г. Москва |
|
18 мая 2022 г. |
Дело N А40-73716/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Дербенева А.А., Матюшенковой Ю.Л.
при участии в заседании:
от заявителя: Серков А.И., по доверенности от 19.05.2021;
от заинтересованных лиц: Коршунов М.Н., по доверенности от 25.02.2022;
рассмотрев 16 мая 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.08.2021,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Борса-Внуково"
к Управлению Федеральной налоговой службы по г. Москве, Инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по г. Москве
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Борса-Внуково" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган) от 15.10.2020 N 12-25/10918, от 15.01.2021 N 21-10/003973.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.08.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами судов, инспекция обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права.
В материалы дела обществом представлены возражения на кассационную жалобу.
В судебном заседании представители инспекции и общества поддержали приведенные в жалобе и представленных в материалы дела возражениях доводы, дали пояснения.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами, оспариваемым решением общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с непредставлением им по требованию инспекции от 13.07.2020 N 10918 документов (информации) за период с 23.06.2016 по 31.12.2018 для проведения мероприятий налогового контроля в виде штрафа в размере 561 400 руб. (исходя из 2 807 шт. непредставленных документов согласно перечня-таблицы оспариваемого решения).
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении спора, руководствуясь положениями статей 93, 106, 109, 126 Налогового кодекса, правовой позицией, изложенной Конституционным Судом РФ в определениях от 04.07.2002 N 202-О, от 18.06.2004 N 201-О, в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, суды признавая неправомерным привлечение налогоплательщика к ответственности за непредставление документов, исходили из отсутствия вины общества при нарушении обязательств по предоставлению запрошенных налоговым органом документов.
Суды, исследовав и оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, установили что оригиналы запрашиваемых документов находились у налогового органа в связи с проведенной выемкой 16.12.2019 на основании постановления налогового органа N 12-25/20/1 которые были изъяты и не возвращены налогоплательщику, что подтверждается протоколами от 24.01.2020 и 04.02.2020, либо представлены ранее налогоплательщиком в рамках требования от 28.01.2019 N 905, о чем общество неоднократно уведомляло инспекцию, что подтверждается письма исх. N 1 от 19.03.2020: исх. N 2 от 28.03.2020; исх. N 3 от 07.07.2020; исх. N 4 от 21.07.2020; исх. N 5 от 21.07.2020 принятые инспекцией.
При этом суды приняли во внимание, что п. 1.13 спорного Требования предписывает представить документы в целях обоснования расходов по операциям перечисленным в приложении к указанному Требованию (в количестве 1 488 шт.). В качестве приложения к Требованию, приложены книги учета доходов и расходов Заявителя.
В данном случае судами установлено, что спорное Требование не содержит указания на какой-либо индивидуально-определенный документ, который следует представить налогоплательщику, а содержит указания на категории документов.
По смыслу статей 88, 93 НК РФ требование о представлении необходимых для налоговой проверки документов должно содержать достаточно определенные данные о документах, которые истребуются налоговым органом, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки. Если такое требование не исполнено налогоплательщиком по причине истребования документов, которые не относятся к предмету налоговой проверки, или по причине неопределенности истребуемых документов, оснований для применения ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, не имеется.
Названная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2008 N 15333/07.
Таким образом, судами установлено, что указанное требование не содержит перечня истребуемых налоговым органом документов, а согласно тексту самого требования к нему приложены не перечни с указанием индивидуально-определенных реквизитов запрашиваемых документов, а реестры хозяйственных операций.
Основываясь на совокупности приведенных нормативных положений и обстоятельств дела, суды обоснованно сочли, что оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Кодекса, при данных обстоятельствах не имеется.
Доводы инспекции, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, получили надлежащую правовую оценку и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, а направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Несогласие налогового органа с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.08.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 по делу N А40-73716/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
А.А. Дербенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении спора, руководствуясь положениями статей 93, 106, 109, 126 Налогового кодекса, правовой позицией, изложенной Конституционным Судом РФ в определениях от 04.07.2002 N 202-О, от 18.06.2004 N 201-О, в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, суды признавая неправомерным привлечение налогоплательщика к ответственности за непредставление документов, исходили из отсутствия вины общества при нарушении обязательств по предоставлению запрошенных налоговым органом документов.
...
По смыслу статей 88, 93 НК РФ требование о представлении необходимых для налоговой проверки документов должно содержать достаточно определенные данные о документах, которые истребуются налоговым органом, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки. Если такое требование не исполнено налогоплательщиком по причине истребования документов, которые не относятся к предмету налоговой проверки, или по причине неопределенности истребуемых документов, оснований для применения ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, не имеется.
Названная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2008 N 15333/07.
...
Основываясь на совокупности приведенных нормативных положений и обстоятельств дела, суды обоснованно сочли, что оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Кодекса, при данных обстоятельствах не имеется."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 мая 2022 г. N Ф05-9110/22 по делу N А40-73716/2021
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9110/2022
24.11.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-75210/2022
18.05.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9110/2022
26.01.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-64573/2021
13.08.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-73716/2021