосэнергосбыт" - Куликовой Н.Н. (представителя по доверенности от 01.12.2021),
от Комитета по ценам и тарифам Московской области - Тимонина А.А. (представителя по доверенности от 27.12.2021),
от садоводческого некоммерческого товарищества "Шахтерский луч" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 21.04.2022 в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по ценам и тарифам Московской области
на решение от 26.11.2021
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 12.01.2022
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-35261/2021
по заявлению акционерного общества "Мосэнергосбыт"
к Комитету по ценам и тарифам Московской области
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
третье лицо: садоводческое некоммерческое товарищество "Шахтерский луч",
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Мосэнергосбыт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным постановления Комитета по ценам и тарифам Московской области (далее - комитет) от 27.04.2021 N 30Исх-1554/13.2 по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В качестве третьего лица в деле участвует садоводческое некоммерческое товарищество "Шахтерский луч" (далее - товарищество).
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.11.2021, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2022, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе комитет просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам. По доводам жалобы, комитетом доказан состав административного правонарушения в действиях общества.
В судебном заседании представитель комитета поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель общества возражал против ее удовлетворения.
Товарищество, извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в заседание суда округа не направило, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
В приобщении к материалам дела отзыва общества на кассационную жалобу комитета отказано ввиду несоблюдения при его подаче требований статьи 279 АПК РФ, а именно: не представлены документы, подтверждающие направление данного отзыва товариществу.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что постановлением комитета от 27.04.2021 N 30Исх-1554/13.2 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде 100 000 рублей за взимание платы за поставку электрической энергии членам товарищества с применением тарифа с понижающим коэффициентом 0,7 к объектам недвижимости в отсутствие правового основания для применения такого коэффициента, что привело к занижению регулируемых государством цен (тарифов) и является нарушением порядка ценообразования.
Не согласившись с комитетом, общество оспорило данное постановление в судебном порядке.
В соответствии со статьями 23.1, 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" цены (тарифы) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, подлежат регулированию и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Тарифы на электрическую энергию для населения Московской области на 2021 год утверждены распоряжением комитета от 16.12.2020 N 256-Р "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Московской области на 2021 год" (далее - распоряжение N 256-Р).
В силу пункта 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, к тарифам на электрическую энергию применяется понижающий коэффициент от 0,7 до 1.
Согласно пункту 2 таблицы 2 распоряжения N 256-Р понижающий коэффициент применяется при расчетах с садоводческими некоммерческими товариществами и огородническими некоммерческими товариществами в отношении объема электрической энергии, приобретаемой в интересах населения, потребляющего электрическую энергию в жилых домах (жилых строениях), расположенных в сельских населенных пунктах.
Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ установлена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Признавая незаконным оспариваемое постановление комитета, суды первой и апелляционной инстанций исходили из недоказанности в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Суды указали, что общество, взимая плату за поставку электрической энергии в товарищество, применяло тариф с понижающим коэффициентом 0,7 к объектам недвижимости - жилым домам (строений), расположенных в сельской местности согласно ЕГРН и в соответствии с распоряжением N 256-Р.
Отклоняя доводы комитета о том, что строения, расположенные на территории товарищества, относятся к садовым домам и не имеют статуса жилых домов, суды отметили, что в материалах дела имеются свидетельства о государственной регистрации прав и выписки из ЕГРН собственников жилых строений товарищества, из которых следует, что объектом права являются жилые строения без права регистрации проживания, расположенные на садовых земельных участках. Суды также исходили из недоказанности комитетом расположения рассматриваемых объектов вне сельских населенных пунктов.
Суды заметили, что в силу положений Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости (пункт 3 статьи 4), и по своей правовой природе правоотношения граждан и товарищества сходны с отношениями исполнителей коммунальных услуг и граждан-собственников жилых домов, домовладений.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе названных свидетельств о государственной регистрации прав и выпискам из ЕГРН, письма от 29.03.2021 N 169-01Исх-2434, доводов лиц, участвующих в деле, и на применении норм материального права с учетом таких обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы комитета по вопросу о доказанности в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, направленные на иную, чем у судов оценку обстоятельств дела, не могут быть приняты как состоятельные, поскольку их переоценка находится за пределами полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.11.2021 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2022 по делу N А41-35261/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ установлена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
...
Суды заметили, что в силу положений Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости (пункт 3 статьи 4), и по своей правовой природе правоотношения граждан и товарищества сходны с отношениями исполнителей коммунальных услуг и граждан-собственников жилых домов, домовладений."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 апреля 2022 г. N Ф05-3944/22 по делу N А41-35261/2021