г. Москва |
|
27 июня 2022 г. |
Дело N А41-73735/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.06.2022.
Полный текст постановления изготовлен 27.06.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от ООО "Домостроительная фабрика "Зодиак": Гришанов В.А. по доверенности от 14.03.2022, паспорту;
от Администрации городского округа Воскресенск Московской области: не явился, извещён;
рассмотрев 21.06.2022 в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Воскресенск Московской области на решение от 27 декабря 2021 года Арбитражного суда Московской области, на постановление от 22 марта 2022 года Десятого арбитражного апелляционного суда, по делу N А41-73735/2021
по заявлению ООО "Домостроительная фабрика "Зодиак"
к Администрации городского округа Воскресенск Московской области
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Домостроительная фабрика "Зодиак" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации городского округа Воскресенск Московской области (далее -Администрация, заинтересованное лицо) N 1899 от 16.07.2021 г. и обязании Администрацию принять решение о предварительном согласовании предоставления ООО "Домостроительная фабрика "Зодиак" земельного участка площадью 290 кв.м., на котором расположено здание КГ 50:29:0000000:26971, согласно заявлению N Р001-8592050842-47147280.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 декабря 2021 года заявленные требования ООО "Домостроительная фабрика "Зодиак" удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 марта года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
Администрация считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Иные лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество является собственником нежилого здания площадью 253,3 кв. м, кадастровый номер 50:29:0000000:26971, расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, г. Воскресенск, ул. Гаражная, корп. 5, пом.1, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Земельный участок, на котором расположено здание не поставлен на кадастровый учет, не предоставлен заявителю на каком-либо праве.
В порядке реализации права на выкуп такого земельного участка ООО "Домостроительная фабрика "Зодиак" обратилось в Администрацию с заявлением N Р001-8592050842-47147280 о предоставлением государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" с приложением к заявлению о предоставлении такой услуги полного комплекта документов, требующихся согласно статьи 39.15 Земельного кодекса РФ (в том числе, подготовленной кадастровым инженером схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории).
Решением Администрации от 16.07.2021 г. N 1899 в предоставлении государственной услуги заявителю отказано со ссылкой на то, что
- на земельном участке расположены иные строения;
- образуемый земельный участок не позволяет использовать расположенное на нем строение;
- не представлен правоустанавливающий документ на земельный участок;
- вид разрешенного использования земельного участка "строительная промышленность" не соответствует фактическому использованию здания.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались следующими обстоятельствами.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется в порядке, установленном ст. 39.14 Земельного кодекса РФ и состоит из следующих этапов:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Требования к содержанию заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и перечень прилагаемых к нему документов установлены ст. 39.15 Земельного кодекса РФ.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка закреплены в п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, согласно которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Суды указали, что как следует из заключения кадастрового инженера Селезнева П.Е., на территории испрашиваемого земельного участка площадью 290 кв. м расположено здание нежилого назначения (компрессорная), общей площадью 253,3 кв. м, кадастровый номер 50:29:0000000:4772. Помещение с кадастровым номером 50:29:0000000:26971, общей площадью 253.3 кв. м, занимает 100% площади здания компрессорной (кадастровый номер 50:29:0000000:4772). Иных помещений в здании компрессорной (кадастровый номер 50:29:0000000:4772) не имеется.
Иных зданий и/или сооружений на территории данного земельного участка не имеется.
Как следует из представленных Обществом выписок из ЕГРН, испрашиваемый земельный участок 290 кв. м со всех сторон имеет общую границу с земельными участками с кадастровыми номерами 50:29:0072404:137 и 50:29:0072404:135, которые также принадлежат ООО "ДСФ "Зодиак" на праве собственности.
Доказательств иного не представлено.
В связи с указанными обстоятельствами суды не приняли во внимание довод Администрации о том, что в границах земельного участка имеются иные объекты.
В обоснование доводов отказа в предоставлении государственной услуги, администрацией указано, что вид разрешенного использования земельного участка "строительная промышленность" не соответствует фактическому использованию здания судом отклоняется по следующим основаниям.
Судами установлено, что испрашиваемый земельный участок, в соответствии ПЗЗ, утвержденным Решением Совета депутатов городского округа Воскресенск Московской области от 20.12.2019 г. N 74/8, расположен в границах земель населенных пунктов, в зоне П-Производственная зона. В соответствии с градостроительным регламентом (статья 30 ПЗЗ) для производственной зоны одним из допустимых основных видов разрешенного использования может быть "Строительная промышленность" (код ВРИ 6.6).
Согласно п. 11 ст. 11 ПЗЗ, утвержденных Решением Совета депутатов городского округа Воскресенск Московской области от 20.12.2019 г. N 74/8, при формировании земельных участков под существующими объектами капитального строительства, размер земельного участка может не соответствовать минимальным размерам земельного участка, установленным в Правилах в составе градостроительного регламента.
Согласно п. 16 ст. 11 ПЗЗ, утвержденных Решением Совета депутатов городского округа Воскресенск Московской области от 20.12.2019 г. N 74/8, при выделе участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или собственность на которые не разграничена, под объектами капитального строительства, зарегистрированными до утверждения настоящих правил в установленном законом порядке, предельные размеры земельных участков не применяются, если их соблюдение невозможно в силу сложившегося землепользования (фактических границ, установленных на местности).
Судами установлено, что принадлежащее Обществу здание, расположенное на испрашиваемом земельном участке, является частью единого производственного комплекса 1 975 года постройки, все другие помещения которого (помещения кадастровый номер 50:29:0000000:39392, 50:29:0000000:9108, 50:29:0000000:9078) принадлежат на праве собственности ООО "ДСФ "Зодиак". Данные помещения ранее принадлежали ООО "Воскресенский завод ЖБКиИ" и были задействованы в процессе производства бетонных смесей и железо-бетонной продукции.
На основании изложенного, суды обоснованно пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 декабря 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2022 года по делу N А41-73735/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка закреплены в п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, согласно которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 июня 2022 г. N Ф05-14165/22 по делу N А41-73735/2021