город Москва |
|
19 мая 2022 г. |
Дело N А40-61696/21-149-429 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ЗАО "Канопус-авто": Гурова Д.А. (дов. от 01.03.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Госинспекции по недвижимости: не явились, извещены;
рассмотрев 12 мая 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Канопус-авто" на решение Арбитражного суда города Москвы от 07 октября 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 февраля 2022 г. по делу N А40-61696/21-149-429
по заявлению закрытого акционерного общества "Канопус-авто"
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
15 марта 2021 г. главным инспектором (инспекторами) Управления контроля за объектами недвижимости по Западному административному округу Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости, административный орган) проведено плановое (рейдовое) обследование территории с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Терешкова, вл. 1.
В ходе проведения обследования административным органом установлено, что по сведениям Информационной системы по формированию и ведению реестра объектов недвижимости города Москвы (далее - ИС РЕОН) земельный участок по адресному ориентиру: г. Москва, ул. Терешкова, вл. 1 на кадастровый учет не поставлен, земельно-правовыми отношениями не обременен (далее - земельный участок).
В границах земельного участка расположено нежилое одноэтажное строение площадью 343 кв.м (далее - строение).
Строение на государственный кадастровый учет не поставлено, имущественными правами не обременено. В ИАС РЕОН разрешительная документация на строительство строения отсутствует, в технической документации ГБУ "МосгорБТИ" не учтено.
По результатам проверки составлен рапорт о результатах планового (рейдового) обследования от 15 марта 2021 г. N 9079890, в котором зафиксированы выявленные нарушения и фототаблица, а также акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 15 марта 2021 г. N 9079890.
22 марта 2021 г. Государственным бюджетным учреждением города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН") в адрес пользователя земельного участка - закрытого акционерного общества "Канопус-авто" (далее - ЗАО "Канопус-авто", общество, заявитель) было направлено уведомление N МКМЦН-исх-1292/21 о добровольном осуществлении демонтажа незаконно возведенного объекта в срок до 31 марта 2021 г., с указанием на то, что по истечению указанного срока выполнение указанных работ будет обеспечено Госинспекцией по недвижимости в соответствии Положением о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП.
Считая свои права нарушенными, ЗАО "Канопус-авто" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Госинспекции по недвижимости по организации демонтажа здания 343 кв.м (строение 2, по адресу ул. Терешково вл. 1), признании не действующими акт и рапорт от 15 марта 2021 г. N 9079890, вынесенные сотрудниками ГИН г. Москвы в отношение земельного участка с адресным ориентиром г. Москва, ул. Терешково вл. 1 (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 октября 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 февраля 2022 г., в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "Канопус-авто" просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что строение принадлежит обществу на праве собственности, подключено к инженерным сетям.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ЗАО "Канопус-авто" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Госинспекции по недвижимости в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ЗАО "Канопус-авто", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков (далее - Положение).
Указанное Положение определяет порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы в рамках предоставленных им полномочий по выявлению и пресечению фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Разделом II Приложения 1 к указанному Положению установлено Порядок выявления и пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков.
В силу пункта 3.3 приложения 1 к Положению в случае выявления управой района города Москвы, органами исполнительной власти города Москвы, указанными в пункте 3.2 настоящего Положения, либо Госинспекцией по недвижимости в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, Госинспекцией по недвижимости в срок 15 рабочих дней проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого составляет один из следующих актов:
Акт об отсутствии факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае отсутствия на соответствующем земельном участке признаков (фактов), указанных в пунктах 2.1, 2.2 настоящего Положения, а также в случае подтверждения проведения лицом, имеющим право на использование земельного участка, ремонтных работ и работ по благоустройству территории соответствующего земельного участка, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества города Москвы (пункт 3.3.1).
Акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае наличия на соответствующем земельном участке признаков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, с направлением в течение двух дней копии данного акта в префектуру соответствующего административного округа города Москвы и Департамент городского имущества города Москвы, а при наличии в информационной системе сведений о наличии разрешения на строительство, в том числе срок действия которого истек, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Комитет государственного строительного надзора города Москвы (пункт 3.3.2).
Акт о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости в случае наличия признаков, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества города Москвы (пункт 3.3.3).
Пунктом 4.1.1 положения установлено, что Госинспекция по недвижимости в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
В случае наличия права пользования земельным участком для целей эксплуатации объекта недвижимости осуществление мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка осуществляется с сохранением возможности для использования расположенного на земельном участке объекта недвижимости в соответствии с целевым назначением такого объекта недвижимости.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые действия являются законными и обоснованными, не нарушают прав и законных интересов общества, поскольку Госинспекция по недвижимости действовала в рамках предоставленных ей полномочий, с соблюдением приведенных выше норм законодательства Российской Федерации.
При этом судами установлено, что Госинспекцией по недвижимости 15 марта 2021 г. составлен акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка N 9079890, которым зафиксированы результаты проведенного сотрудниками административного органа обследования на земельном участке в рамках предоставленных им полномочий по выявлению и пресечению фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Судом апелляционной инстанции также приняты во внимание судебные акты принятые по делу N А40-60909/21, которыми в удовлетворении требований ЗАО "Канопус-Авто" к Департаменту городского имущества города Москвы и Госинспекции по недвижимости о признании права собственности на здание, расположенное по адресу: город Москва, ул. Терешково, вл. 1, стр. 2, площадью 343 кв.м отказано.
Возникновение права собственности не является предметом обсуждения по данному делу.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07 октября 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 февраля 2022 г. по делу N А40-61696/21-149-429 оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "Канопус-авто" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае наличия на соответствующем земельном участке признаков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, с направлением в течение двух дней копии данного акта в префектуру соответствующего административного округа города Москвы и Департамент городского имущества города Москвы, а при наличии в информационной системе сведений о наличии разрешения на строительство, в том числе срок действия которого истек, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Комитет государственного строительного надзора города Москвы (пункт 3.3.2).
Акт о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости в случае наличия признаков, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества города Москвы (пункт 3.3.3).
Пунктом 4.1.1 положения установлено, что Госинспекция по недвижимости в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 мая 2022 г. N Ф05-5680/22 по делу N А40-61696/2021