г. Москва |
|
27 мая 2022 г. |
Дело N А40-87915/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Горшковой М.П.,
судей Ворониной Е.Ю., Кочеткова А.А.,
при участии в заседании:
от истца - не явился, извещен
от ответчика - не явился, извещен
от третьего лица - не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу
Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных
домов Кузбасса"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 17 декабря 2021 года,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 27 января 2022 года,
в деле по иску Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта
многоквартирных домов Кузбасса"
к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации
по Кемеровской области
третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса" (далее - НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса", истец) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному образовательному учреждению высшего образования "Московский политехнический университет" о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт в многоквартирном доме за период с 01.10.2019 по 31.03.2021 в размере 13 417 руб. 47 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, третье лицо).
Определением Арбитражного суда города Москвы от 30 июня 2021 года в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено ходатайство истца о замене ненадлежащего ответчика на надлежащего с Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования "Московский политехнический университет" на Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области (далее - ГУ МВД России по Кемеровской области, ответчик).
В порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец уточнил исковые требования, просил суд взыскать с ГУ МВД России по Кемеровской области сумму задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01.10.2019 по 30.04.2021 в размере 14 244 руб. 91 коп., пени в размере 842 руб. 64 коп. Протокольным определением от 05 октября 2021 года уточненные исковые требования приняты судом.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2022 года решение Арбитражного суда города Москвы от 17 декабря 2021 года оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, в связи с чем просит обжалуемые решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В доводах кассационной жалобы истец указывает, что судами не учтены положения части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующей, что не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт переходит к новому собственнику не зависимо от того, когда было зарегистрировано право оперативного управления по спорным жилым помещениям.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
От истца поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнения к кассационной жалобе. Дополнения к кассационной жалобе приобщены судом к материалам дела.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что, в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, ГУ МВД по Кемеровской области является правообладателем жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах на территории Кемеровской области - Кузбасса и принадлежащих на праве оперативного управления ответчику, а именно: жилое помещение, общей площадью 53,8 кв.м, с кадастровым номером: 42:32:0103013:2888, по адресу: Россия, Кемеровская область - Кузбасс, г. Прокопьевск, пр-т Гагарина, д. 19, кв. 3, жилое помещение, общей площадью 54.6 кв.м, с кадастровым номером: 42:32:0103013:2886, по адресу: Россия, Кемеровская область - Кузбасс, г. Прокопьевск, пр-т Гагарина, д. 19, кв. 1
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2013 N 67 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах Кемеровской области на 2014 - 2043 годы" указанные помещения в многоквартирных домах включены в региональную программу. Программа была опубликована в издании "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровское области" 25.03.2014, соответственно обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах возникла с 01.12.2014.
Поскольку в установленные законом сроки, собственник не выбрал способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома по указанному адресу, формирование фонда капитального ремонта производится на счете регионального оператора.
Истец указывает, что за период с 01.10.2019 по 30.04.2021 у ответчика образовалась задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома в размере 14 244 руб. 91 коп.
Судом установлено, что, согласно выпискам из ЕГРН от 15.04.2021, спорные помещения являются собственностью Российской Федерации и находились в оперативном управлении Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Московский политехнический университет" (ФГБОУ "Московский политехнический университет", Московский политех)).
Между ФГБОУ "Московский политехнический университет" и ООО "Управляющая компания "Жилищное хозяйство" был заключен договор N 593, согласно условиям которого Московский политех производил оплату взносов на капитальный ремонт за данные помещения с января 2017 года по январь 2019 года.
В соответствии с Распоряжением Территориального управления Росимущества в г. Москве от 17.12.2020 N 77-1641-р прекращено право оперативного управления Московского Политеха федеральным недвижимым имуществом по адресу: Кемеровская область, г. Прокопьевск, пр-т Гагарина, д. N 19, кв. 1 и Кемеровская область, г. Прокопьевск, пр-т Гагарина, д. N 19, кв. 3.
Жилые помещения переданы ГУ МВД по Кемеровской области по акту приема-передачи от 02.04.2021.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23.08.2021 ГУ МВД России по Кемеровской области является правообладателем с 06.05.2021 на праве оперативного управления спорных помещений.
Руководствуясь положениями статей 210, 216, 296, 298, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 153, 154, 158, 169, 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку право оперативного управления ответчика на спорные жилые помещения возникло с 06.05.2021, после периода заявленного ко взысканию.
Между тем судами не учтены следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
На основании части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса РФ, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В пункте 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ определено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право оперативного управления как вещное право не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Судами установлено, что спорные помещения являются собственностью Российской Федерации и находились в оперативном управлении Московский политех. Жилые помещения переданы ГУ МВД по Кемеровской области по акту приема-передачи от 02.04.2021. ГУ МВД России по Кемеровской области является правообладателем с 06.05.2021 на праве оперативного управления спорных помещений.
В материалы дела представлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, согласно которой спорное помещение принадлежало на праве оперативного управления федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Московский политехнический университет" с 08.11.2016 по 06.05.2021 (дата прекращения права).
При принятии судебных актов судами не применены положения части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт переходит к новому собственнику.
В нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций не проверили обоснованность расчета цены иска, не исследовали имеющиеся в материалах дела доказательства, не дали им правовой оценки.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция полагает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, что привело к принятию неправильного судебного акта, в связи с чем, в соответствии с частями 1 - 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отмене.
Так как для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 названного Кодекса подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить круг обстоятельств, подлежащих доказыванию в рамках данного спора, с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дать надлежащую правовую оценку всем доказательствам в их совокупности и взаимной связи, проверить доводы сторон, размер заявленных требований и при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17 декабря 2021 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2022 года по делу N А40-87915/2021 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
М.П. Горшкова |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ определено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
...
При принятии судебных актов судами не применены положения части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт переходит к новому собственнику.
В нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций не проверили обоснованность расчета цены иска, не исследовали имеющиеся в материалах дела доказательства, не дали им правовой оценки."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 мая 2022 г. N Ф05-4542/22 по делу N А40-87915/2021
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23095/2023
28.02.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-87915/2021
27.05.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4542/2022
27.01.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-88098/2021
17.12.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-87915/2021