город Москва |
|
11 мая 2022 г. |
Дело N А40-41998/21 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Кузнецова В.В.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу заинтересованного лица - ОАТИ
на решение от 26 июля 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 15 ноября 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятые в порядке упрощенного производства
по делу N А40-41998/21
по заявлению ООО "Мечта-С"
об оспаривании постановления
к ОАТИ,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Мечта-С" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ОАТИ о признании незаконным и отмене постановления от 08.02.2021 N 21-44-Н11-00096/01.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 июля 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАТИ обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев ходатайство ОАТИ о направлении дела N А40-41998/21 для рассмотрения по подсудности в суд общей юрисдикции, его отклонил, поскольку в данном случае отсутствуют основания для его удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьями 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, постановлением ОАТИ от 08.02.2021 N 21-44-Н11-00096/01 общество признано виновным и привлечено к административной ответственности за административное правонарушение, выразившееся в непринятии собственниками и иными законными владельцами зданий и сооружений, кроме жилых домов и объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности, мер по очистке крыш от снега и удалению наростов льда на карнизах, крышах и водостоках, и подвергнуто административному наказанию в виде наложения штрафа на основании части 1 статьи 8.12 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы) в размере 50.000 руб.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, посчитав его незаконным, необоснованным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суды указали, что полномочия ОАТИ, принявшего оспариваемое постановление, предусмотрены статьей 16.3 КоАП г. Москвы, постановлением Правительства Москвы от 22.01.2008 N 51-ПП "Об утверждении положения об объединении административно-технических инспекций города Москвы и внесении изменений в нормативно-правовые акты города Москвы".
Судами установлено, что срок давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ОАТИ соблюден.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Как указали суды, объективную сторону вмененного обществу административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.12 КоАП г. Москвы, составляет непринятие собственниками и иными законными владельцами зданий и сооружений, кроме жилых домов и объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности, мер по очистке крыш от снега и удалению наростов льда на карнизах, крышах и водостоках.
Судами установлено, что оспариваемым постановлением обществу вменяется нарушение части 5.1 статьи 6 КоАП г. Москвы и пункта 10.13 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 (далее - Правила N 1018).
Согласно пункту 10.13 Правил N 1018, удаление наростов льда (сосулек, ледяных свесов, а также иных ледяных образований), снежных свесов на карнизах и других выступающих частях и элементах нежилых зданий, строений, сооружений и многоквартирных домов должно производиться немедленно по мере их образования с предварительной установкой ограждения опасных участков.
При этом, как обоснованно заключили суды, из представленных фотоматериалов не представляется возможным установить факт наличия сосулек и наледеобразований на водостоках нежилого здания применительно к положениям абзаца 2 пункта 10.13 Правил N 1018.
Более того, суды установили, что данные фотоматериалы получены сотрудником ОАТИ из государственной информационной системы "Единый центр хранения и обработки данных" (далее - ЕЦХД).
Согласно пункту 6 постановления Правительства Москвы от 07.02.2012 N 24-ПП "Об утверждении Положения о государственной информационной системе "Единый центр хранения и обработки данных", основными задачами ЕЦХД являются:
- обеспечение общественной безопасности и общественного порядка, в том числе при проведении массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий.
- защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
- осуществление мониторинга за состоянием объектов инфраструктуры, качеством оказываемых услуг (выполняемых работ), выявление нарушений в сферах строительства, архитектуры и благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, медицины и социальной защиты населения, образования и науки, рекламы, культуры и туризма, спорта, торговли, природопользования и охраны окружающей среды, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, а также в иных сферах жизнедеятельности.
- фиксация административных правонарушений, в том числе с использованием технологии электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации, в установленных законами и нормативными правовыми актами города Москвы случаях.
В соответствии с частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, в случае выявления административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ.
Суды установили, что в данном случае автоматический режим работы любых технических средств является определяющим понятием, поскольку должностное лицо вообще устраняется от фиксации административного правонарушения, а также от сбора каких-либо доказательств в подтверждение выявленного правонарушения, и поэтому автоматический режим фото-, кино- и видео-фиксации заменяет фиксацию правонарушения путем составления протокола.
Из содержания части 3 статьи 28.6 КоАП РФ следует (применительно к настоящему делу), что ее положения применимы лишь в случае, когда правонарушение совершено собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости.
При этом по смыслу части 1 статьи 26.8 КоАП РФ, под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.
Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ (часть 2 статьи 26.8 КоАП РФ).
Как обоснованно отметили суды, видеокамера, передающая видеозаписи в ЕЦХД, сама по себе не предназначена для каких-либо измерений (высота снежного покрова), а также для установления собственника (правообладателя) нежилых зданий, строений, сооружений (помещений в них).
Таким образом, суды обоснованно заключили, что видеозапись, хранящаяся в ЕЦХД, может служить лишь доказательством выявленного нарушения.
При этом суды правомерно отметили, что камеры городского видеонаблюдения не являются специальными техническими средствами по смыслу части 1 статьи 26.8 КоАП РФ, а относятся лишь к средству видеозаписи.
Из содержания пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что под автоматическим режимом следует понимать работу соответствующего технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица.
В настоящем случае, как обоснованно заключили суды, из представленных фотоматериалов невозможно установить, кто является лицом, ответственным за уборку крыши (собственником (правообладателем) нежилого здания, строения, сооружения (помещений в них)).
Суды указали, что тот факт, что общество является лицом, ответственным за уборку крыши, установлен должностным лицом ОАТИ путем сопоставления адреса здания с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости, а не из информации, полученной в государственной информационной системы "Единый центр хранения и обработки данных". В связи с чем к материалам административного дела приложена выписка из Росреестра, на что прямо указано в оспариваемом постановлении.
Таким образом, суды обоснованно отметили, что субъект административного правонарушения установлен по усмотрению должностного лица, а не определен специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что фотоматериалы, полученные из государственной информационной системы "Единый центр хранения и обработки данных", не могут являться одним из видов технических средств, перечисленных в части 3 статьи 28.6 КоАП РФ, допускающей назначение административного наказания без составления протокола.
Соответственно, суды обоснованно заключили, что результаты фотосъемки не могут быть признаны допустимыми доказательствами по настоящему делу, позволяющими оформить допущенное административное правонарушение по правилам, установленным статьей 2.6.2, частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, без составления протокола об административном правонарушении.
Иных доказательств ОАТИ судам не представлено.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о незаконности и необоснованности оспариваемого постановления ОАТИ от 08.02.2021 N 21-44-Н11-00096/01 и об удовлетворении требований общества.
Довод ОАТИ о подаче заявления 01.03.2021, что, по мнению ОАТИ, представляет собой пропуск процессуального срока, судами правомерно отклонен в связи со следующим.
Согласно положениям статьи 30.3 КоАП РФ, а также факту получения постановления об административном правонарушении 15.02.2021 и положений части 3 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, жалоба на постановление об административном правонарушении отправлена как в адрес ОАТИ, так и в арбитражный суд 25.02.2021. Документы об отправке размещены на сайте арбитражного суда.
Согласно пункту 2 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
Согласно части 6 статьи 114 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы сданы на почту, переданы или заявлены в орган либо уполномоченному их принять лицу до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, срок не считается пропущенным.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 285 - 287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 июля 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2021 года по делу N А40-41998/21 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАТИ - без удовлетворения.
Судья |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды указали, что тот факт, что общество является лицом, ответственным за уборку крыши, установлен должностным лицом ОАТИ путем сопоставления адреса здания с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости, а не из информации, полученной в государственной информационной системы "Единый центр хранения и обработки данных". В связи с чем к материалам административного дела приложена выписка из Росреестра, на что прямо указано в оспариваемом постановлении.
Таким образом, суды обоснованно отметили, что субъект административного правонарушения установлен по усмотрению должностного лица, а не определен специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что фотоматериалы, полученные из государственной информационной системы "Единый центр хранения и обработки данных", не могут являться одним из видов технических средств, перечисленных в части 3 статьи 28.6 КоАП РФ, допускающей назначение административного наказания без составления протокола.
Соответственно, суды обоснованно заключили, что результаты фотосъемки не могут быть признаны допустимыми доказательствами по настоящему делу, позволяющими оформить допущенное административное правонарушение по правилам, установленным статьей 2.6.2, частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, без составления протокола об административном правонарушении.
...
Согласно пункту 2 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 мая 2022 г. N Ф05-1669/22 по делу N А40-41998/2021
Хронология рассмотрения дела:
17.06.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26369/2022
11.05.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1669/2022
15.11.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-52395/2021
26.07.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-41998/2021