• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 июня 2022 г. N Ф05-11340/22 по делу N А40-204695/2020

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Гарантийный срок на выполняемые по настоящему договору работы, согласно п.2 договора, составляет 42 месяца с даты утверждения акта приёмки законченного строительством объекта приёмочной комиссией. В соответствии с п.12.6 договора в редакции дополнительного соглашения N 28 от 09.12.2008 г., в случае невыполнения генеральным подрядчиком п.12.5 заказчик производит удержание денежной суммы в размере 5% из финансирования выполненных работ на гарантийный срок эксплуатации объекта+1 месяц. После предоставления страхового полиса удержанная сумма подлежит перечислению генеральному подрядчику. Согласно п.1.4 договора, генеральный подрядчик обязан выполнить на свой риск собственными и/или привлечёнными силами и средствами комплекс работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями настоящего договора. Пунктом 1.5 договора в редакции дополнительного соглашения N 24 от 20.02.2008 г. была установлена обязанность заказчика создать генеральному подрядчику необходимые условия для выполнения работ по настоящему договору, организовать приёмку результата. Согласно п.4.7 договора, заказчик обязался по письменному сообщению генерального подрядчика о готовности объекта к сдаче в эксплуатацию организовать совместно с генеральным подрядчиком приёмку законченного строительством объекта в эксплуатацию в соответствии с порядком, установленным Московскими городскими строительными нормами и СНиП. Генеральный подрядчик, согласно абз.2 п.5.1 договора, обязан совместно с заказчиком предъявить приёмочной комиссии объект в полной строительной готовности с комплексом исполнительной технической документации и актом приёмки 0 (в 4х экземплярах) и совместно с заказчиком передать объект эксплуатирующей организации. Московскими городскими строительными нормами "Приёмка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения", утверждёнными Постановлением Правительства Москвы от 11 июля 2000 г. N 530 (утратившими силу 20.01.2009 г. согласно Постановлению Правительства Москвы от 30.12.2008 г. N 1249-ПП), установлено, что законченный строительством объект предъявляется подрядчиком к приёмке заказчику в составе и в объёме, предусмотренных утверждённым в установленном порядке проектом и договором подряда (контракта) (п.4.1), принятый от подрядчика законченный строительством и подготовленный к эксплуатации объект предъявляется заказчиком к приёмке в эксплуатацию инвестору (п.4.2).

Так, из материалов дела следует, что в период действия вышеуказанных МГСН генеральный подрядчик по акту приёмки от 26 декабря 2007 г. сдал, а заказчик и государственный заказчик приняли объект капитального строительства "Первый пусковой комплекс строительства Краснопресненского проспекта от МКАД до проспекта Маршала Жукова" (первая очередь). Данный акт также был подписан представителями префектур, эксплуатирующих организаций, отраслевых органов исполнительной власти города Москвы. Заказчик ООО "Организатор" получил выданное Ростехнадзором заключение от 25 декабря 2007 г. на объект капитального строительства "Первый пусковой комплекс строительства Краснопресненского проспекта от МКАД до проспекта Маршала Жукова", а также 26 декабря 2007 г. получил разрешение N RU77142000-000470 на ввод объекта "Участок Краснопресненского проспекта от МКАД до проспекта Маршала Жукова" в эксплуатацию. При приёмке второй и третьей очередей законченного строительством объекта капитального строительства "Участок Краснопресненского проспекта от МКАД до проспекта Маршала Жукова" Генеральный подрядчик АО "Мосметрострой" подписал акты приёмки объекта капитального строительства государственного заказа города Москвы и передал их заказчику ООО "Организатор", который также их подписал и должен был подписать у государственного заказчика и представителей префектур, эксплуатирующих организаций, отраслевых органов исполнительной власти города Москвы. Ростехнадзор провёл проверку и по результатам данной проверки оформил акт проверки объекта капитального строительства "Участок Краснопресненского проспекта от МКАД до проспекта Маршала Жукова (вторая очередь)" от 18.12.2009 г. N13-Г/4.3-15/III-К1-01 и акт итоговой проверки капитального строительства "Участок Краснопресненского проспекта от МКАД до проспекта Маршала Жукова (третья очередь)" от 11.11.2010 г. N28-Г74.3-25/Р-02. На основании вышеуказанных актов заказчику ООО "Организатор" Московским МТУ Ростехнадзора были выданы заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства "Участок Краснопресненского проспекта от МКАД до проспекта Маршала Жукова (вторая очередь)" требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации от 25.12.2009 г. N728 и заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства "Участок Краснопресненского проспекта от МКАД до проспекта Маршала Жукова (третья очередь)" требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации от 19.05.2011 г. N252. При этом извещений и сообщений о подписании актов приёмки объекта капитального строительства государственного заказа города Москвы второй и третьей очередей законченного строительством объекта капитального строительства "Участок Краснопресненского проспекта от МКАД до проспекта Маршала Жукова" государственным заказчиком, а также выдачи соответствующих разрешений на ввод объекта в эксплуатацию в адрес генерального подрядчика не поступало.

Таким образом, генеральный подрядчик АО "Мосметрострой" выполнил свои обязательства, предусмотренные договором, и сдал заказчику ООО "Организатор" готовый к эксплуатации объект по акту законченного строительством объекта, который эксплуатируется уже в течение 9 лет. Кроме того, по состоянию на 01.01.2015 г. стороны договора составили акт сверки расчётов, которым подтверждается, что генеральный подрядчик АО "Мосметрострой" выполнил работы на сумму 59.002.458.272,91 руб. из которой было оплачено 58.761.842.598,29 руб., в связи с чем задолженность государственного заказчика перед генеральным подрядчиком составляет 240.615.675,32 руб. АО "Мосметрострой" обратилось в Департамент строительства города Москвы с письмом от 15.06.2015 г. N 2651-14/231, в котором просило погасить указанную задолженность. На данное обращение Департамент строительства города Москвы в письме от 15.07.2015 г. N ДС-11-1891/15-4 указал, что данная сумма была удержана от стоимости выполненных работ в качестве 5% резерва, в соответствии с п.6.8 договора. В ответе на повторную претензию истца ответчик отказал в оплате задолженности в связи с тем, что на инженерные системы Северо-Западного округа не были получены разрешения на ввод объекта в эксплуатацию 2- го и 3-го пусковых комплексов и, следовательно, оснований для оплаты счёта на сумму 240.615.675,32 руб. не имеется.

Однако, истец указал, что у ответчика возникла обязанность по возврату гарантийного удержания по обязательствам сторон в рамках договора N 1 от 02.07.2004 г.

Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения истца с настоящим иском, который был удовлетворен, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, удовлетворяя исковые требования, руководствуясь ст.ст. 309, 310, 314, 702, 711, 740 ГК РФ, правомерно исходил из того, что в данном случае наступил срок выплаты гарантийного удержания, при этом ответчик доказательств погашения задолженности по возврату гарантийного удержания не представил, в связи с чем суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме."