г. Москва |
|
31 мая 2022 г. |
Дело N А40-177815/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от ОАО "РЖД": Чернов М.И. по доверенности от 21.01.2021, паспорту;
от Федеральной антимонопольной службы: Гузачева Е.А. по доверенности от 23.12.2021, удостоверению;
от ООО "К.У.Б.": Михеев И.В. по доверенности от 12.11.2021, удостоверению;
рассмотрев 25 мая 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "К.У.Б."
на решение от 25 ноября 2021 года Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 22 февраля 2022 года Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-177815/2021
по заявлению ОАО "РЖД"
к Федеральной антимонопольной службе
третье лицо: ООО "К.У.Б."
о признании незаконными решение и предписание,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее -ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России) о признании незаконными решения и предписания от 05.08.2021 г. по делу N 223-ФЗ-420/21.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "К.У.Б.".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 ноября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2022 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ООО "К.У.Б." просит об отмене указанных судебных актов, полагая, что они приняты при неправильном применении норм процессуального и материального права.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "К.У.Б." поддержал доводы кассационной жалобы.
В заседании кассационной инстанции представитель ФАС России возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель ОАО "РЖД" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направили, что, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Комиссией ФАС России по результатам рассмотрения жалобы ООО "К.У.Б." от 29.07.2021 г. N 47 на действия (бездействие) ОАО "РЖД" (заказчика) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 201/ОКЭ-ЦДИ/21 на право заключения договора поставки, монтажа и ввода в эксплуатацию модульных зданий "Табельных", предназначенных для размещения работников ОАО "РЖД" (извещение N 32110148218), вынесено решение от 05.08.2021 г. по делу N 223-ФЗ-420/21, которым жалоба ООО "К.У.Б." признана обоснованной, ОАО "РЖД" признано нарушившим часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
ОАО "РЖД" выдано предписание от 05.08.2021 г. по делу N 223-ФЗ-420/21, в соответствии с которым, в том числе, предписано до 24.08.2021 г обществу, оператору отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки, уведомить участников конкурса об отмене протоколов; процедуру конкурса начать заново, при этом пересмотреть заявку ООО "К.У.Б." в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупках, закупочной документации (далее - Документация).
Удовлетворяя заявление общества, суды правомерно и обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 3.6.2 Документации конкурсные заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям, изложенным в конкурсной документации, на основании представленных в составе конкурсных заявок документов, а также иных источников информации, предусмотренных конкурсной документацией, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.
Из требований пункта 3.6.5 Документации следует, что в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, заказчик обязан отстранить такого участника конкурса на любом этапе проведения конкурса
В соответствии с пунктом 3.6.10 Заказчик вправе до подведения итогов конкурса в письменной форме запросить у государственных и иных учреждений, юридических и физических лиц информацию и документы, необходимые для подтверждения достоверности сведений, представленных в составе заявки, а также для подтверждения соответствия участника, предлагаемых им товаров, работ, услуг, требованиям конкурсной документации.
В то же время пунктом 3.6.11 Документации предусмотрено, что Заказчик вправе проверять соответствие участников, предлагаемых ими товаров, работ, услуг требованиям конкурсной документации, достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, в том числе путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству РФ, включая официальные сайты государственных органов и организаций в сети Интернет.
Таким образом, ОАО "РЖД" в силу установленного порядка проведения конкурса обладало правом проверки достоверности сведений участником закупки.
ООО "К.У.Б." обратилось с жалобой в ФАС России, где указало в качестве основания для обращения несогласие с отклонением заявки на участие в закупке.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки конкурсных заявок от 19.07.2021 г. N 201/ОКЭ-ЦДИ/21/1 участнику N 4 (ООО "К.У.Б.") отказано в допуске к участию в конкурсе на основании пункта 3.6.4.1 в связи с предоставлением участником в составе заявки информации, несоответствующей действительности, а именно: участником предоставлена недостоверная информация об отсутствии жалоб, претензий по договору, указанному в "Сведениях об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров", а также представлены сертификаты соответствия на модульные здания информация о которых отсутствует на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).
В случае указания в составе заявки сведений о наличии жалоб, претензий, исковых заявлений со стороны контрагента в связи с ненадлежащим исполнением участником обязательств по договору, такая заявка не подлежит отклонению от участия в закупке.
В то же время требование о предоставлении участником информации о наличии к нему жалоб, претензий, исковых заявлений со стороны контрагента в связи с ненадлежащим исполнением участником обязательств по договору предоставляет обществу (заказчику) возможность оценить деловую репутацию такого участника и для себя определить риски ненадлежащего исполнения таким участником своих обязательств.
ООО "К.У.Б.", реализуя свое право на участие в конкурсе, согласилось на условия проведения закупки, что подтверждается поданной на участие заявкой. При этом, подавая заявку, тот или иной участник соглашается с предложенным заказчиком порядком проведения конкурса в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом, как отметили суды, положения документации, в том числе в части отклонения заявки за предоставление недостоверных сведений, ООО "К.У.Б." до подачи заявки на участие в закупке не обжаловались.
Суды установили, что с учетом ответов, поступивших на запросы антимонопольного органа, подтверждено представление недостоверных сведений ООО "К.У.Б." в части его утверждения об отсутствии ненадлежащего исполнения по ранее заключенным договорам, в том числе в части просрочки исполнения обязательства.
Суды пришли к выводу, что в совокупности обстоятельства, изложенные в оспариваемом решении, свидетельствуют об умышленном введении в заблуждение ОАО "РЖД" посредством предоставления ООО "К.У.Б." недостоверных сведений в целях получения преимуществ перед другими участниками в нарушение принципа добросовестной конкуренции, предусмотренного статьей 3 Закона о закупках.
Согласно Положению о закупках ОАО "РЖД", в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, Заказчик, руководствуясь пунктом 3.6.4. части 3 конкурсной документации, обязан отстранить такого участника конкурса на любом этапе проведения конкурса.
В соответствии с Законом о закупках правовую основу закупок товаров, работ и услуг лицами, подпадающими под действие данного закона, составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, непосредственно сам Закон о закупках, а также положение о закупке, при этом положение о закупке в силу статьи 2 Закона о закупках является основополагающим документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Суды исходили из того, что предоставление информации об участнике в полном объеме и её соответствие действительности является дополнительным критерием для допуска заявки участника к рассмотрению и оценке комиссией заказчика, установленным в соответствии с условиями Положения о закупке, в связи с чем вывод ФАС России о принятии неправомерного решения об отказе в допуске ООО "К.У.Б." к участию в закупке не соответствует нормам действующего законодательства в сфере закупок и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений судами норм материального и процессуального права, которые могут повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо повлечь безусловную отмену последних судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 ноября 2021 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2022 года по делу N А40-177815/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Законом о закупках правовую основу закупок товаров, работ и услуг лицами, подпадающими под действие данного закона, составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, непосредственно сам Закон о закупках, а также положение о закупке, при этом положение о закупке в силу статьи 2 Закона о закупках является основополагающим документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 мая 2022 г. N Ф05-11582/22 по делу N А40-177815/2021