город Москва |
|
02 июня 2022 г. |
Дело N А41-4949/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 26 мая 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
истца - Администрации Одинцовского городского округа Московской области
на решение от 03 декабря 2021 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 15 февраля 2022 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-4949/21
по иску Администрации Одинцовского городского округа Московской области
о взыскании стоимости восстановительных работ
к АО "Универсал",
третьи лица: Минэкологии Московской области, Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям, АО "Одинцовский лакокрасочный завод", МБУ "Одинцовское городское хозяйство",
УСТАНОВИЛ:
Администрация Одинцовского городского округа Московской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к АО "Универсал" (далее - общество) о взыскании стоимости восстановительных работ в размере 10.004.195,48 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Минэкологии Московской области, Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям, АО "Одинцовский лакокрасочный завод" и МБУ "Одинцовское городское хозяйство".
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация Одинцовского городского округа Московской области обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, администрацией 26.08.2020 при осмотре руслового пруда на р. Самаринка в д. Глазынино (Глазынинский пруд) зафиксировано наличие маслянистого вещества на поверхности русла р. Самаринка и Глазынинского пруда. При осмотре территории выявлено, что загрязненная нефтепродуктами сточная вода поступала в р. Самаринка и Глазынинский пруд из коллектора ливневой канализации, который частично расположен вдоль улицы Маковского, далее пересекает Транспортный проезд и берет свое начало у предприятий южной промзоны г. Одинцово.
Указанный коллектор на балансе муниципальных организаций не значится. Частично коллектор проходит по территории общества, которая является закрытой для въезда и прохода посторонних лиц.
27.08.2020 в присутствии членов комиссии в составе представителя Минэкологии Московской области, администрации, МБУ "Одинцовское городское хозяйство" в целях установления источника несанкционированного слива в коллектор с водовыпуском в районе ул. Верхне-Пролетарской, д. 26, повлекшего загрязнение водного объекта - р. Самаринка и Глазынинского пруда, и характера загрязняющих веществ произведен отбор проб воды по следующим адресам:
- проба N 1: колодец ливневый на территории АО "Одилак", по координатам 55.665457,37.277064;
- проба N 2: колодец ливневый на территории АО "Универсал", по координатам 55.666295,37.274378;
- проба N 3: р. Самаринка, около коллектора под улицей Сосновой по координатам 55.664628,37.295345;
- проба N 4: Глазынинский пруд, вблизи бонов, по координатам 55.664414,37.297759;
- проба N 5: колодец ливневый вблизи д. 33А, Транспортный проезд, по координатам 55.664602,37.278442.
Пробы сточной и природной воды переданы на исследование в испытательные лаборатории ООО "Лаб24", аттестат аккредитации от 24.02.2016 N RA.RU.21H50 и ЗАО "РОСА", аттестат аккредитации от 09.11.2015 N РОСС RU.0001.510078.
Результат исследований показал превышение концентрации нефтепродуктов, которые идентифицированы как минеральное масло, в колодцах ливневой канализации, расположенных в границах или вблизи земельных участков частных хозяйствующих субъектов: проба N 1, проба N 5 (территория АО "Одилак") и значительное превышение нефтепродуктов в колодце: проба N 2 (территория АО "Универсал").
Содержание нефтепродуктов в пробе N 2 составило 26 +/- 6 мг/дм3, при нормативе 0,1 мг/дм3 согласно ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования".
Также превышение концентрации нефтепродуктов (минеральное масло) обнаружено в пробе N 3 (р. Самаринка около коллектора) и в пробе N 4 (Глазынинский пруд, вблизи бонов).
Суды указали, что администрация ссылалась на то, указанные данные свидетельствуют о том, что загрязнение нефтепродуктами осуществлено с земельных участков общества, по которым проходит трасса коллектора.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0030204:67, площадью 53.310 +/-81 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - производственная деятельность, склады, кадастровый номер 50:20:0030204:68, площадью 7.870+/- 31 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственных целей принадлежат на праве собственности обществу, ИНН: 5032001285, регистрационные записи от 15.08.2012 N 50-50-20/046/2012-193 и N 50-50-20/046/2012-192.
Также администрация указывала, что для восстановления нарушенного состояния водных объектов - р. Самаринка и Глазынинского пруда ликвидации последствий загрязнения требуется промывка специализированными средствами труб коллектора от остатков нефтепродуктов.
Суды установили, что администрация, руководствуясь Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), заказала локальный сметный расчет стоимости восстановительных работ в связи с загрязнением нефтепродуктами коллектора ливневой канализации в промзоне г. Одинцово, согласно которому стоимость составила 10.004.195,48 руб.
Претензией от 26.10.2020 N 3.2.7/1638 администрация уведомила общество о возмещении ущерба окружающей среде и водным объектам, причиненного загрязнением коллектора нефтепродуктами.
Поскольку требования претензии не исполнены обществом в добровольном порядке, администрация обратилась в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Отказывая администрации в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В силу статьи 77 Закона об охране окружающей среды, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Частью 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Согласно части 1 статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации, лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Суды правомерно отметили, что по смыслу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для привлечения лица к гражданско-правовой ответственности за причинение вреда администрации необходимо доказать противоправность поведения причинителя вреда, вину данного лица, факт и размер причиненных противоправными действиями этого лица убытков, а также причинно-следственную связь между противоправными действиями причинителя вреда и возникшим вредом.
Суды указали, что администрация утверждала, что, несмотря на принятые органами местного самоуправления Одинцовского городского округа меры по локализации загрязнения, остатки и смывы нефтепродуктов до настоящего времени продолжают поступать из коллектора в р. Самаринка и Глазынинский пруд, а указанные обстоятельства продолжают наносить экологический вред водным объектам, растительному и животному миру, а также ухудшают условия жизнедеятельности жителей близлежащих микрорайонов города Одинцово, а результаты отборов проб воды свидетельствуют о том, что загрязнение нефтепродуктами осуществлено с земельных участков общества, по которым проходит трасса коллектора.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ), измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации.
Таким образом, суды правомерно отметили, что измерения должны выполняться в соответствии с аттестованными методиками измерений.
Общие требования к отбору, транспортированию и подготовке к хранению проб воды, предназначенных для определения показателей ее состава и свойств, установлены в ГОСТ 31861-2012 "Межгосударственный стандарт. Вода. Общие требования к отбору проб", введенным в действие приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1513-ст (далее - ГОСТ 31861-2012).
ГОСТ 31861-2012 распространяется на любые типы вод и устанавливает общие требования к отбору, транспортированию и подготовке к хранению проб воды, предназначенных для определения показателей ее состава и свойств, и используется для исследования качества воды, для установления программы исследований или обнаружения изменений долгосрочного характера, определения состава и свойств воды по показателям, регламентированным в нормативных документах (НД), идентификации источников загрязнения водного объекта.
В свою очередь, ГОСТ 17025-2019 "Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий", введенный в действие приказом Росстандарта от 04.04.2011 N 41-ст (далее - ГОСТ 17025-2019), устанавливает общие требования к компетентности лабораторий в проведении испытаний и/или калибровки, включая отбор образцов, испытания и калибровку, проводимые по стандартным методикам, нестандартным методикам и методикам, разработанным лабораторией. Лаборатория в своей деятельности должна использовать методы и процедуры, соответствующие области ее деятельности. Они включают в себя отбор образцов, обращение с ними, транспортирование, хранение и подготовку объектов, подлежащих испытаниям и/или калибровке, и, если уместно, оценку неопределенностей измерений, а также статистические методы анализа данных испытаний и/или калибровки (пункт 5.4.1 ГОСТ 17025-2019). Лаборатория должна использовать методики испытаний и/или калибровки, включая методы отбора образцов, которые отвечают потребностям заказчиков и пригодны для предпринимаемых испытаний и/или калибровки (пункт 5.4.2 ГОСТ 17025-2019).
Таким образом, суды правомерно заключили, что при проведении исследований, связанных с определением показателей состава и свойств воды, лаборатория ООО "Лаб24" обязана следовать требованиям ГОСТ 31861-2012 как соответствующего стандарта, что следует из части 1 статьи 5 Федерального закона N 102-ФЗ.
Способы консервации, требования к хранению и сроки хранения проб для каждого вещества определяются в методиках измерений, которые являются обязательными для применения (пункты 3.5 и 3.7 ГОСТ 31861-2012).
В соответствии с пунктом 3.7 ГОСТ 31861-2012, пробы воды должны быть подвергнуты исследованию в течение сроков, указанных в пункте 5.5 ГОСТ 31861-2012, с соблюдением условий хранения, которые устанавливаются в зависимости от исследуемого вещества.
Согласно пунктам 11.1 и 11.2 ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод", утвержденных ФБУ "ФЦАО" 05.05.2015, между моментом отбора пробы и ее анализом могут происходить различные физические, химические и биохимические реакции, приводящие к изменениям концентрации определяемого показателя. Нарушение установленных сроков хранения проб и сроков проведения количественного химического анализа приведет к получению нерелевантных результатов.
Из таблицы 1 "Методы хранения и консервации проб для определения обобщенных показателей" ГОСТ 31861-2012 следует, что пробы некоторых загрязняющих веществ имеют ограниченный срок хранения, в частности, пробы на БПК, взвешенные вещества, аммоний-ион, нитриты, нитраты, железо, нефть и нефтепродукты хранятся 24 часа.
Суды указали, что в материалах дела имеется акт от 27.08.2020, согласно которому в целях установления источника несанкционированного слива в коллектор с водовыпуском в районе ул. Верхне-Пролетарской д. 26, повлекшего загрязнение водного объекта - р. Самаринка и Глазынинского пруда, и характера загрязняющих веществ, в присутствии членов комиссии произведен отбор проб воды.
Судами установлено, что отбор проб воды происходил в отсутствие представителей общества.
В данном акте отсутствует указание лица, проводившего забор отбора проб воды, а также информация о том, каким способом данная тара упакована и какие приборы применялись для определения координат взятия пробы воды.
Судам также представлены протоколы испытаний от 04.09.2020 N 6507, N 6508, N 6509, N 6510, N 6511.
Суды указали, что из вышеназванных протоколов следует:
- 27.08.2020 в период с 10:00 до 15:35 произведены отборы проб воды в колодце ливневом на территории АО "Одилак", по координатам 55.665457,37.277064; колодце ливневом на территории общества, по координатам 55.666295,37.274378; р. Самаринка, около коллектора под улицей Сосновой по координатам 55.664628,37.295345; Глазынинском пруду, вблизи бонов, по координатам 55.664414,37.297759; колодце ливневый вблизи д. 33А, Транспортный проезд, по координатам 55.664602, 37.278442;
- дата и время получения пробы в ИЛ - 28.08.2020 12:00;
- в период с 28.08.2020 по 04.09.2020 произведен анализ отобранных проб воды без точного указания периода проведения анализа в отношении каждого загрязняющего вещества (в том числе в отношении БПК, взвешенные вещества, аммоний-ион, нитриты, нитраты, железо, нефть и нефтепродукты).
Как обоснованно заключили суды, из представленных протоколов измерений не следует, что анализ проб произведен с соблюдением установленных сроков, поскольку в отношении пробы, взятой в колодце ливневый вблизи д. 33А, Транспортный проезд, по координатам 55.664602,37.278442 установленный 24-часовой срок прошел.
Доказательств того, что пробы исследовались не позднее дня, следующего за их отбором, судам не представлено.
Суды установили, что в протоколах отсутствует информация об оборудовании, использованном при проведении анализов, в том числе сведения о поверке данного оборудования, кроме того, в материалах дела отсутствует аттестат аккредитации лаборатории.
Также судами установлено, что исследование, которое проводилось Центром экологических исследований ООО "Экологическая проектная мастерская "Экопроект", аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) N RA.RU.21AK22, выдан Росаккредитацией 12.07.2016, для чего лаборантом Центра экологических исследований ООО "Экологическая проектная мастерская "Экопроект" Лычагиным Л.А. в присутствии представителей общества 09.12.2020 в 15:36 отобрана проба ливневых сточных вод в колодце ливневой канализации перед складом N 10 на территории общества, которая представляла собой мутноватую жидкость светло-серого цвета, помещенную в стеклянную тару с герметичной крышкой, объемом 2,0 литра.
Данный факт подтверждается актом отбора пробы воды от 09.12.2020 N 447 на двух страницах. Проба в 17:05 поступила на анализ в испытательную лабораторию Центра экологических исследований ООО "Экологическая проектная мастерская "Экопроект".
Результаты количественного химического анализа сточных вод, проведенные Центром экологических исследований ООО "Экологическая проектная мастерская "Экопроект", представлены в виде протокола от 11.12.2020 N 503-447/20, из которого следует, что содержание нефтепродуктов в пробе составляет 0,04 мг/дм3 и не превышает норматив предельно допустимых концентраций содержания нефтепродуктов в водах водных объектов, который согласно ПНД Ф 14.1:2:4.168-2000 "Количественный химический анализ вод. Методика (метод) измерений массовой концентрации нефтепродуктов в пробах питьевых, природных и очищенных сточных водах методом ИК-спектрофотометрии с применением концентратомеров серии КН" составляет 0,05 мг/дм3.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации, методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом особенностей возмещения вреда, причиненного окружающей среде при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты через централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, установленных законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды, вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно пункту 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с положениями пункта 5 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87, исчисление размера вреда, причиненного водным объектам, осуществляется при выявлении фактов нарушения водного законодательства, наступление которых устанавливается по результатам государственного контроля и надзора в области использования и охраны водных объектов на основании натурных обследований, инструментальных определений, измерений и лабораторных анализов.
Администрацией не предоставлены судам какие-либо расчеты размера вреда, причиненного водным объектам, согласно методикам, установленным действующими нормативными актами органов государственной власти Российской Федерации.
Также суды установили, что общество не привлекалось к административной ответственности, и в отношении него не установлено факта осуществления деятельности, способной нанести вред окружающей среде.
Суды указали, что в материалах дела имеется определение от 28.08.2020 N 03/24/1581/2020 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении неустановленного лица. Согласно указанному определению 27.08.2020 в 14:30 в ходе проведения обследования территории в районе дома N 27 дер. Глазынино г. Одинцово Московской области выявлен факт загрязнения акватории Глазынинского пруда в результате сброса сточных вод, содержащих нефтепродукты, из системы ливневой канализации, в связи с чем возбуждено дело об административном правонарушении N 03/24/1581/2020 в отношении неустановленного лица.
Определением от 15.09.2020 N 03/24/1581/2020 об истребовании сведений Минэкологии Московской области определило генеральному директору общества в трехдневный срок представить реквизиты организации; свидетельство о регистрации в качестве юридического лица; свидетельство о постановке на налоговый учет; свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, документы о назначении руководителя организации (приказ, выписка из собрания учредителей), документы на право пользования участком, используемого в хозяйственных целях, схему инженерных сетей по организации водоотведения; техническую документацию на очистные сооружения (при наличии); договора на прием поверхностных стоков с территории организации; результаты лабораторных исследований качества сточных вод за 2019-2020 годы.
Постановлением от 27.09.2020 N 03/24/1581/2020 установлено следующее: 27.08.2020 в 14:30, в рамках рассмотрения обращения Шубиной Я. в ходе проведения обследования территории в районе дома N 27 дер. Глазынино г. Одинцово Московской области выявлен факт загрязнения акватории Глазынинского пруда в результате сброса сточных вод, содержащих нефтепродукты, из системы ливневой канализации.
При проведении обследования территории прохождения коллектора ливневой канализации, проходящего вдоль Транспортного проезда от ул. Верхне-Пролетарская до ул. Союзная г. Одинцово, обнаружить факт несанкционированного сброса нефтепродуктов не представилось возможным. В ходе обследования территории организаций АО "Одихел", ООО "Универсал", ООО "Мясоперерабатывающий завод "Мясницкий ряд", расположенных на земельных участках в районе прохождения коллектора системы ливневой канализации, также не выявлено фактов сброса нефтепродуктов.
Кроме того, суды указали, что при проведении административного расследования установлено, что система ливневой канализации перед выходом сточных вод в водный объект - Глазынинский пруд не имеет очистных сооружений. Очистные сооружения эксплуатируется МБУ "Одинцовское городское хозяйство", которое не обеспечило постановку их на баланс предприятия и установку очистных сооружений перед сбросом сточных вод в водный объект.
Судами установлено, что согласно картографическим данным Глазынинский пруд расположен в русле реки Самаринка, протекающей по территории двух субъектов Российской Федерации - городу Москва и Московской области. Действующим законодательством надзорные функции поделены между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Река Самаринка относится к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов (постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 640 "О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов"). МБУ "Одинцовское городское хозяйство", которое осуществляет эксплуатацию ливневой канализации, поставлено на федеральный государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, как объект II категории и относятся к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору (постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 903 "Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору").
По данному факту специалистами Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям проведена проверка, по результатам которой администрации направлено предостережение о принятии на баланс системы ливневой канализации и оборудовании очистных сооружений на выходе сточных вод.
В ходе проведенного административного расследования принятыми мерами установить хозяйствующего субъекта, осуществившего несанкционированный сброс загрязняющих веществ в систему ливневой канализации, повлекший загрязнение акватории Глазынинского пруда, не представилось возможным.
Исходя из предмета и оснований заявленных требований, установленных фактических обстоятельств спора и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, учитывая, что отбор и анализ проб произведен с нарушением установленных норм и сроков, принимая во внимание, что производство по делу об административном правонарушении N 03/24/1581/2020 прекращено, а общество не привлекалось к административной ответственности и в отношении него не установлено факта осуществления деятельности, способной нанести вред окружающей среде, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что администрацией не доказано, что именно обществом причинен вред окружающей среде, в связи с чем правомерно отказали администрации в удовлетворении требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2022 года по делу N А41-4949/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Одинцовского городского округа Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что согласно картографическим данным Глазынинский пруд расположен в русле реки Самаринка, протекающей по территории двух субъектов Российской Федерации - городу Москва и Московской области. Действующим законодательством надзорные функции поделены между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Река Самаринка относится к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов (постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 640 "О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов"). МБУ "Одинцовское городское хозяйство", которое осуществляет эксплуатацию ливневой канализации, поставлено на федеральный государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, как объект II категории и относятся к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору (постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 903 "Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору")."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 июня 2022 г. N Ф05-10772/22 по делу N А41-4949/2021