город Москва |
|
16 мая 2022 г. |
Дело N А41-35779/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Дунаевой Галины Васильевны: лично, по паспорту;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": не явились, извещены;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от Министерства экологии и природопользования Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 12 мая 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение от 11 ноября 2021 года Арбитражного суда Московской области
на постановление от 08 февраля 2022 года Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-35779/21
по заявлению индивидуального предпринимателя Дунаевой Галины Васильевны
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области
о признании,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Дунаева Галина Васильевна (далее - ИП Дунаева Г.В., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), выраженного в не предоставлении ИП Дунаевой Г.В. письменного ответа по существу поставленных в просительной части обращения от 14.03.2021 вопросов и обязании управления в течение 5 рабочих дней со дня вступления судебного акта в законную силу дать письменный ответ по существу поставленных вопросов, указанных в обращении предпринимателя от 14.03.2021, а именно: какие объекты права были зарегистрированы в ЕГРП в 2015 году и какими документами (заявлениями, решениями, выписками) подтверждается указанное обстоятельство:
- земельный участок площадью 283 900 кв.м, с кадастровым номером 50:44:0020302:4, вид разрешенного использования: для жилищного строительства в проектируемом 5-ом микрорайоне?
- земельный участок площадью 7000 кв. м, с кадастровым номером 50:44:0020302:5, вид разрешенного использования: для жилищного строительства в проектируемом 5-ом микрорайоне?
или
- земельный участок площадью 283 900 кв. м, с кадастровым номером 50:44:0020302:4, вид разрешенного использования: для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии?
- земельный участок площадью 7000 кв. м, с кадастровым номером 50:44:0020302:5, вид разрешенного использования: для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии?
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 ноября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2022 года, требования удовлетворены частично: суд признал незаконным оспариваемое бездействие заинтересованного лица, при этом в качестве способа восстановления нарушенного права суд обязал управление принять, рассмотреть по существу и дать ответ по всем поставленным вопросам в заявлении предпринимателя от 14.03.2021 о предоставлении информации и документов, в удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Управление просит об отмене указанных судебных актов, полагая, что они приняты при неправильном применении норм процессуального права.
В заседание кассационной инстанции представитель ИП Дунаевой Г.В. возражал против удовлетворения кассационной жалобы, в приобщении представленного отзыва отказано в связи с нарушением положений статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при его подаче.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направило, что, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя предпринимателя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Судами установлено и следует из материалов дела, что предприниматель 14.03.2021 обратилась в управление с заявлением об истребовании доказательств - надлежаще заверенных документов: извлечения из распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области", а также о предоставлении информации и иных документов, а именно:
1. предоставить информацию (сообщить): были ли утверждены каким-либо распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, действовавшие в 2015 году, относительно земельных участков с кадастровыми номерами 50:44:0020302:4 и 50:44:0020302:5, с видами разрешенного использования:
1.1. для жилищного строительства в проектируемом 5-ом микрорайоне?
или
1.2. для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии?
2. если распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области были утверждены результаты государственной кадастровой оценки испрашиваемых объектов недвижимости (земельных участков), то сообщить:
2.1. каким именно (номер, дата) распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, действовавшие 2015 году, относительно земельных участков с кадастровыми номерами 50:44:0020302:4 и 50:44:0020302:5, с видами разрешенного использования:
2.2. для жилищного строительства в проектируемом 5-ом микрорайоне
или
2.3. для размещения административных зданий, объектов образования, науки. здравоохранения и социального обеспечения. Физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, а также сообщить номер приложения и строку (строки) приложения к указанному распоряжению, содержащие испрашиваемую информацию.
3. предоставить надлежаще заверенный документ:
3.1. извлечение из распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области", которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, действовавшего в 2015 году, относительно земельных участков с кадастровыми номерами 50:44:0020302:4 и 50:44:0020302:5, с видами разрешенного использования:
3.2. для жилищного строительства в проектируемом 5-ом микрорайоне
или
3.3. для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии. 4. предоставить информацию (сообщить): какие объекты права были зарегистрированы в ЕГРП, в году и какими документами (заявлениями, решениями, выписками) подтверждается указанное обстоятельство:
4.1. земельный участок площадью 283 900 кв. м, с кадастровым номером 50:44:0020302:4, вид разрешенного использования: для жилищного строительства в проектируемом 5-ом микрорайоне?
4.2. земельный участок площадью 7000 кв. м, с кадастровым номером 50:44:0020302:5, вид разрешенного использования: для жилищного строительства в проектируемом 5-ом микрорайоне?
или
4.3. земельный участок площадью 283 900 кв. м, с кадастровым номером 50:44:0020302:4, вид разрешенного использования: для размещения административных зданий, объектов образования, науки. здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии?
4.4. земельный участок площадью 7000 кв. м, с кадастровым номером 50:44:0020302:5, вид разрешенного использования: для размещения административных зданий, объектов образования, науки. здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии?
Письмом от 05.05.2021 управление сообщило заявителю, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются на основании запроса, форма которого устанавливается органом нормативно-правового регулирования.
Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (в том числе порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, состав и порядок заполнения таких запросов и форм), и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Запрос, представленный не по установленной в соответствии с настоящей частью форме и (или) с нарушением установленного в соответствии с настоящей частью порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, считается неполученным и не рассматривается, о чем заявитель уведомляется не позднее срока, установленного частью 9 настоящей статьи. Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержден приказом Росреестра от 08.04.2021 N П/0149.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, по запросам о предоставлении сведений лиц, не указанных в части 1 настоящей статьи, аналитическая и иная информация предоставляются за плату. Размер, порядок взимания и возврата платы за предоставление указанных сведений и информации (за исключением аналитической информации) устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, предприниматель ссылался на то, что заинтересованным лицом не принято по существу решение по заявлению от 14.03.2021, а именно: о предоставлении запрошенных документов или отказа в предоставлении документов с обоснованием причин.
Удовлетворяя заявление предпринимателя в указанной части, суды исходили из его обоснованности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов(решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: 1) реестра объектов недвижимости; 2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества; 3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий; 4) реестровых дел; 5) кадастровых карт; 6) книг учета документов.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, являются общедоступными, если иное не установлено законом (часть 5 указанной статьи).
Согласно части 1 статьи 62 названного Закона сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются публично-правовой компанией, указанной в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, по запросам любых лиц, в том числе посредством использования информационнотелекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются на основании запроса, форма которого устанавливается органом нормативно-правового регулирования. Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (в том числе порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, состав и порядок заполнения таких запросов и форм), и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 5 указанной статьи).
Согласно пункту 30 приказа Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" (далее - приказ N 968), действовавшего в спорный период, запрос представляется в орган регистрации прав по выбору заявителя в виде бумажного документа, представляемого заявителем при личном обращении; в виде бумажного документа путем его отправки по почте; в электронной форме путем заполнения формы запроса, размещенной на официальных сайтах и едином портале; в электронной форме посредством отправки электронного документа с использованием веб-сервисов.
В силу части 13 статьи 62 Закона N 218-ФЗ сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются только, среди прочего: 1) самим правообладателям или их законным представителям; 2) физическим и юридическим лицам, имеющим доверенность от правообладателя или его законного представителя; 3) залогодержателю в отношении объектов недвижимого имущества, которые находятся у него в залоге или права на которые предоставлены ему в залог.
Правообладателю, его законному представителю, лицу, получившему доверенность от правообладателя или его законного представителя, по их заявлениям выдаются в форме документов на бумажном носителе или электронных образов документов копии договоров и иных документов, которые выражают содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и содержатся в реестровых делах (часть 15 указанной статьи).
Пунктом 21 приказа N 968 предусмотрено, что органом регистрации прав в соответствии с настоящим Порядком выдаются сведения, содержащиеся в ЕГРН, в виде копий помещенных в реестровое дело документов, выражающих содержание сделок, на основании которых: за собственником объекта недвижимого имущества, владельцем объекта недвижимого имущества на ином вещном праве согласно записи в ЕГРН на момент подачи ими запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, представленного в соответствии с настоящим Порядком, зарегистрировано указанное право (предоставляются правообладателю, нотариусу); в ЕГРН зарегистрированы сделка, ограничение права, обременение объекта недвижимости, записи о которых на момент представления правообладателем либо лицом, в пользу которого установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости (стороной сделки), запроса не погашены (предоставляются правообладателю, нотариусу либо лицу, в пользу которого установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости); в ЕГРН были зарегистрированы сделка, ограничение права, обременение объекта недвижимости, записи о которых на момент представления им либо лицом, в пользу которого были установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости (стороной сделки), запроса погашены (предоставляются лицу, в пользу которого установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости, нотариусу); правообладателю, лицу, в пользу которого установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости (стороне сделки), было отказано в государственной регистрации сделки, перехода права, ограничения права, обременения объекта недвижимости (предоставляются правообладателю, нотариусу, лицу, в пользу которого установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости, стороне сделки).
Между тем суды указали, что в настоящем случае заявление предпринимателя по существу не рассмотрено заинтересованным лицом, поскольку ответ не содержал сведений об удовлетворении заявления (полностью или в части) или отказе в удовлетворении заявления с указанием причин невозможности предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН и указанных в пункте 21 приказа N 968.
Суды обоснованно отметили, что указанное создает неопределенность для заявителя, нарушает его права.
В связи с изложенным требование заявителя о признании незаконным бездействия управления, выразившееся в нерассмотрении по существу и не представлении ответа по всем вопросам, содержащимся в заявлении ИП Дунаевой от 14.03.2021 о предоставлении информации и документов, обоснованно удовлетворено.
Нарушений судами норм материального и процессуального права, которые могут повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 ноября 2021 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2022 года по делу N А41-35779/21 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 21 приказа N 968 предусмотрено, что органом регистрации прав в соответствии с настоящим Порядком выдаются сведения, содержащиеся в ЕГРН, в виде копий помещенных в реестровое дело документов, выражающих содержание сделок, на основании которых: за собственником объекта недвижимого имущества, владельцем объекта недвижимого имущества на ином вещном праве согласно записи в ЕГРН на момент подачи ими запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, представленного в соответствии с настоящим Порядком, зарегистрировано указанное право (предоставляются правообладателю, нотариусу); в ЕГРН зарегистрированы сделка, ограничение права, обременение объекта недвижимости, записи о которых на момент представления правообладателем либо лицом, в пользу которого установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости (стороной сделки), запроса не погашены (предоставляются правообладателю, нотариусу либо лицу, в пользу которого установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости); в ЕГРН были зарегистрированы сделка, ограничение права, обременение объекта недвижимости, записи о которых на момент представления им либо лицом, в пользу которого были установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости (стороной сделки), запроса погашены (предоставляются лицу, в пользу которого установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости, нотариусу); правообладателю, лицу, в пользу которого установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости (стороне сделки), было отказано в государственной регистрации сделки, перехода права, ограничения права, обременения объекта недвижимости (предоставляются правообладателю, нотариусу, лицу, в пользу которого установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости, стороне сделки).
Между тем суды указали, что в настоящем случае заявление предпринимателя по существу не рассмотрено заинтересованным лицом, поскольку ответ не содержал сведений об удовлетворении заявления (полностью или в части) или отказе в удовлетворении заявления с указанием причин невозможности предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН и указанных в пункте 21 приказа N 968."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 мая 2022 г. N Ф05-8180/22 по делу N А41-35779/2021