г. Москва |
|
22 июня 2022 г. |
Дело N А40-204955/2021 |
Арбитражный суд Московского округа в составе судьи Борсовой Ж.П.,
рассмотрев в судебном заседании в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24 декабря 2021 года и на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2022 года по делу N А40-204955/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (далее - истец, ООО "РН-МН Туапсе") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании штрафа в размере 55 320 руб.
Согласно части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", арбитражным судом кассационные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, и без осуществления протоколирования (часть 2 статьи 284, часть 2 статьи 288.2 Кодекса).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 декабря 2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2022 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по существу спора судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
До рассмотрения жалобы по существу в Арбитражный суд Московского округа от ООО "РН-МН Туапсе" поступил отзыв на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела в соответствии со статьей 279 АПК РФ.
Изучив материалы дела и проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Из представленных в материалы дела доказательств судами при рассмотрении спора по существу установлено, что 08 июня 2015 года между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "РН-Туапсенефтепродукт" (пользователь) заключен договор N 10/7т на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для пользователя при станции Туапсе Северо-Кавказской железной дороги.
В соответствии с пунктом 9 договора, в редакции дополнительного соглашения от 11 апреля 2017 года, готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком в течение трех часов, с момента получения уведомления о готовности вагонов к уборке. Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, с которого убраны вагоны, производится перевозчиков в течение 1,35 час. при условии нахождения вагонов на станции Туапсе-Сортировочная и готовности их к подаче.
Задержка подачи вагонов по истечении 1,35 часов с момента выборки порожних вагонов с путей необщего пользования, является задержкой подачи вагонов, то есть нарушением предусмотренных договором сроков подачи вагонов.
Решением от 17 мая 2017 года ПАО "НК "Роснефть", единственного участника ООО "РН-Туапсенефтепродукт", фирменное наименование изменено на ООО "Морской терминал Туапсе".
Исковые требования мотивированы тем, что в июле 2021 года ответчик ненадлежащим образом выполнил обязательства по своевременной подаче вагонов под выгрузку вагонов-цистерн на место выгрузки груза, в связи с чем начислен штраф в размере 55 320 руб.
Поскольку инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился с иском в суд.
Разрешая спор по существу, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом правильного распределения бремени доказывания, руководствуясь положениями статей 309, 310, 330, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2, 62, 99, 100 Федерального закона N 18-ФЗ от 10 января 2003 года "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", установив, что факт задержки перевозчиком подачи вагонов под выгрузку грузов подтверждается представленными в материалы дела транспортными железнодорожными накладными, пришли к правомерному выводу о наличии предусмотренных законом совокупности обстоятельств для удовлетворения заявленных исковых требований. Расчет штрафа проверен и признан обоснованным, математически и методологически верным, при этом, суды установили основания для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о неправомерном удовлетворении требований без учета применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат отклонению судом округа.
Из системного толкования статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" следует, что снижение размера неустойки является правом суда при условии обоснованности заявления о несоразмерности взыскиваемой неустойки последствиям нарушения обязательства.
Вместе с тем, степень несоразмерности заявленной неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего арбитражный суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела.
В соответствии с правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 января 2016 года N 303-ЭС15-14198, определение конкретного размера неустойки является вопросом факта и, следовательно, относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, а заявленные истцом возражения представляют собой требование о переоценке обстоятельств дела, что выходит за установленные частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Представленный истцом расчет неустойки был проверен судом первой инстанции и признан верным, оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации судом установлено не было.
Отклоняя доводы ответчика о том, что истцом в материалы дела не представлены документы, подтверждающие нахождение вагонов на станции Туапсе-Сортировочная и готовность их к подаче, апелляционный суд указал, что данные доводы противоречат Правилам эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденного приказом МПС РФ от 18 июня 2003 года N 26 и пунктам 5, 6 спорного договора.
Также судом отклонены доводы ответчика, что фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов, поскольку ответчиком в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об исполнении им обязанностей, связанных со своевременной подачей вагоны под выгрузку.
При этом судами учтено, что акты общей формы подтверждают факт нахождения вагонов на путях общего пользования, но не подтверждают факт нахождения вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя, что необходимо доказывать в силу положений статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Оснований не согласиться с данными выводами кассационная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела установлены судами, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Иная оценка заявителем установленных судами обстоятельств, а также иное толкование законодательства не свидетельствуют о судебной ошибке и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
У суда кассационной инстанции отсутствуют процессуальные основания для переоценки доказательств, исследованных судами первой и апелляционной инстанций (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Таким образом, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд округа обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 декабря 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2022 года по делу N А40-204955/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Судья |
Ж.П. Борсова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Представленный истцом расчет неустойки был проверен судом первой инстанции и признан верным, оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации судом установлено не было.
Отклоняя доводы ответчика о том, что истцом в материалы дела не представлены документы, подтверждающие нахождение вагонов на станции Туапсе-Сортировочная и готовность их к подаче, апелляционный суд указал, что данные доводы противоречат Правилам эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденного приказом МПС РФ от 18 июня 2003 года N 26 и пунктам 5, 6 спорного договора.
Также судом отклонены доводы ответчика, что фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов, поскольку ответчиком в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об исполнении им обязанностей, связанных со своевременной подачей вагоны под выгрузку.
При этом судами учтено, что акты общей формы подтверждают факт нахождения вагонов на путях общего пользования, но не подтверждают факт нахождения вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя, что необходимо доказывать в силу положений статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 июня 2022 г. N Ф05-11849/22 по делу N А40-204955/2021